Прицепная спецтехника "Союз гибридных технологий "


 

 

Валентин Карпенко

Нынешняя комплектация спецтехники двигателями внутреннего сгорания уже никого не удивляет сочетанием разных топливных систем. Союз бензина с метаном, дизельного топлива с биогазом или высоковольтной аккумуляторной батареей, становится более прочным. Производители всевозможных надстроек и навесок к колесным и гусеничным шасси тоже решили не отставать от технической моды…

 

 Плюс гибридизация всех машин

К повальному увлечению энергообеспечением спецтранспорта дело пока не пришло, но определенная новизна в этой теме появилась, вызвав у хозяйственников обоснованный интерес. Если в чистом виде электротрактор с навесным электроинструментом по стоимости еще слишком далек от финансовых возможностей большинства потребителей, то отдельно взятая для него фронтальная или кормовая навеска с электромотором уже стала доступной. Налицо становление промежуточного этапа производства машин, работающих от источников альтернативной энергии.

Мобильные краны на колесном шасси за счет раздельного и альтернативного привода ходовой базы и операционных систем надстройки в завершившемся сезоне сорвали аплодисменты. Это доказал голландский производитель мобильных кранов. Он вообще сделал революционный шаг в краностроении: в ответ на растущее по всему миру число городов, где запрещена эксплуатация транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями, открыл страничку нового типа кранов. В ноябре он представил первый в мире гибридный мобильный кран SK487-AT3 City Boy на 3-осном колесном спецшасси.

Главная особенность машины в том, что ходовая база получила питание от мощной литий-ионной аккумуляторной батареи. Таким образом, в городской черте кран беспрепятственно перемещается к месту назначения без использования двигателя внутреннего сгорания. При этом кран в габаритных размерах получился весьма компактным – по ширине 2,5 м, в длину 13,1 м и в высоту 4 м ровно. Улучшает маневренность City Boy на в стесненной по размерам зоне старой застройки система управления всех трех осей – они рулевые. Их можно синхронно направить в одну сторону, вывернуть в противоположных направлениях относительно друг друга или вообще пустить машину диагональным ходом. И хотя это не внедорожное шасси, две оси из трех (передняя и задняя) за счет собственных электромоторов стали ведущими.

 

 

 

На рабочей площадке после развертывания башенной мачты и фиксации аутригерами, кран для операционного режима подключается к электросети. Выхлопные газы вообще отсутствуют. Их мобильный кран может «выдать на-гора» разве что за городом на автомагистрали в транспортном режиме передвижения, поскольку для таких задач ходовая машины оборудована гибридным двигателем.

Смонтированный на спецшасси дизельный двигатель John Deere мощностью 231,1 л. с. (170 кВт) Stage IV помимо обеспечения привода ходовой на загородной автостраде, попутно заряжает с помощью генератора блок аккумуляторных батарей. В транспортном режиме с приводом от дизельного двигателя мобильный кран может передвигаться по шоссе со скоростью 80 км/ч.

При необходимости в течение нескольких часов крановая надстройка может работать полностью в автономном режиме на аккумуляторах без подключения к ЛЭП, что очень важно при ликвидации техногенных аварий и катастроф в городской черте, лишенной электричества. Операционные возможности крана при работе от дизельного привода и электрического – одинаковы: башня взмывает на высоту 30 м, стрела вытягивается на 40 м, поднимая крюком на этой отметке груз весом 1,7 т. Подать 1,7-тонный груз можно и на высоту 55 м, но при этом вылет поднятой вверх стрелы (не более 45 град.) будет где-то в пределах 27 м.

И хотя презентованная в ноябре машина только завершает все испытания и получает сертификаты соответствия, портфель заказов на нее уже растет. Первыми заявку на приобретение гибридного мобильного крана City Boy подали голландская компания M. Verschoor и британская фирма City Lifting. Оба предприятия намерены участвовать в тендерах на подрядные работы в центрах мегаполисов, в т. ч. с исторической старой застройкой.

Будущие владельцы такой техники не скрывают, что на приобретение кранов с гибридным приводом они решились не столько из-за любови к природе и окружающей среде, сколько встревожились ускользающими заказами на выполнение работ в городской черте. Повод серьезный: муниципалитеты мегаполисов начали планомерное вытеснения из улиц даже развозных машин, не говоря уже об автобусах с двигателями внутреннего сгорания и, понятное дело, спецтехники.

 

 

 

На промежуточном этапе

Умение предвидеть рост спроса на инновационные рабочие навесные органы помогло крупнейшему европейскому игроку на рынке косилок и кусторезов Rousseau (Франция) сделать хороший задел на будущее. Представленная всего пару месяцев назад косилка-кусторез E-Kastor с редким для навесок гибридным приводом вызвала неподдельный интерес пользователей именно низкой стоимостью владения, относительно классических агрегатов. Как оказалось, возможные потери производительности ротора с электроприводом на косилках E-Kastor составляют всего 5%, а в предыдущих версиях с системой гидропривода тот показатель достигал 40%.

Экономия пришла благодаря тому, что гидравлическую передачу энергии для привода ротора заменили электрической. Для этого пришлось использовать вал отбора мощности, от которого работает генератор, питающий электромотор (33 кВт) режущей головки. Гидравлический поток на цилиндры стрелы – механизм ее наклона – формируется не от автономной гидравлической станции, как это происходило в предыдущих версиях косилок, а от базовой гидросистемы трактора.

Генератор и электродвигатель гармонично интегрированы непосредственно в навесной агрегат и синхронизированы вариатором мощности. Скорость двигателя ротора в рабочем диапазоне от 0 до 4000 об/мин. На максимальном режиме ротор триммера летает, что не сравнимо с гидравлическим собратом. В таком исполнении навесной агрегат лишился насосной гидростанции, гидравлического наполнителя и гидравлического бака, что облегчило всю навесную конструкцию. Для охлаждения компонентов электрического привода используется биоразлагаемая смесь, состоящая наполовину из воды и гликоля (50:50).

Разработкой французов E-Kastor, которая получила серебряную медаль на фестивале технических новинок SIMA Innovation Awards 2017, уже заинтересовались производители электротяговой аккумуляторной техники.