Рынок "Рынок снова на подъеме!"


 

 

 Для бизнес-сообщества 2017 год в целом стал позитивным. К 2018 году условия приобретения коммерческого автотранспорта сложились благоприятные, перевозчики воспрянули духом, в ходу появились словосочетания «дно пройдено».

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

БИЗНЕС И МАКРОСРЕДА

В январе 2018-го Федеральная служба статистики открыла окончательные данные по динамике потребительских цен за 2017 г. Уровень инфляции в 2,5% стал самым низким за всю историю современной России. Для сравнения: в 2016 г. он составлял 5,4%, а в 2015-м взял рубеж 12,9%. В прошлом году продовольственные товары подорожали на 1,1%, промышленные товары – на 2,8%, услуги – на 4,4%. Самый внушительный рост коснулся топлива: оно подорожало на 7,3%.

Индекс потребительских цен отразил рост цен в разных отраслях. Например, стоимость транспортных средств поднялась на 3,7%, их эксплуатация стала дороже на 4,6%, а транспортные услуги в денежном выражении выросли на 7%. Стоимость медицинских услуг подорожала на 5,6%, оплата услуг ЖКХ стала дороже на 5%, услуги связи прибавили 4,4%. На этом фоне затягивать с обновлением парка стало себе дороже, и многие предприятия и частные перевозчики перезагрузили свое отношение к проблеме.

 

МАЛЫЙ, НО НЕ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ!

Минувший год рынок легких коммерческих автомобилей впервые за долгое время продемонстрировал заметный подъем. По сведениям аналитического агентства «Автостат-Инфо», продажи новых LCV за 12 месяцев выросли на 15 311 шт. или на 16,9% и достигли отметки в 106 155 ед.

Продажи российских малотоннажников выросли на 9444 ед. или на 14,5%. Спрос на иномарки в процентном отношении был активнее: +22,9% или +5867 ед. Сбыт техники производства РФ достиг 74 712 ед. (70,4% рынка), иномарок – 31 443 ед. (29,6%). При этом машины зарубежного производства «отъели» у отечественных LCV 1,4%. Самым результативным месяцем по объемам сбыта российских малотоннажников стал март (7114 ед.), по сбыту иномарок – декабрь (3251 ед.).

Некоторые бренды не смогли удержать позиций 2016 г. В этом списке FIAT (-113 ед. или -5,6%), IVECO (-46 ед. или – 38,4%), Renault (-276 ед. или -46,7%). Спад покупательского интереса коснулся брендов Toyota (-146 ед. или -54,5%), ТагАЗ (-15 ед. или -60%), BAW (-39 ед. или -38,2%).

У остальных производителей все в порядке. Например, УАЗ «Профи» поставлен клиентам в количестве 119 ед. в октябре, 205 ед. в ноябре, 224 ед. в декабре. И в новом сезоне интерес к нему не должен угаснуть.

Фаворит количественной прибавки за минувший год – «ГАЗель NEXT»: их продано на 7 115 ед. или на 28,2% больше. Правда, обратной стороной этого процесса стало снижение спроса на цельнометаллические фургоны и микроавтобусы семейства «ГАЗель Бизнес».

В процентном отношении лучшая динамика у Ford Transit елабужской сборки: +43,1% или +3717 ед.

Рынок продемонстрировал рост спроса на фургон и универсал Lada Largus, причем в начале прошлого года даже образовался дефицит пассажирской версии. Итоговый скачок покупательского интереса по Lada Largus фургон вылился в 19,9% роста (+1 610 ед.). В 2016-м продано 29 341 всех модификаций Lada Largus, в 2017-м – 33 601. Предложение едва поспевало за спросом и на Mercedes-Benz Sprinter: подъем составил 15,5% (+910 ед.). Остается на плаву и спрос на уазовскую «буханку» (+1 051 ед. или +19,8%).

В 2018 году погоду в статистике продаж по-прежнему будут делать флитовые закупки. Например, такие, как контракт «Почты России» на покупку 2600 автомашин для обновления 15% парка. Продолжится программа поставок LCV для нужд сельской «скорой помощи». Часть машин уйдет в банки и корпоративные парки доставщиков фаст-фуда, медикаментов, бытовой техники, стройматериалов. Мнения представителей автобизнеса относительно прогнозов-2018 во многом схожи: восстановительный рост на рынке легких коммерческих автомобилей составит около 10–12%.

 

ГРУЗОВЫЕ ЛОКОМОТИВЫ

Продажи новых средних и тяжелых грузовиков в 2017 г. сродни прорыву платины: куплено почти наполовину больше, чем в 2016-м! в конкретных величинах дельта составила 49,2% или 25 839 ед. Всего реализовано 78 348 ед. грузовиков с иголочки: 41 975 ед. российского производства и 36 373 ед. зарубежного.

Лавина спроса внесла большие изменения в предпочтениях тех, кто «заказывает музыку». Например, резко активировался спрос на иномарки. Увеличение по ним составило 19 249 ед. (+112,4%), и это больше, чем совокупный объем продаж в 2016-м (17 124 ед.). Для сравнения: поставки новых грузовиков российских марок выросли на 6590 ед. (+18,6%). И что удивительно: иномарки отобрали у брендов РФ 13,8%! Удельный вес машин заграничного производства за год вырос с 32,6 до 46,4%, а отечественной сборки, напротив, снизился с 67,4 до 53,6%.

Самыми «урожайными» с точки зрения продаж грузовых иномарок и машин «Сделано в России» стал декабрь. Под финиш года рынок раскочегарился так, что рост продаж был отмечен во всех федеральных округах, от 15,8% в Уральском регионе и 34,8% в ЮФО до 71,8% на Северо-Западе и 65,3% на Дальнем Востоке.

По маркам грузовиков недосягаемым для конкурентов остается КАМАЗ: его коммерческий успех вылился в дополнительно проданные 5 958 ед. (+27,9%). Общее количество отгрузок клиентам составило 27 317 ед. По некоторым брендам отмечено незначительное охлаждение интереса. В частности, ГАЗ уступил показателям 2016 г. 167 ед. (-1,9%), IVECO-AMT продал на 15 машин меньше (-5,1%). Ощутимее просадка НЕФАЗа: 76 ед. или -31,1%. Совсем худо дела у Dongfeng: продажи упали на 53 ед., что эквивалентно -67,1%. И отмеченный в конце списка бренд ЗИЛ сбавил обороты на 6 ед. (-60%).

За строчками таблиц скрываются и другие перемены. Лучше стали продаваться автомобили из Большой семерки. Особенно заметный рывок сделал бренд Renault Trucks. И хотя результат достигнут на фоне низкой исходной базы, в 2018 году французский «ромб» намерен удвоить продажи. При таком раскладе стало очевидно уменьшение спроса на белорусские МАЗы и турецкий Ford Cargo: спрос на последние упал – за год не продано и 30 ед.

Предпочтения по моделям сюрпризов не преподнесли. На вершине – КАМАЗ-65 115, который стал востребован больше на 1 003 ед. (+17,2%). На 1168 ед. (+20%) активизировался спрос на полноприводный КАМАЗ-43118. Замыкает тройку лидеров «ГАЗон NEXT»: +102 ед. или +1,9%. В топ-10 самых продаваемых грузовиков присутствуют еще две модели из Набережных Челнов: КАМАЗ-6520 (+1590 ед. или +33%) и КАМАЗ-5490 (+1597 ед. или +41,4%). Можно сказать, что позиции челнинских большегрузов сильны, как никогда прежде.

В рейтинге иномарок первенствует Mercedes-Benz Actros, собираемый в Татарстане: его поставки заказчикам выросли более чем в 2,6 раза, на 3 338 ед. Аналогичный прогресс отмечен по Volvo FH калужского производства: рост на 2 812 ед. или более чем в 2,7 раза. Практически ноздря в ноздрю со шведским фаворитом к финишу минувшего года пришел DAF XF105: продажи поднялись на 2 283 ед. или более чем в 2,7 раза. В первой десятке обосновалась и Scania R, спрос на которую поднялся на 1 347 ед. или в 2,7 раза.

Прогноз на 2018 год оптимистичный, но сдержанный: увеличение продаж в процентном выражении вряд ли достигнет текущего уровня, но совершенно точно будет обозначено двухзначным числом.

 

АВТОБУСНАЯ ВЕСНА

До настоящего времени рынок пассажирского транспорта рос довольно скромными темпами – до 10% в год. В 2017-м оживление транспортных операторов вылилось в цифру 12,3%. Всего за минувшие 12 месяцев заказчикам поставлено 12 111 ед. новых автобусов, что на 1 329 ед. выше результатов 2016 г.

В январе-декабре 2017-го было продано 11 134 ед. автобусов российских заводов и 977 иномарок. Рост по отечественной пассажирской технике составил 635 ед. или 6%, по иностранной – 694 ед. или в 2,5 раза. Доминирующее положение по-прежнему занимает техника местного производства: 91,9% против 8,1% у «чужаков». Но в том-то и дело, что бренды РФ утратили 5,5% рыночного пространства, а зарубежные – столько же приобрели.

Лучше всего российские автобусы продавались в декабре (1 491 ед.) и августе (1 078 ед.). Иномарки оседлали пик спроса в декабре (166 ед.) и мае (164 ед.). Под занавес года рост отмечен в пяти федеральных округах с минимумом на Урале (+1,1%) и максимумом в ЮФО (+76%). А вот Северо-Запад к декабрю 2016 года неожиданно провалился на 72,9%. Компанию ему составил Северный Кавказ с минусом в 87,1%.

Впрочем, отрицательная динамика коснулась не только регионов, но и самих брендов. По сравнению с 2016 г. ЛИАЗ не досчитался в отгрузках 404 автобусов (-21,9%), НЕФАЗ отстал от своего же результата на 198 ед. (-18,7%). «Вахтовок» на базе «Урала» заказано на 20 ед. меньше, а это минус 6,5%. Маленькая корректировка коснулась КАвЗ: объем подтаял на 7 ед. (-1,9%). Но настоящий апперкот пропустил МАЗ: закупки белорусских автобусов рухнули на 459 ед. (-56,5%). Минский производитель из-за этого практически не участвовал в крупных отраслевых выставках на территории России.

Хочется привести и позитивные примеры. Так, ГАЗ продал 179 новых автобусов, хотя годом ранее под этим брендом их отгрузки были равны нулю. Россияне приобрели 12 лайнеров Neoplan, хотя за год до этого не было продано ни одного. Прямо-таки как на дрожжах начали расти продажи китайских машин: Yutong (с 57 до 270 ед., 373,7%), King Long (c 52 до 144 ед., 176,9%), Zhongtong (с четырех до 70 ед., +1650%), Higer (с 25 до 166 ед., +564%), Golden Dragon (с 17 до 60 ед., +252,9%).

Модельная раскладка вызвала немало эмоций. С одной стороны, в топ-10 расположились все те же, но, с другой стороны, большинство отмечено снижением объемов продаж. Даже ПАЗ-3205 на первом месте разошелся на 543 ед. (-17,2%) меньше, чем годом ранее. С пятой строчки и ниже в топ-10 все модели тоже идут с «минусом» по количеству продаж. Того же ЛИАЗ-5292 продано на 96 ед. (-14,3% меньше), что вызвано уменьшением заказов со стороны муниципалитетов разных регионов РФ.

Оптимистичный прогноз-2018 составляет рост сбыта новых автобусов на 12-15%, пессимистичный – не более 5–7%. В любом случае ожидается рост, и для таких позитивных прогнозов есть все предпосылки.

 

Таблица 1. Продажи новых LCV (˂6 т) в РФ по маркам в 2017 г.

(Источник: «Автостат-Инфо»)

 

№№

пп

Марка нового LCV

Январь-декабрь

Изменение

2017

2016

Ед.

%

1.

ГАЗ

46864

40956

5908

14,4

2.

УАЗ

19765

17889

1876

10,5

3.

Ford

8645

4923

3722

75,6

4.

Lada

8073

6398

1675

26,2

5.

Mercedes-Benz

7940

6552

1388

21,2

6.

Volkswagen

5807

5256

551

10,5

7.

Peugeot

2326

1517

809

53,3

8.

FIAT

1897

2010

-113

-5,6

9.

Citroen

1790

1229

561

45,6

10.

Hyundai

1624

1469

155

10,6

ИТОГО в топ-10

104731

88199

16532

18,7

 

 

Таблица 2. Продажи новых грузовиков в РФ по маркам в 2017 г.

(Источник: «Автостат-Инфо»)

 

№№

пп

Марка нового грузовика

Январь-декабрь

Изменение

2017

2016

Ед.

%

1.

КАМАЗ

27317

21359

5958

27,9

2.

ГАЗ

8642

8809

-167

-1,9

3.

Volvo Trucks

5850

1672

4178

249,9

4.

Scania

5642

2505

3137

125,2

5.

Mercedes-Benz

5543

2056

3487

169,6

6.

MAN

4684

2181

2503

114,8

7.

Isuzu

3804

2585

1219

47,2

8.

DAF Trucks

3406

938

2468

263,1

9.

МАЗ

2871

2553

318

12,5

10.

«Урал»

2654

2075

579

27,9

ИТОГО в топ-10

70413

46733

23680

50,7

 

Таблица 3. Продажи новых автобусов в РФ по маркам в 2017 г.

(Источник: «Автостат-Инфо»)

 

№№

пп

Марка нового автобуса

Январь-декабрь

Изменение

2017

2016

Ед.

%

1.

ПАЗ

7295

5836

1459

25,0

2.

ЛИАЗ

1441

1845

-404

-21,9

3.

НЕФАЗ

859

1057

-198

-18,7

4.

«Волжанин»

361

275

86

31,3

5.

КАвЗ

359

366

-7

-1,9

6.

МАЗ

353

812

-459

-56,5

7.

«Урал»

286

306

-20

-6,5

8.

Yutong

270

57

213

373,7

9.

ГАЗ

179

0

179

999,0

10.

Higer

166

25

141

564,0

ИТОГО в топ-10

11569

10579

990

9,4