События "Горьковскому автозаводу – 85 лет!"


 

 

 Весь 2017 год был для ГАЗа юбилейным: предприятию исполнилось 85 лет! Столько же «стукнуло» и Павловскому автобусному заводу, входящему в Группу ГАЗ. Автомобили с эмблемой оленя и автобусы с цветком лотоса разных лет были неразрывно связаны с судьбой нашей страны и зарубежных государств: экспорт налажен в десятки стран мира. Но кроме общеизвестных фактов в летописи обоих заводов есть немало страниц, обделенных вниманием. Юбилей отличный повод вспомнить некоторые из них.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Прыжок в лидеры

Горьковский автозавод был заложен в 1930 г. и через 18 месяцев, в начале 1932-го, вступил в строй. Уже 29 января 1932 г. с конвейера сошел первый грузовик – ГАЗ-АА, прозванный в народе «полуторкой» за грузоподъемность в 1,5 т. За всю многолетнюю историю предприятия здесь собрано свыше 18 млн автомобилей, освоено более 350 моделей и модификаций техники.

Сегодня ГАЗ находится в статусе ведущего производителя коммерческих автомобилей в России и входит в топ-10 крупнейших автомобилестроителей Европы. Это ключевое предприятие Группы ГАЗ, объединяющей 13 заводов в России, Казахстане и Турции. Современная территория Горьковского автозавода занимает площадь в 600 га, а трудится здесь более 20 тыс. человек.

Завод многое делал для страны в мирное и военное время. В годы Великой Отечественной в кратчайшие сроки ГАЗ освоил выпуск легких танков, бронемашин, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Символом победы над врагом, в частности, стали танки Т-60, принявшие участие в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года и сыгравшие важную роль в битве под Москвой. Героический труд завода в период 1941–1945 гг. отмечен тремя орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Коллективу 33 раза присуждали переходящее знамя Государственного Комитета обороны.

После войны техника ГАЗ участвовала в восстановлении разрушенных городов и предприятий, возрождении сельского хозяйства и поднятии целины. Легковые и грузовые автомобили были заняты на возведении космодрома Байконур, прокладке БАМа, таксомоторных перевозках. Мало кто знает, но накопленным опытом труженики ГАЗа щедро делились с коллегами Волжского и Ульяновского автозаводов, специалистами Камского комплекса предприятий по выпуску грузовых и специальных автомобилей.

Историю отечественного автопрома невозможно представить без грузовиков ГАЗ-АА, ГАЗ-51, ГАЗ-53, ГАЗ-66, «Садко», армейских внедорожников ГАЗ-69. И вряд ли какие-то другие легковушки сравнятся с популярностью для своего времени моделей «Эмка», «Победа», «Волга», «Чайка». В современной истории вне конкуренции остаются «ГАЗель», «Соболь», «Валдай». С 2003 г. первым в России ГАЗ приступил к внедрению бережливого производства на основе Toyota Product System, что позволило поднять производительность труда в четыре раза! Этот опыт перенимают не только машиностроительные предприятия, но и лидеры других отраслей экономики: «Росатом», «Сбербанк России» и другие. За прошедшие пять лет ГАЗ полностью обновил модельный ряд и вышел на новый, действительно мировой, уровень – и по организации производства, и по качеству.

 

 

 

Мировой уровень

Помимо автомобилей с эмблемой ГАЗ в Нижнем Новгороде ведут контрактную сборку фургонов и микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter Classic, малолитражек Škoda Yeti, Škoda Octavia, Volkswagen Jetta, а с 2018 г. – и внедорожника Škoda Kodiaq. Совместно с другими партнерами налажен выпуск автокомпонентов. В частности, ГАЗ производит системы выпуска отработавших газов Bosal, элементы крепежа Bulten, штамповки Daimler, отливки коленвала для двигателей Ford, детали для «АВТОВАЗа» и альянса Renault-Nissan.

 

 

 

 В настоящее время производственные цеха ГАЗа насыщены новейшим оборудованием. Например, на линии сварки фургонов «ГАЗель NEXT» работают 98 японских роботов Fanuc грузоподъемностью до 700 кг и точностью сварки с отклонением не более 0,2 мм. На сварке кабинного модуля для «Урал NEXT» задействовано 100 немецких роботов Kuka с точностью движения «щупальцев» до 1 мм. 85% всех сварочных операций выполняются в автоматическом режиме.

Автомобили «ГАЗель NEXT», «ГАЗон NEXT» и Mercedes-Benz Sprinter  проходят катафорезное грунтование и обработку на самом современном в России окрасочном комплексе. Перед нанесением красящего состава каждый кузов проходит 13 этапов очистки, промывки и грунтования. В цехе работают 22 системы кондиционирования со степенью очистки воздуха до 1 микрона. Автоматизированную окраску внутренних полостей и наружной поверхности ведут шестиосевые французские роботы Sames.

Мировой уровень прослеживается на автоматизированной линии штамповки класса «А». Здесь используют прессы со штамповой оснасткой LG для изготовления сдвижных и распашных дверей, лицевых панелей боковин и основания кузова. Большую часть деталей штампуют японские автоматические линии Komatsu с прессами силием до 800 т и мощностью 6–8 деталей в минуту. Словом, ГАЗ сегодня – на острие технического прогресса!

О мировом уровне и нацеленности на международные рынки говорят и другие факты. В 2016 г. создана компания GAZ International, разработавшая стратегию по выходу на 15 приоритетных зарубежных рынков. Основные направления экспортных НИОКР охватывают создание двигателей уровня Евро-6, внедрение в конструкцию машин ESP, Airbags, правого руля и горного тормоза. В фокусе инженеров модели автомобилей для жаркого климата и высокогорья.

 

 

 

С оленем на эмблеме

Историю рождения, становления и развития предприятия наглядно отражает музей Горьковского автозавода. Перечислить все интересные факты за 85 лет просто нереально! Но некоторые опытные разработки, примеры, фотомоменты по музейным стендам все-таки стоит вспомнить!

В 1950 г. был построен ГАЗ-12 (ЗИМ) – первый легковой автомобиль большого класса. Он имел капот, полностью открывающийся на правую или левую сторону. В нем впервые применили гидромуфту в трансмиссии, а каждая колодка в системе тормозов снабжалась своим рабочим цилиндром. Выпуск ЗИМа продолжался до 1960 г.

В 1954 г. ГАЗ построил спортивно-гоночный автомобиль с турбореактивным двигателем. Был и автомобиль на воздушной подушке – ГАЗ-16. В 1955-м создали сверхкомпактный ГАЗ-18, и в музее хранится один из двух опытных экземпляров! В 1973–1974 гг. появилась «Волга» ГАЗ-24-95 (4х4), которую партийные бонзы использовали на охоте. Современная военная техника тоже имеет отношение к заводу. Тот же БТР-80 (8х8) образца 1983 г. – ничто иное, как ГАЗ-5903. Есть и техника спасателей, например, плавающий гусеничный снегоболотоход ГАЗ-34031 (1986 г.), потомок первенца ГАЗ-71. Уникальный снимок с государственных испытаний ГАЗ-3102 «Волга» запечатлел и автомобиль с кузовом «универсал», который в серию так и не пошел. А еще были «Атаман», «Ермак», «Комбат», тоже не вставшие на конвейер. И подобных примеров немало!

Настоящий мегахит завода – 21-я «Волга». Такой автомобиль был в собственности целой плеяды знаменитых людей, в числе которых есть первый космонавт планеты Юрий Гагарин, его тезка народный артист СССР Юрий Никулин и многие другие. А сколько раз ГАЗ-21 становился героем кинофильмов?! Достаточно вспомнить самые культовые ленты: «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Полосатый рейс», «Три тополя на Плющихе», «Невероятные приключения итальянцев в России». Знатоки насчитали более 260 фильмов, где можно увидеть в кадрах ГАЗ-21!

А сколько кадров кинохроники запечатлели ГАЗ-13 «Чайка» с закрытым и открытым кузовом! Музей разместил на своих стенах фото Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в кабриолете с лидером Венгрии Яношом Кадаром в Будапеште (1976 г.), с лидером кубинской революции Фиделем Кастро в Иркутске (1963 г.) и т.д. Сохранились снимки на фоне «Чайки» итальянских киноактрис Софи Лорен (1965 г.), Клаудии Кардинале (1968 г.) и другие.

Есть стенды, посвященные специальным автомобилям и автобусам, созданным на базе ГАЗ-53А (26 моделей) и ГАЗ-66-01 (11 моделей). Не менее интересны дизайнерские эскизы, фото прототипов и заводских испытаний. Кстати, не все знают и деление легковых автомобилей ГАЗ на поколения. К первому, например, в разных классах относятся ГАЗ-А, ГАЗ-12 и ГАЗ-67. Представители второго поколения: ГАЗ-М1, ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-69 и ГАЗ-М72. Третье поколение – это ГАЗ-М20 «Победа» и новая «Чайка» ГАЗ-14. Единоличный представитель 4-го поколения – ГАЗ-21 «Волга», 5-го – тоже «Волга», но уже моделей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10. В шестой генерации опять «Волга», но с индексом 3102. В седьмом (и на сегодняшний день завершающем) поколении снова «Волга»: -31029, - 3105, -3110, -31105. Есть и поистине бесценный планшет с типажом всех легковых автомобилей ГАЗ по моделям и модификациям как для внутреннего рынка и спецслужб, так и для поставок на экспорт.

А вот и деление по грузовикам. Первое поколение – ГАЗ-АА, -ММ, -ААА; второе – ГАЗ-51, -51А, -63, -63А; третье – ГАЗ-53А, -53-12, - 52-04, -66, -66-11; четвертое – ГАЗ-3307, -6008, -3308. На стендах музея наглядно представлены все модели с периодом их выпуска, а местами – и с подробным описанием. Если внимательно изучать всю представленную информацию, то и целого дня окажется мало!

 

 

    

 

ПАЗы на все случаи жизни

Практически в одно время с ГАЗом появился Павловский автобусный завод. Он был создан в 1932 г. в городе Павлово-на-Оке Горьковской (ныне Нижегородской) области как завод автотранспортного инструмента (ЗАТИ). Он снабжал ГАЗ и другие предприятия кузовной арматурой и шоферским инструментом. В 1952 г. его переименовали в Павловский автобусный завод им. Жданова.

Грузовое шасси большинства автобусов ПАЗ долгие десятилетия определяло объем выпускаемой продукции. В лучшие времена в СССР ПАЗ собирал по 20 тыс. ед. пассажирской техники в год (сегодня вдвое меньше). За весь период истории суммарный выпуск превысил 750 тыс. ед. Без преувеличения, ПАЗ по праву является самым массовым автобусом в России и входит в топ-10 крупнейших производителей в мире. Более того, в сегменте машин малого и среднего класса четыре автобуса из пяти носят эмблему ПАЗ.

За долгие годы производства самые массовые модели ПАЗов становились корпоративным транспортом, продуктовыми фургонами, школьными автобусами, экскурсионными машинами, пожарными штабами, милицейским спецтранспортом, катафалками. Были санитарные ПАЗ-651В (1954 год), кабриолеты без крыши «Рица» и «Крым» сочинских мастерских ЦАРМ для курортных зон, в экспериментальном порядке создавались и автобусы ПАЗ-671А с прицепом ПАЗ-750 (1959 г.). Первым в мире ПАЗ построил серийную автолавку и рейсовый автобус повышенной проходимости со всеми ведущими колесами (4х4).

Первым автобусом ПАЗ стала капотная модель 651, построенная на агрегатной базе грузовика ГАЗ-51 5 августа 1952 г. В период хрущевской оттепели, в 1958 г., появился культовый бескапотный ПАЗ-652. Через 10 лет, с 12 ноября 1968-го, без остановки производства освоен выпуск новой модели ПАЗ-672. Уже при Брежневе она претерпела бесчисленное количество модернизаций вплоть до окончания производства в 1989-м. Именно на ее базе был создан «Пингвин» (1977–1989 гг.) – так называли в народе рефрижераторную модель с индексом 3742.

 

 

 С 1972-го по 1989-й годы завод выпускал полноприводный ПАЗ-3201 (4х4) – по сути, ПАЗ-672 на шасси ГАЗ-66. Он имел дорожный просвет 320 мм (у ПАЗ-672М он равен 280 мм), второй топливный бак на 105 л, двухступенчатую раздаточную коробку и расходовал около двух с половиной ведер бензина А-76 на каждые 100 км пути! На обычном «пазике» 4х2 аппетит тоже был внушительным: 22,4 л/ 100 км.

В 1982-м павловцам удалось увеличить ресурс двигателя без капремонта до 350 тыс. км, они модернизировали тормозную систему, улучшили герметизацию кузова и присвоили обновленному «пазику» литеру «М». Огромный всплеск эмоций в мае 1967 г. произвел ПАЗ-665 «Турист», получивший приз президента Франции за самый оригинальный дизайн на туристическом ралли в Ницце. Его даже нахваливала французская актриса Бриджит Бардо! Но ни он, ни созданный в 1973-м ПАЗ «Турист-люкс» так и не увидели крупных серий.

В современной истории ПАЗа тоже много интересного. Завод производит более 100 модификаций автобусов для городских, пригородных и междугородных перевозок. Флагманом является Vector NEXT, а основу продуктовой линейки составляют пассажирские модели 32053, 4234 и первая в России низкопольная модель малого класса 3237 «Лужок». Есть грузопассажирская версия 32053-20, школьная 32053-70, полноприводная 3206 (4х4).

В 2000 г. свет увидел трехдверный ПАЗ-5272 и двухдверный ПАЗ-4230 «Аврора». Были созданы перспективные образцы ПАЗ-3202 «Валдай» и ПАЗ «Сити». В январе 2009-го завод освоил модель 3204 на рессорной подвеске. Через два года реальностью стал Vector и экологический класс Евро-4. С 2013-го серийными стали автобусы, работающие на компримированном природном газе. В 2016-м линейку пополнил Vector NEXT, а в 2017-м – его комплектации «межгород», «Доступная среда» и «город» в полунизкопольном исполнении.

История ПАЗа продолжается! Теперь она неразрывно связана с Группой ГАЗ.