Спецкомпоненты "На операторский «трон»… приглашаются"


 

 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Современные стандарты комфорта в кабине спецтехники своим появлением во многом обязаны дефициту механизаторских кадров: в душную кабину башенного или автомобильного крана, погрузчика или трактора даже высокой зарплатой сегодня никого не заманишь…

 

Присядем по-домашнему

Код профессии «машинист», будь то тракторист-машинист широко профиля или просто машинист башенного крана, в Перечне профессий и специальностей нашей страны все еще есть. Вот только желающих получить такую архаичную, на первый взгляд, специальность, становится все меньше. Дальнее зарубежье еще в начале нулевых годов взяло ориентир на создание комфортных условий работы механизаторов, которых решили именовать операторами для поднятия авторитета профессии. У нас на это тоже обратили внимание, и процесс по вовлечению молодежи в ряды рабочих профессий набирает обороты.

Кондиционером в кабине погрузчика, трактора или крана дело не ограничилось, на первый план все-таки выходит эргономика рабочего места и совершенство операторского кресла, от которого зависит фактор снижения утомляемости человека и, соответственно, его производительность.

По своей функциональности и удобству операторское кресло уже сравнялось с офисным, а по некоторым параметрам даже обошло его. Главное, чего достигли разработчики операторского «трона», так это максимального соответствия эргономичной конструкции сиденья и спинки физиологическим особенностям человеческого организма. Теперь операторы техники меньше жалуются на боли в позвоночнике, шее, уже нет той отечности ног...

Кресло для первичной комплектации спецтехники скрупулезно подбирается заводом-изготовителем под конкретный сегмент машин (погрузчик, трактор, грейдер, комбайн), с учетом специфики их эксплуатации и, главное, под запросы людей. В число поставщиков кресел для российских предприятий посчастливилось попасть не всем, на рейтинговые позиции поднялись не более 4–5 предприятий. Выделился «РИАТ» (Набережные Челны) сиденьем СТРК1-6800010. Здесь широкая подушка, а спинка средней жесткости оснащена элементами боковой поддержки в виде полу-крыльев. Это позволят оператору чередовать положение тела, опираясь то на левую, то на правую боковину. Все это снижает утомляемость и сводит до минимума риск профессиональных заболеваний.

Практически по соседству с Набережными Челнами на промплощадке «Алабуга» расположилось еще одно предприятие по производству кресел – ООО «ТИС». И хотя в его номенклатуре преобладают сидения для грузовой, пассажирской техники, все-таки аграрную, строительную и промышленную спецтехнику здесь не обошли вниманием, предложив прекрасную модель кресла C0712-6800220-00 с пневматической, механической системой подрессоривания или вообще без подвески, с подогревом подушки и спинки и поясничным подпором. Эксперты подчеркивают, что «тисовское» и «риатовское» кресла уже мало чем уступают зарубежным аналогам такого же класса.

 

Ничто интеллектуальное «трону» не чуждо…

Зарубежные производители кресел для спецтехники тем временем начали внедрять инновационные цифровые наработки последнего поколения. К примеру, Grammer AG (Германия) с головой ушел в тему умных машин. На осенней выставке Agritechnica-2017 он показал новый дизайн тракторного сиденья с улучшенной системой кондиционирования воздуха. Все построено на инновационном цифровом подходе к созданию комфортного состояния для оператора.

Производитель использовал имеющуюся концепцию приложения для определения индивидуальной вибрационной нагрузки на водителя трактора (погрузчика). Она измеряется с помощью встроенной в подушку сиденья сенсорной системы. Полученная информация непрерывно передается на смартфон через Bluetooth. Если допустимые значения превышены, то оператор тут же получает инструкции через свой смартфон. Автоматическая регулировка подкупает: контролируемая электроникой подвеска снижает вибрацию в среднем на 40% относительно классической низкочастотной подвески.

Появившаяся ранее система активной электронной регулировки веса тоже автоматически подстраивает амплитуду колебания сиденья под массу оператора. Теперь доступен активный кондиционер для сиденья. Суть новинки сводится к тому, что при активном кондиционировании воздуха в кресле влажность тела удаляется, человек чувствует себя комфортно: за рулем в движении или за джойстиками в операционном режиме он не вспотеет даже в летний зной. В холодное время года комфортную температуру обеспечивает обогрев сидений.

Обширную и популярную в России линейку кресел для спецтехники имеет Pilot Seating (Турция). Модельный ряд этого бренда богаче наших всех вместе взятых. Есть кресла элитные с богатейшей комплектацией и простенькие. К примеру, для аграрной техники серия сидений Agromact с пневматической системой подрессоривания, встроенным компрессором, автоматической регулировкой по весу, регулируемыми по высоте подлокотниками, выставляемой длиной подушки, тканевой обивкой и многими другими люксовыми наполнениями по конструкции сложнее. Серия Ultimact с механической системой подрессоривания, регулировкой сиденья по высоте и весу (50–130 кг) сама простота. Номенклатуре кресел для строительной, карьерной техники еще шире, с большой возможность выбора, чем российские производители техники с удовольствием и пользуются.

 

 

 

 

Наряд для высоких технологий

Не все операторские сиденья блистают кожаной обивкой, но материал для них подбирается весьма тщательно – с учетом износостойкости, воздухопроницаемости и многого другого. Поскольку натуральная драпировка слишком дорогое удовольствие, то для обшивки наполнителя обычно используются синтетические или смешанные ткани со специальными защитными покрытиями, которые не позволяют поверхности запотевать и вызывать у человека дискомфорт, легко очищаются и, главное, износостойкие и грязеустойчивые.

К примеру, очень часто для обивки заказывается микроволокнистая микрофибра (microfibre), но и она не является эталоном. Зачастую операторы поверх обивки натягивают чехлы из обычного полотна или покупают гибкие массажные накидки из деревянных косточек, которые во время длительной сидячей работы стимулируют кровообращение и выполняют гигиеническое назначение – способствуют вентиляции.

Некоторые производители недавно начали внедрять для операторского кресла простейшую климатическую систему, представляющую собой прослойку активированного угля под наружной тканью сиденья. Она поглощает тепло тела и влагу, охлаждая водителя в точке контакта с сиденьем – прохладный сухой воздух, проходящий через вентиляционный слой, удаляет влагу из древесного угля и охлаждает внешнюю поверхность сиденья.

Впрочем, обычное кресло даже с хорошим ортопедическим профилем на многих машинах уже в прошлом: в кабины современных автомобильных и башенных кранов, погрузчиков, экскаваторов активно встраивают кресло-пульт с органами дистанционного управления электроприводами рабочего оборудования, расположенными в головках подлокотников. Их еще именуют колонками, что будет точнее. Там сосредоточены практически все органы управления и идентификации, начиная от всевозможных контроллеров и кнопочных переключателей до пальчиковых многоосевых джойстиков.

Изготовителей такой продукции в России можно по пальцам пересчитать. На слуху фирма «РАДУК» и ее кресло-пульт для грузоподъемного оборудования, в основном для мостовых и башенных кранов российского изготовления. Установленные в колонках кресла джойстики формируют командные сигналы для управления механизмами крана. Сам командоаппарат представляет собой бесконтактное устройство коммутации с круговым направлением переключений и механизмом самовозврата в нулевое положение. Правда, это простенький пост управления в кресле оператора и с моделями зарубежных производителей его не сравнить – отстаем. Там уже классикой считаются операторские «троны» с цифровыми технологиями коммутации командных сигналов...

 

Некабинетные инженеры

Ныне восседающего в кресле оператора уже с натяжкой можно отнести к статусу рабочего. Скорее, это уже интеллектуал с инженерным мышлением. Мнение экспертов подтверждается реальными фактами: все чаще управлять столь сложной и дорогостоящей техникой на стройке, в лесу или в поле компании доверяют не новобранцам из ПТУ и даже не опытным седовласым операторам, а выпускникам-отличникам технических колледжей, а то и специалистам с высшим образованием.

При этом предлагаемые им зарплаты в несколько раз превышают оклады кабинетных инженеров. В среднем, после обязательной подготовки такого специалиста в корпоративном учебно-сервисном Центре производителя техники, оплата труда в почасовой тарификации стартует с 10 долларов за час работы. Это, конечно, в 2–3 раза меньше, чем у такого же специалиста где-нибудь в Германии, Франции или США, но уже хорошая заявка на достойное вознаграждение труда.