Спецкомпоненты "Тракторный бампер становится трендом года"


 


 Валентин ОЖГО

Российскому тракторостроению вскоре предстоит освоить комплектацию колесной техники фронтальной бамперной защитой: тракторный бампер  расценивается не как атрибут эстетического дизайна, а как мощное средство безопасности дорожного движения…

 

Классическая конструкция колесного трактора, десятилетиями державшаяся в основе мировой конструкторской школы, признана устаревшей. Не столько по форме, дизайну или мощности двигателя, сколько по безопасности относительно других участников дорожного движения: столкновение с любым трактором крайне опасно. Проблему многие годы не замечали.

Тракторная кабина значительно уже общей габаритной ширины такого ТС. Фары и габаритные огни либо утоплены в передней радиаторной маске, либо прикручены сбоку. Не спасают ситуацию даже фары с плафонами габаритов на крыше кабины, в ее козырьковой зоне или по бокам. Если трактористу с рабочего места по ходу движения все прекрасно видно, то для водителя попутной или встречной машины часть трактора, что по ходу, что по встречному курсу остается в слепой зоне. В такой ситуации участникам дорожного движения очень сложно оценить ширину трактора по мере его приближения, а на скорости приборы освещения и габаритные огни вообще не дают точного представления о реальной ширине транспортного средства, что и приводит к аварийным ситуациям. По этой же причине под колеса часто попадают и пешеходы.

 

Мировая статистика показывает, что несчастные случаи с участием сельскохозяйственных транспортных средств в три раза больше приводят к летальному исходу, чем в авариях с участием автомобилей. Пешеход наиболее уязвим и влетает под колеса трактора, поскольку те не экранированы: трактор, не имеющий бампера, сразу наезжает колесами на человека или машину и подминает их под себя.

Первыми в набат ударили в Нидерландах, здесь на сравнительно небольшом предприятии AGRIbumper взялись за выпуск тракторных бамперов. По мнению разработчиков, современные автомобили с их подушками безопасности впереди и по бокам, с ремнями безопасности и множеством других атрибутов для повышения живучести водителя и пассажиров не выдерживают столкновения с незащищенными (неэкранированными) передними колесами тяжелых сельскохозяйственных машин.

 

Частично проблему снимает тракторный бампер, смонтированный перед колесами. Такая буферная конструкция может не только смягчить удар при столкновении, но и не позволит колесам подмять под себя автомобиль или пешехода. Если бампер настроен правильно по высоте (нижняя кромка в 40 см от земли), то точка соприкосновения будет находится на уровне бампера автомобиля. Помимо выдвижения по высоте тракторная версия этого акссесуара безопасности регулируется не только под ширину передних колес, но и ширину трактора с учетом более широких задних шин.

К примеру, самая простенькая версия бамперов серии Basic имеет прекрасные обтекаемые формы, легко регулируется под каждый тип трактора, в т.ч. под «Беларус», «Кировец», «Агромаш». Серия Premium в стандартном наполнении повторяет Basic, но там еще появились направляющие, инструментальный ящик для хранения инструментов. В конструкцию бамперов SafetyWeight и SafetyWeight Plus интегрировали противовесы с наборным грузом от 600 до 1100 кг и от 1100 до 2000 кг соответственно.

Устройства всех серий имеют порошковую окраску и заявленную заказчиком цветографию, но в обязательном порядке со стандартными красно-белыми диагональными предупредительными светоотражающими полосами на панели и светодиодными обозначениями габарита, а также катафотами рассеивающего световозвращения луча в сторону источника света. Главное достижение в том, что с появлением тракторного бампера динамика количества аварий, пострадавших и погибших, пошла вниз. Речь идет не только о ДТП с автомобилями, а со всеми участниками дорожного движения – мотоциклистами, велосипедистами, пешеходами.

Скорее всего, наше тракторостроение уже в ближайшее время позаимствует идею первичной и вторичной комплектации колесных тракторов бамперами такого исполнения. Здесь первенцем может оказаться Петербургский тракторный завод с его мощными «Кировцами», хотя инновационная атрибутика безопасности заинтересовала и других производителей среднеразмерных и тяжелых тракторов. Правда, пока этот элемент безопасности законодательно в России не закреплен, но внедрение в конструкцию трактора бампера добавит ему привлекательности для выхода на экспортные площадки. Впрочем, на внутреннем рынке такая комплектация тоже не будет лишней: за последние 20 лет число жертв из-за несчастных случаев с участием сельскохозяйственных транспортных средств увеличилось на 100%...