Тест-драйв "Scania XT перед премьерой в РФ"


 

 

Через год после мировой премьеры магистральной линейки Scania NEXT Generation в Швеции состоялся дебют строительной серии Scania XT. Аббревиатура читается как eXtra Tough, т.е. «особо прочный». Впервые за 115 лет истории машин такой гаммы им присвоен собственный буквенный индекс. Это означает особый подход к созданию грузовиков для повышенных нагрузок. Перед стартом продаж новинки в России самое время узнать ее получше.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Пул конкурентов

Сначала о том, где в России будет применяться такая техника, и кто находится в списке потенциальных покупателей. Новая Scania XT представляет интерес для солидных компаний, занятых на строительстве и реконструкции крупных объектов коммерческой недвижимости, строительных объектов, возведении транспортной инфраструктуры. Она точно будет пользоваться у индивидуальных предпринимателей и тех, кто сдает технику в аренду. А хорош новый продукт тем, что имеет широкий спектр комплектаций, богатое серийное и дополнительное оборудование. Не будет преувеличением сказать, что российские перевозчики ждут этот автомобиль с нетерпением!

К слову, среди представителей «Большой семерки» Scania долго оставалась чуть ли не единственным производителем, не имевшим своей строительной серии. У Mercedes-Benz был Actros Bau, а в настоящее время – серия Arocs. Компания Renault Trucks выпускала модель Kerax, на смену которой пришла серия K. Для клиентов Volvo доступен строительный FMX, для ценителей MAN – линейка TGS World Wide. Даже у IVECO имеется Trakker, а с российской спецификой – IVECO-Trakker от «ИВЕКО-АМТ». Пожалуй, только DAF Trucks еще не заявил об эксклюзивной продуктовой линейке с собственным индексом.

При этом линейка Scania текущего модельного ряда для строительных работ не имела подключаемого переднего привода вроде мерседесовского HAD, мановского HydroDrive, OptiTruck для грузовиков Renault. По большому счету, шведская гамма для строительных работ имела только усиленный бампер и внедорожную резину. Теперь – совсем другое дело: у серии ХТ гораздо больше отличий от дорожной гаммы как в оформлении экстерьера, так и в скрытых элементах конструкции. Например, машины оснащены автоматическими коробками передач Opticruise с настройками для внедорожного вождения. На некоторых встречается «атавизм» в виде педали сцепления: теперь ее имплантируют только по требованию заказчика. Она используется при начале движения и маневрировании на трак-стопе, но если раньше ее привод был механическим, то теперь он осуществляется через потенциометр, блок управления и актуатор. Словом, отличия есть, и их действительно много.

 

 

 

 

 

Шведский «стройбат»

В теории новейшее поколение строительной серии Scania XT нацелено на строительную отрасль. Не зря во время первого знакомства шведы выкатили на тест-драйв неимоверное количество самосвалов, миксеров, тягачей для строительных полуприцепов. И объясняется это основной сферой применения: доставка жидких материалов и заливка фундаментов, перевозка сыпучих строительных грузов и земляные работы, отделочные операции и перевозка оборудования. Но кроме этого есть лесозаготовительные операции, переброска тяжелой спецтехники и прочие транспортные задачи. Вот для такого широкого спектра и создана линейка ХТ.

Фамильная принадлежность новинки к технике с грифоном на эмблеме узнается с первого взгляда. В то же время, есть индивидуальные черты брутальности, например: рифленые обтекатели зеркал, поручень на крыше со стороны водителя, цельный стальной бампер с выступающей «губой», встроенная подножка на левой «щеке» кабины. В дополнение к этому строительную направленность выдают кабины с низкой высотой крыши, внедорожными шинами, подвесными нижними подножками.

Для седельных тягачей применяется другое исполнение: с высокой крышей, без нижнего «стремени», с бампером без выступа. У последнего обозначение Р0, а есть еще выступающий на 40 мм Р40 и выдвинутый вперед на 150 мм Р150 (раньше – только на 130 мм). В таком исполнении Scania XT обладает углом въезда 25 град. Вообще внедорожные качества шведского «строителя» внушают уважение. У большинства версий новой гаммы высокий дорожный просвет, усиленные ведущие и управляемые мосты, несколько вариантов рамы. В частности, доступны одинарные толщиной 7 и 8 мм, а также двойные: 9,5+7 и 9,5+8 мм с высотой лонжеронов 270 мм. Шведы приготовили несколько вариантов длины рамы с шагом в 10 мм, при максимально возможной длине 11900 мм.

 

Новая конструкция

Способность Scania XT выполнять различные транспортные операции наглядно отражена в многообразии модельного ряда. Заказчикам доступны семь вариантов колесной формулы, включая 4х2, 4х4, 6х2, 6х4 и 6х6. Вариантов шасси вдвое больше, и здесь встречаются экзотические для рынка РФ модификации 10х4/6 с тремя поворотными осями на односкатных шинах. Для особо сложных условий применяется исполнение Heavy Duty. В этом варианте автомобили комплектуют верхним воздухозаборником с циклоном и двумя фильтрами, способными задерживать до 40 кг пыли. Замену можно проводить без подъема кабины, а срок службы фильтрующих элементов существенно увеличен.

Для Scania XT скандинавские инженеры приготовили 13 вариантов дизельных двигателей! Открывают силовую линейку 9-литровые моторы мощностью 280 л.с., а завершают ее 16-литровые V8, самый престижный из которых выдает на-гора 730 «лошадей». Изменение конструкции было направлено на уменьшение топливного аппетита. В итоге его удалось снизить примерно на 4%.

Что может выбрать перевозчик из предложенной гаммы? Да что угодно. Например, моторы рабочим объемом 9 л с характеристиками 280, 320 или 380 л.с. при 1400, 1600 или 1700 Нм. Они отличаются умеренным потреблением топлива, приемлемой динамикой и минимальными затратами на обслуживание. Золотая середина моторного ряда – 13-литровые дизели с настройками 370, 410, 450 и 500 л.с. и максимальным крутящим моментом в 1900, 2150, 2350 или 2550 Нм.

Отдельная тема – самые престижные V8 рабочим объемом 16 л. На Scania XT они тоже уровня Евро-6, с параметрами мощности 520, 580, 650 и 730 л.с. и пиком крутящего момента соответственно в 2700, 3000, 3300 и 3500 Нм. Для российских перевозчиков настоящий бальзам – это наличие двух V-образных «восьмерок» экологического класса Евро-5. Одна из них обладает характеристиками 520 л.с./2700 Нм, другая – 620 л.с./3000 Нм. По сравнению с моторами V8 действующего модельного ряда эти агрегаты экономичнее на 5,5%, на 25% увеличивают время полезного использования и на 35% уменьшают затраты на обслуживание и ремонт.

 

Линейное многообразие

Многочисленные модификации Scania XT имеют и много общего, например, по бортовому электрооборудованию. Бортовой компьютер настроен на 35 языков, включая русский. Вверху и внизу информационного дисплея выделены два поля, в которых можно программировать вывод наиболее важных сведений.

На шасси и тягачи можно заказать самую подходящую для вас версию кабины из 19 разновидностей. Две топ-версии S-серии с внутренней высотой 207 см имеют ровный пол. Для R-серии сделано пять кабин с моторным тоннелем высотой 15,5 см. Линейка из шести кабин серии G предполагает наличие моторного выступа на 33,5 см. В кабинах G и R есть вещевые отсеки на задней стенке, куда водитель может убрать одежду, обувь и другие предметы. Для шасси миксеров и машин с крюковыми захватами можно заказать окно в тыльной стенке – чтобы, не выходя на улицу, контролировать погрузочно-разгрузочные работы.

Есть и шесть разновидностей Р-серии с моторным тоннелем «ростом» 44 см. Глубина кабины составляет 183 см, а в коротком исполнении – 155 см. Внутренняя ширина между дверными ручками – 197 см, между окнами – 231 см. Расстояние от «макушки» моторного тоннеля до потолка равно 106 см. В Р-серии свободного пространства кот наплакал, зато много места для кузовной надстройки.

По данным головной компании Scania, во всей продуктовой линейке шведского производителя на строительную технику приходится пятая часть (20%). Доминанта остается за самосвалами с колесной формулой 6х4, 6х6, 8х4. Кстати, в России Scania держит пальму первенства среди импортеров Большой семерки именно в строительном сегменте 8х4.

 

Примерка для РФ

Во время тест-драйва в районе заводского полигона Scania в городе Сёдертелье я все время ловил себя на мысли, что уже представляю новый автомобиль в России. Здесь пока и магистральная гамма только-только готовится к широкому выходу в феврале-марте. Правда, и ХТ планируют показать одновременно!

В движении Scania XT дарит чувство уверенности: пройдет везде! Комфорт в кабине не хуже, чем в магистральнике, единственное – уровень шума здесь больше. Подвеска отлично справляется с неровностями и не передает на кабину лишних толчков и колебаний. Российские транспортники наверняка захотят заказать опционную 9-тонную переднюю ось с параболическими рессорами. Понравится им и возможность выбирать приемлемую высоту крыльев на шасси и дооснащать автомобиль на свое усмотрение защитой фар, топливными баками и другими полезными устройствами. На спусках очень эффективен трансмиссионный тормоз-замедлитель, а на стоянке хорош электрический стояночный тормоз с функцией AutoHold. Он автоматически включается при полной остановке и деактивируется при нажатии педали акселератора.

Заводская гарантия для клиентов остается стандартной: один год без ограничения пробега при сервисном интервале в 30 тыс. км. Последний может корректироваться, в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Обеспечить лучшую применяемость техники Made in Sweden в России смогут сервисные контракты (они сейчас разрабатываются). Зато сроки поставки приобретенной техники не меняются. Они остаются такими же, скажем, как для нынешней линейки Scania Streamline: от 10 до 11 недель (теоретически – от девяти недель).

Я задал вопрос руководителю отдела управления продуктом из департамента поддержки бизнеса «Скания-Русь» Павлу Дубовицкому относительно партнерства Scania с российскими кузовостроителями. Оказывается, перевозчики могут заказать шасси с самосвальными кузовами Meiller-Kipper, Wielton или KH-Kipper (последний – для использования в карьерах). По бетономиксерам намечено сотрудничество с Liebherr, и это только начало.

Новая серия шведских большегрузов для российских заказчиков встанет на конвейер в апреле. Первые клиентские автомобили будут доставлены в Россию в мае. По словам представителей ООО «Скания-Русь», в дальнейшем планируется и крупноузловая сборка новейших моделей Scania. Ее будет осуществлять завод Truck Production Rus в промзоне Шушары близ Санкт-Петербурга. Но до декабря 2018 г. магистральные Scania будут импортировать из Бразилии – с того самого завода в Сан-Паулу, где в начале нулевых годов стартовал выпуск бюджетной линейки Scania Griffin. Завод в шведском Сёдертелье пока будет тиражировать всю продуктовую линейку текущего ряда. Переход на новейшее поколение скандинавских грузовиков тяжелого класса намечен на 2019 г.