Тест-драйв "Три типа полного привода для MB Arocs"


 

 

К 2018 году Mercedes-Benz обновил строительную серию Arocs. Улучшения достигнуты не за счет банального рестайлинга, а путем внедрения электронных систем последнего поколения в качестве стандартного и дополнительного оборудования. Главная изюминка в том, что автомобиль гаммы Construction теперь доступен с тремя типами полного привода: постоянного, подключаемого и посредством вспомогательного гидропривода HAD. Наибольший интерес представляют последние два.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Вектор новизны

Строительный Mercedes-Benz Arocs дебютировал в Германии весной 2013 г., но из-за комплектации двигателями Евро-6 до России пока так и не доехал. Дебютный показ модели в РФ состоялся летом 2016 г. на выставке «СТТ» в Москве, но цены на автомобиль так и не объявлены. Однако интерес к машине сохраняется, поскольку в исполнении Евро-5 она появится уже в нынешнем году, а с осени 2019-го должна встать на конвейер завода «Даймлер КАМАЗ РУС» в Набережных Челнах.

В заднем гипоидном мосту немцы ввели дозируемую подачу масла. Роботизированная коробка передач PowerShift 3 получила новые шестерни и улучшенное программное управление. В системе питания вместо форсунок с семью отверстиями применили форсунки на восемь выходных отверстий! Степень сжатия двигателей возросла с 17,3:1 до 18,3:1. В топливной рампе подняли давление с 950 до 1160 бар, а давление впрыска увеличили с 2300 до 2700 бар. Вкупе с применением турбокомпрессора собственного производства и оптимизированных поршней это уменьшило расход топлива.

Среди последних новшеств – кабины с уменьшенной высотой крыши. Заниженное исполнение ClassicSpace M или L шириной 2,30 м стало «ниже ростом» на 100 мм. А в комбинации с мотором ОМ 470 и моторным тоннелем высотой 320 мм кабина стала приземистее на 280 мм. Электрический усилитель рулевого управления Servotwin стал доступен не только на версиях 8х4, но и на грузовиках в другом исполнении. На машинах появилась система контроля давления воздуха в шинах. С апреля 2018 года на двухосные тягачи Arocs 4х2 и 4х4 можно заказать установку одно- или двухконтурной гидравлической системы непосредственно на заводе.

Текущая линейка Mercedes-Benz Arocs включает в себя автомобили с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4, 8х6 и 8х8 с рессорной и пневматической подвеской, рамой для дорог с асфальтовым покрытием или усиленной для бездорожья. Недавно произошло пополнение в виде 8х8/4 – это четырехосная модель с тремя задними мостами с поддерживающей осью. В этой палитре есть полторы дюжины вариантов колесной базы, семь типов кабин в 14 вариантах! Можно заказать девяти- или 16-ступенчатую механическую КПП, а также восьми-, 12- или 16-ступенчатую автоматизированную PowerShift. В меню и четыре модели двигателей рабочим объемом 7,7; 10,7; 12,8 и 15,6 л в 18 настройках мощности от 238 до 625 л.с. с пиком крутящего момента от 1000 до 3000 Нм! Наконец, перевозчику доступны три системы полного привода для седельных тягачей, шасси, самосвалов, бетономиксеров и специальных автомобилей.

 

 

 

 

Тяга на заказ

Постоянный полный привод с понижающим редуктором постепенно уходит в прошлое. Дело не только в лишней массе и повышенном расходе топлива, но и в том, что это дополнительные затраты на обслуживание и повышенный риск поломки. Да и сфер такого применения не так уж много: доставка леса, работа на проселочных дорогах месторождений полезных ископаемых, прокладка трубопроводов и т.п.

Специалисты Daimler Tucks подсчитали: примерно каждый второй строительный грузовик занят непосредственно на стройплощадке. Еще треть доставляют оборудование и материалы к возводимым объектам. И 15% заняты на транспортировке подготовленного бетона. Именно в силу специфики перевозок гораздо чаще актуальнее включаемый привод всех колес. Это экономит горючее и не снижает полезную нагрузку. Подключаемый полный привод дешевле постоянного 4х4 на 2600 евро. И, кстати, в большинстве случаев полный привод нужен не всегда, а время от времени.

Подключаемый полный привод без колесных редукторов предлагают покупателям Mercedes-Benz Arocs в качестве стандартного оснащения. Передний мост можно подключить на неподвижном автомобиле через раздаточную коробку VG 3000. В данном случае передние и задние карданные валы фиксируются, и вращающий момент передается в соотношении 50х50. Опционально перевозчик может заказать и постоянный полный привод, который ему обеспечит раздаточная коробка VG 2800 со 100-процентной блокировкой и колесными редукторами. Сфера применения – карьеры с частым троганием на подъемах с рыхлым грунтом. При любой колесной формуле Arocs в стандартной комплектации оснащен различными вариантами блокировки дифференциала.

При высоте шасси нового Arocs в 1120 мм рама этого «строителя» располагается на 115 мм выше над уровнем дороги, чем у аналогичной модели Actros. Таким образом, владелец автомобиля получает внушительный дорожный просвет, что улучшает проходимость на бездорожье.

 

 

 

 

«Умный» гидропривод HAD

Вспомогательный гидрообъемный привод для рынка большегрузов не нов. В «большой семерке» его уже используют Renault Trucks, MAN, IVECO. У Mercedes-Benz он носит фирменное название HAD = Hydraulic Axiallary Drive и представляет собой гидравлическую помощь при начале движения. Это не дополнительный мост, а привод в ступицах передних колес, кратковременно повышающий тяговые характеристики автомобиля. Включается он нажатием кнопки и реально помогает преодолевать сложные участки дорог при длительной пробуксовке ведущих колес.

Чем он хорош в сравнении с классическим полным приводом? Относительно небольшой массой (почти на полтонны легче), выигрышем в расходе ДТ (разница около 10%) и меньшим выбросом отработавших газов. HAD не требует особого техобслуживания сверх регламента, прост в использовании и сочетаем с новейшей коробкой PowerShift с автоматизированным переключением передач. Правда, и стоит HAD дороже полного привода на 5000 евро, а по сравнению с подключаемым – на 7500 евро.

На тест-драйве этот помощник показал себя с лучшей стороны. В первом случае – когда двухосный тягач с трехосным груженым полуприцепом забуксовал на раскисшем проселке. Второй раз – когда четырехосный самосвал не взял с места горку, размытую дождем. И не страшно, если вы забудете выключить привод: при достижении скорости 25 км/ч за вас это сделает электроника. По мнению специалистов, в эксплуатации HAD выигрышнее самосвалов с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х4 допустимой массой до 32 т и 40-тонных строительных автопоездов. Другие возможные сферы применения – лесозаготовка, сельское хозяйство и содержание дорог (уборка снега).

 

Турборетардер-сцепление TRC

Очень полезное устройство на Arocs – сцепление с турборетардером TRC - Turbo Retarder Clutch. С 2014 года оно применяется уже как узел второго поколения (первое ставили на балластный тягач Mercedes-Benz SLT). При весе в 120 кг TRC фирмы Voith сочетает в себе функции ретардера и гидродинамической пусковой муфты.

Заложенные свойства позволяют TRC облегчать трогание в гору (как передним, так и задним ходом) и делать безопасным спуск на маленькой скорости. И потенциал для этого соответствующий: 476 л.с.! Не будем забывать, что Arocs комплектуют и серийным моторным тормозом в 646 л.с. В паре получается отличный эффект! И хотя сейчас такое удовольствие не из дешевых, за ним – будущее, как в свое время за ABS, EBS, ESP и прочими системами активной безопасности.

...Протестировав Arocs с разными вариантами привода, я пришел к выводу, что каждый хорош по-своему. Самый престижный на сегодняшний день – конечно, HAD. Но доплата за него на сегодняшний день составляет 18 тыс. евро! Есть, правда, надежда, что к моменту выхода на российский рынок он подешевеет. Ведь тот же TRC за два прошедших года подешевел вдвое: сейчас за него просят 10000 евро, а летом 2015-го ценник «в лоб» составлял 20600 евро. Как говорится, почувствуйте разницу. Не думаю, что палитра заказов будет так же широка, как в Европе, но перспективы для продвижения модели Arocs на российском рынке точно есть!