Внедорожная спецтехника "Да, на нем пахать можно!"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Да, на нем пахать можно!

Маститые отечественные и зарубежные автопроизводители время от времени возвращаются к теме адаптации своих классических грузовиков для работы в поле – пахоты, сева, ухода за растениями и прочих сельхозопераций, больше свойственных тракторной технике с прицепными и навесными орудиями. Однако революционного прорыва в этом сегменте нет, как и бума спроса на машины такого исполнения…

 

То ли еще будет…

Многие эксперты уверены, что бума на автотракторы не будет вообще. Даже пионеры и неоспоримые лидеры европейского континента в сегменте аграрной автомобильно-тракторной техники Mercedes-Benz и MAN не могут похвастаться результативностью продаж машин под такие операции. Тот же MB Unimog у фермеров и агрохозяйств давно пользуется популярностью, но ажиотажа на его покупку для сельхозарбот не наблюдается. Созданный еще в 2015 г. в партнерстве с компанией Paul Nutzfahrzeuge на базе Arocs агротрактор Agro Mover почти за три года в сбыте тоже не сильно преуспел – заказы есть, но их количество очень далеко от желаемого.

Фермеры отмечают хорошие показатели этой машины, которая сочетает достоинства автомобиля и трактора, однако приобретать ее не спешат. При этом сами разработчики утверждают, что их Agro Mover уже адаптирован под серийные модели практически всей «большой европейской семерки». Главное, чтобы автомобиль имел колесную формулу 4х4 и мотор соответствующей мощности. Paul Nutzfahrzeuge совместно с MAN также создал на базе в серийной модели TGS 18.440 с приводом 4 x 4 еще одну версию Agro с маркировкой Agro Mover. Симбиоз снова получился удачным, но ажиотажа в сбыте автотрактора такого исполнения тоже не получилось: для практичных европейцев, ищущих экономический эффект во всем, такая техника пока в диковинку.

 

 

У нас все попытки вывести «Урал» или КАМАЗ на работу в поле большого успеха не имели. Как в адаптации уже имеющихся серийных моделей, так и созданных «с нуля». Еще в не таком далеком 2011-м на «Золотой осени» демонстрировалась аграрная машина Урал-432065 из Миасса. В ноябре 2012-го машина появилась на главном конвейере УралАЗа. Увы, многофунциональное шасси для установки быстросъемных технологических надстроек, позволяющих выполнять различные сельскохозяйственные работы, оказалось невостребованным. Привлекательные рабочие характеристики машины с экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534 мощностью 190 л.с. Евро-4 не помогли спустя пять лет (в 2017 г.) отстоять серийное производство универсальной модели, в которой помимо шоссейного транспортника, частично заложены возможности сельскохозяйственного трактора.

В свое время к работе в поле пытались приучить и малогабаритный рамный автомобиль высокой проходимости с колесной формулой 4х4 МТС. С ним удачно агрегатировали навесное оборудование, которое используют трактора с классом тяги 0,9 т, вывели наружу вал отбора мощности для привода навесного и прицепного рабочего оборудования, создали систему блокировки хода задней подвески, что удобно при выполнении агротехнических операций.

Что касается тягово-сцепных характеристик МТС, то они соответствует заявленному тяговому классу 0,9. При этом агрегатироваться могут со шлейфом сельскохозяйственного рабочего инструмента тракторов класса 0,6–0,9. Привлекательными казались и весовые параметры, поскольку по воздействию на почву МТС с грузом 800 кг находится на одном уровне с универсально-пропашными тракторами классов 0,9…1,4. Однако эти рабочие показатели у фермеров особого восторга не вызвали.

 

 

 

Сделать предстоит больше, чем сделано…

Производственная компания «Агромастер» из Татарстана оказалась более удачливой, предлагая аграриям решения под специфику и условия конкретного хозяйства. Ее автомобильные посевные комплексы «Agrator-авто» трех размерных групп (Agrato-8500, -9800, -10000) на специально подготовленном автомобильном шасси уже снискали славу. Скорее всего, агрохозяйства рассматривают предлагаемый продукт не как автомобиль, трактор или автотрактор, а как целостный посевной комплекс культиваторного типа, в котором доминируют надстройки, а полноприводные шасси КАМАЗ-43118, КАМАЗ-65224 и др. выступают вспомогательным атрибутом.

Самый большой и производительной является модель «Агромастер-10000 Авто-П» с увеличенным бункером, которую увязали с седельным тягачом на односкатной ошиновке КАМАЗ-65221 мощностью 400 л.с. За счет большой емкости бункера в два раза уменьшается количество остановок на погрузку зерна, сокращаются простои, что позволяет за световой день увеличить производительность. Еще один фактор привлекательной выработки на единицу времени в том, что здесь широкозахватный посевной комплекс, обрабатывающий сразу 10-метровую полосу поля.

Впрочем, у прицепного комплекса «Агромастер-9800 Авто-П» к автомобилю КАМАЗ-65224 (360 л.с.) ширина захвата культиваторной сеялки всего-то на 20 см меньше – 9,8 м. Однако сравнивать их характеристики было бы ошибочно. Да, у них средняя скорость посева и производительность одинаковы – 10–12 км/ч и 9,8 га/ч соответственно. Вот только емкость бункера для посевного материала у модели -9800 составляет 7 куб. м, а у -10000 намного больше – 19 куб. м, а время работы на одной заправке составляет 4,1 и 7,45 часа соответственно.

Как показывает практика, на одной загрузке посевным материалом «Агромастер 10000 Авто-П» способен посеять более 65 га. Здесь есть еще один важный фактор: силовой потенциал тягача КАМАЗ-65221 и грузовика КАМАЗ-65224 при хорошем состоянии почвы, к примеру, по сухому жнивью позволяет увеличить скорость посева до 15–16 км/час, что еще на 25% повышает производительность агрегата.

 

Мирный КрАЗ-хлебопашец пока не в тренде

Украинский «АвтоКрАЗ» в прошлом сезоне вернулся в автотракторную тему: когда-то его легендарный КрАЗ-250 успешно пахал и сеял. И вот – налицо хорошо забытое старое. Совместно с ННЦ «Институт механизации и электрификации сельского хозяйства» автозавод создал автотрактор МЭС-330, который успешно прошел все испытания. Мобильное энергетическое средство работало в поле с семикорпусным оборотным плугом Hektor 1000 (ширина захвата 2,8 м) и показало отличное качество пахоты по всей зоне движения пахотного агрегата и с хорошей скоростью. Прекрасные результаты получили разработчики и в ходе испытаний с агрегатом для передпосевочной обработки почвы Catros + 6002-2.

Помимо транспортных операций и обработки почвы спецмашина на шасси КрАЗ-6322 с полным приводом по формуле 6х6, 330-сильным мотором и 5-ступенчатой КПП может вносить удобрения, сеять, выполнять уход за посевами. Для качественной работы «по совместительству» ей придан вал отбора мощности и комплект гидравлики под привод рабочих механизмов. «330-й» с почвообрабатывающими орудиями класса 3 выдает такие же возможности, что и трактор ХТЗ серии 172. Правда, на пахоте КрАЗ в потреблении топлива проигрывает «харьковчанину» где-то литр. А вот на внесении удобрений МЭС-330 тратит в 2–3 раза меньше топлива, чем на таких же операциях в тракторной версии.

Перспектива созданной машины с хорошими рабочими характеристиками пока туманна. Скорее, разработчики своим детищем опередили время на добрую пятилетку. Портфель заказов на МЭС-330 будет, но очень мизерным. Надеждам на солидные субсидии от государства под эту тему пока не сбыться, поскольку последние крохи из казны уходят на уже который год не затихающие военные действия в восточном регионе страны.

На рынок Евросоюза для такой техники хода нет даже при наличии «безвиза». Упования на «национальную свидомисть» крупных хозяйств тоже пропали, поскольку там быстрее купят трактор с пробегом по полям Европы, чем кременчугского универсала. Об этом после премьеры машины в Киеве на выставке «Агро-2017» автору этих слов открытым текстом заявил один из руководителей крепко стоящей на ногах агрофирмы.