Пассажирские перевозки "C одной стороны мы спим, с другой -едем"



Александр РОЖКОВ

Фото производителей

 

 Альтернативой воздушным перелетам и железнодорожному транспорту на юге США становятся вместительные двухъярусные междугородные автобусы с необычными спальными местами-капсулами. Стоит ли игра свеч?

 

Революция в пассажирских перевозках

По мнению статистиков, воздушный транспорт является одним из самых безопасных. Вероятность авиационной трагедии равна 1/12000000. Данные учитывают не только случаи катастроф пассажирских самолетов, в расчетах учитывались также инциденты с военными самолетами, которые происходят гораздо чаще. Если исключить гибель военных летчиков во время боевых действий, то шанс погибнуть в авиакатастрофе будет еще меньше – 1/15000000. Но, несмотря на это многие люди бояться летать на самолетах.

Опросы показали, что каждый десятый авиапассажир в России допускает шанс трагедии и серьезно нервничает по поводу предстоящего перелета. В других странах отношение населения к авиационному транспорту не лучше. Многие американцы неважно чувствуют себя, когда шагают с трапа на борт самолета. И при любой возможности они предпочтут альтернативный вид транспорта, пусть даже не такой быстрый. К тому же, по последним опросам выяснилось, что почти половине американцев надоело управлять собственными автомобилями, им хочется, чтобы их возили. Исходя из сказанного, можно предположить, что в Америке уже назрели предпосылки для революционных изменений в области пассажирских перевозок.

 

 

«Красный глаз» спим в капсулах

Если люди не очень хотят летать, не желают ездить в поездах, и им уже изрядно поднадоело крутить баранку собственного автомобиля, значит пришло время создавать новый транспортный продукт, соответствующий актуальным требованиям населения.

Поэтому в США в последние два года была выработана новая концепция пассажирских перевозок, основу которой составили междугородные линии двухъярусных автобусов с необычными спальными местами, в них пассажиры с высоким уровнем комфорта могут перемещаться на большие расстояния. В путь они выезжают вечером, а приезжают на место рано утром. Отсюда и общее название таких рейсов – «Красный глаз» (идиома «красный глаз» в английском означает ночной рейс).

Свой обзор мы построили на примере автобусной стартап-компании Cabin, созданной в 2016 г. в Лос-Анджелесе. Конечно же, компания не первая и не последняя, предлагающая уютное спальное место, на котором можно спокойно выспаться в дороге. Однако отличия от других рейсов со спальными местами довольно внушительные и, прежде всего, из-за новизны дизайна спальных мест-капсул для пассажиров, плюс весьма всесторонний сервис во время пути. Сами американцы автобус Cabin (cabin – кабина) называют настоящим хипстером современных пассажирских автобусных перевозок (от современного английского hipster – «модник»), и вот почему.

Компания в настоящее время предлагает пассажирский сервис между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско с ценой билета на одно лицо от 115 долларов за поездку в один конец. Росту популярности этой услуги способствует постоянная перегруженность аэропортов, длительная и нервозная процедура досмотра перед допуском на борт, хронические задержки рейсов по погодным или даже политическим причинам. В этой связи стоит упомянуть и пассажирскую ж/д-компанию Amtrak, цена билета которой превосходит цену авиаперелета в три раза.

 

 

 

 

 

От первого лица

Рассказывает журналист Арти Шани: «Я решила воспользоваться этим пассажирским сервисом для возвращения с уикенда. Мне хотелось провести воскресный день на южном побережье Калифорнии, а утром в понедельник выйти на работу у себя дома в северной Калифорнии. На работу мне хотелось прийти отдохнувшей и хорошо выспавшейся, без тяжких воспоминаний об аэропортах или шуме железной дороги.

Поездка началась в 11 вечера. На нижнем этаже были столы и сидячие места, наподобие как в вагоне-ресторане поезда. Второй этаж представлял из себя то, что раньше мне видеть не приходилось: на каждой стороне длинного коридора находились ниши с кроватями, похожие на капсулы. Капсулы вполне вместительные, если люди не очень большие, в одной могут разместиться даже двое (неподалеку от меня в одной нише разместились мама с дочерью).

В салоне было очень опрятно: на каждом месте чистое постельное белье, подушка, дополнительное освещение и небольшой дорожный набор с бутылкой чистой воды, полотенцем и средствами гигиены. На рейсе работают несколько проводников, имеется кондиционируемый отсек для обуви, полки для журналов и мелких вещей, розетка и бесплатный Wi-Fi. Для тех, кто не желает спать, а хочет общаться, на первом этаже предусмотрен специальный социальный зал-гостиная с сидячими местами и кухней.

Яркий общий свет отключили и в коридоре зажегся мягкий приятный светильник. В капсуле напротив ехал Джеф Кейтман: «Я вообще ненавижу летать на самолетах, если есть возможность выбрать между поездкой по земле или по небу, я обязательно выберу землю. Мне приходится часто ездить по Калифорнии, занимаясь вопросами реорганизации коммерческих компаний. Раньше ездил на своей машине, но длительное нахождение за рулем выматывает не меньше авиаперелета, поэтому я и выбрал «красный глаз»: и выспаться могу, и нравится, когда тебя везет кто-то другой. Этот автобус, мне кажется, переходное звено к новому типу транспорта, более комфортабельному, дешевому и спокойному».

Пообщавшись с соседями, я отгородилась звукопоглощающей шторой и спокойно заснула. Утром меня разбудил приятный голос проводника, раздававшийся по системе оповещения. Он сообщил, что через полчаса автобус пребывает на стоянку. В дополнение к сервису, всех пассажиров там ждет другой автобус, который довезет до транспортных развязок города. Поездка заняла около семи часов, на работу я пришла выспавшейся и отдохнувшей. Ни разбитости, ни тревожности не было, как это обычно бывает после самолетов».

 

Стремление к автономизации

Комфортный двухъярусный автобус конечно же не является идеальным образцом современного пассажирского транспорта, но в США такая концепция передвижения пассажиров уже получила широкое распространение. Ключевые особенности – безопасность, быстрая посадка на борт (занимает не более 10 минут), невысокая стоимость поездки относительно авиа- и ж/д-транспорта, возможность преодолеть расстояние ночью во время сна.

Эти автобусы еще не автономный транспорт и не фантастические скоростные поезда Hyperloop, но они уже отчасти воплотили в себе ожидания будущего и показали, каким должен быть современный общественный транспорт. Разработкой автобусов с пассажирскими капсулами занимались ведущие инженеры. В основе конструкции безопасные, экологичные материалы, особенно тщательно продумывались детали интерьера, чтобы обеспечить комфорт пассажиров в ночные часы. Звукоизоляция и быстрый плавный ход гарантированы запатентованными инновационными разработками.

Конечно, рейсы компании Cabin не самые дешевые на американских автобусных линиях. Билет туда/обратно между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско стоит 230 долларов. Например, компании Bolt и MegaBus обеспечат перевозку по тому же маршруту всего за 50 долларов, но с гораздо меньшим уровнем комфорта и не столь удобным расписанием.

 

 Уже не стартап…

«В автобусах со спальными капсулами в последнее время стали путешествовать состоятельные люди, среди которых можно встретить и звездных селебрити. В основе идеи такого автобуса заложен принцип отеля на колесах, плюс хорошо продуманный маршрут и расписание движения. Идея о преодолении расстояний во сне не нова, но мы вложили в нее чуть больше – добавив комфорт и отдельную приватную зону в виде спальных капсул. Так мы реализовали идею автономии – каждый, вошедший в салон, погружается в свою комфортабельную капсулу, отгороженную от всего мира, которая везет его к месту назначения. Пассажир при желании может отгородиться от соседей. Вы спрятаны от всего мира, вас сопровождает опытный коллектив, а вы просто смотрите в окно, слушаете музыку, отдыхаете и спите. Разве это не принцип автономного транспорта?! Кроме этого к вашим услугам еще и заботливые проводники, всегда готовые помочь и обеспечить всем необходимым. Следующая наша цель – предоставить пассажирам уже полностью автономные пассажирские транспортные средства. За это сражаемся, к тому и движемся», – рассказал президент компании Cabin Гаэтано Крупи.

Компания сейчас разрабатывает новую партию ночных автобусов, где предусматривается бортовая мобильная прачечная, значительно будут дополнены опции комфорта и улучшены зоны отдыха. В новых разработках учитывались пожелания клиентов, в частности станут просторнее спальные капсулы, немного изменится и их конфигурация, а сервис-пакет пополнится опциями, которые несомненно удивят будущего потребителя.

Стартап-компания Cabin была запущена в 2016 г. и первоначально билет на автобус стоил 48 долларов в один конец. В 2018 г. парк компании состоит из нескольких десятков автобусов и билет в один конец стоит уже 115 долларов. Проект за 2017 г. заработал несколько миллионов долларов. Это обстоятельство позволило стартапу прогрессировать и осваивать новые регионы, а это нечасто случается с начинающими, недавно образованными компаниями в такой давно освоенной сфере деятельности в США, как междугородные пассажирские перевозки.