Подвижной состав "Tesla Semi: революция или ловкий трюк?"



 Александр ШАРОНОВ

 Фото производителей

 Революций в сфере грузоперевозок не было давно. Компании-производители и эксплуатирующие организации методично работают над снижением расхода топлива, повышением грузоподъемности и улучшением прочих эксплуатационных характеристик, но основополагающие вещи остаются неизменными.

 

Экстравагантный Semi

Но вот на горизонте появился проект, который обещает перевернуть отрасль. Хотя производители тягачей не верят в декларируемые возможности Tesla Semi, глава Tesla Илон Маск собирается не просто откусить кусок пирога на этом рынке, но и обанкротить традиционных игроков.

Одного взгляда на Tesla Semi (от англ. semi-trailer truck, «грузовик с полуприцепом» или «седельный тягач») достаточно, чтобы понять: новинка совсем не похожа не привычные грузовики. Американская компания специально сделала внешность столь яркой, и на это есть свои причины.

Во-первых, дизайнеры и инженеры Tesla стремились снизить аэродинамические потери. Там, где для дизельных грузовиков разница кажется незначительной и укладывается в погрешности при заправке, электрическому тягачу приходится экономить каждую каплю энергии.

Илон Маск любит громкие заявления: «Традиционный дизельный тягач выглядит, как сарай. Мы спроектировали грузовик Tesla, как пулю». Обтекаемая форма кузова позволила снизить коэффициент аэродинамического сопротивления до 0,36. Это почти вдвое меньше, чем типичное значение для современных американских грузовиков (0,65–0,70). Глава Tesla даже заявил, что Semi превосходит суперкар Bugatti Chiron, для которого коэффициент составляет 0,38 (хотя спортивные автомобили строятся по иному принципу, и прямые сравнения некорректны).

Во-вторых, неординарная внешность сама является рекламой. И тут уже неважно, нравится ли экстерьер кому-то или нет. Главное, что о нем говорят. «Тесла» должна была не только выделить Semi на фоне дизельных тягачей, но и сделать облик своей модели настолько кричащим, насколько это возможно.

Со второй задачей команда Маска тоже справилась отлично. Semi тянет сравнить скорее с инопланетным кораблем, чем с привычными дизельными грузовиками. При этом и материалы здесь используются соответствующие. Кабина предсерийных экземпляров пока изготавливается из углепластика. Но компания еще не определилась относительно финальных – серийных – версий: инженеры просчитывают разные варианты, так что от карбона могут и отказаться.

 

 

 

Нетрадиционная эргономика

Автомобиль Tesla Semi нетривиально оформлен не только снаружи, но и внутри. Интерьер кабины напоминает скорее футуристический концепт, нежели салон реального грузовика. А вот хорошо это или плохо, зависит от того, как посмотреть.

С точки зрения концепции все неплохо. Минимализм вряд ли быстро выйдет из моды, так что интерьер Semi еще долго будет смотреться свежо. Но понравится ли такой подход самим дальнобойщикам? Количество предметов внутри не просто сведено к логическому минимуму, компоновщики выкинули буквально все.

Внутри инновационного тягача остался лишь руль с двумя подрулевыми переключателями, два сенсорных экрана, кресло и пара подстаканников. На этом все! При этом в кабине предусмотрено только одно водительское кресло, установленное по центру. Ранее в грузовиках ничего подобного не применялось. Из дополнительных удобств имеются два верхних отсека для небольших сумок (визуально они напоминают отсеки для ручной клади в самолетах) и дополнительное складываемое сиденье, установленное позади водительского.

Пока трудно представить, как покажет себя этот необычный салон в реальной эксплуатации. Можно провести параллель с новым «бюджетным» электромобилем Tesla Model 3, который тоже полностью лишен кнопок и механических переключателей. Даже для выбора направления обдува системой кондиционирования приходится прибегать к помощи сенсорного управления, не говоря уже о более детальной настройке. На ходу будет неудобно пользоваться экраном, лишенным тактильной отдачи, поскольку совершить действие «вслепую» уже не получится: придется надолго переводить взгляд от дороги на монитор.

В дополнение к этому электрический грузовик лишен зеркал: их заменяют камеры заднего вида, изображение с которых выводится на боковые секции больших экранов. Однако пока предсерйиные экземпляры ездят с привычными «лопухами»: законодательство США не разрешает эксплуатацию транспортных средств без наружных зеркал. Возможно, в обозримом будущем этот аспект будет изменен.

Отсутствует в электрическом тягаче и «спальник»: водителям предлагается отдыхать в придорожных мотелях. Как тут не вспомнить классические американские грузовики с огромными пассажирскими модулями, сравнимыми по площади и комфорту с однокомнатными «хрущевками».

В Tesla не исключили, что в будущем появится Semi с удлиненной кабиной, в которой будет предусмотрен «спальник», но подробности не разглашаются.

 

 

 

 

 

Ездовые характеристики

Легковые электромобили Tesla уже давно доказали свои невероятные динамические возможности: при разгоне с места позади остаются даже суперкары вроде Lamborghini Aventador. Почти столь же стремительным обещает быть и Semi.

Пока производитель не публикует данные о мощности электромоторов и емкости аккумуляторных батарей, но некоторые характеристики все же известны. В частности, пустой тягач должен разгоняться с 0 до 100 км/ч за 5 сек. В это трудно поверить, но даже Porsche 718 Boxster тратит на одну десятую больше. При максимальной массе автопоезда 36 тонн время разгона увеличится до 20 секунд, но даже в этом случае Tesla будет существенно быстрее любого дизельного аналога. Стремительно ускоряться позволяют четыре электромотора от Tesla Model 3, приводящие в движение колеса двух задних осей (мощность электродвигателя Model 3 составляет 261 л.с., если их параметры не изменятся, то суммарная отдача достигнет 1 044 л.с.).

Но если динамика разгона не является главной характеристикой седельного тягача, то запас хода – один из важнейших параметров. Даже у легковых электромобилей именно малая «дальнобойность» является камнем преткновения, что говорить о многотонных махинах. В зависимости от версии, Tesla Semi сможет проехать на полном заряде 480 или даже 800 километров. И это при той полной 36-тонной загрузке.

Хорошо, электрический грузовик Маска способен быстро и далеко ездить, но ведь наверняка он долго заряжается? Поскольку емкость тяговых батарей не разглашается, то рассчитать точное время зарядки не представляется возможным. Можно лишь предположить, что от обычной бытовой розетки (а в США используется электросеть с напряжением 110 В) тягач будет заряжаться несколько дней.

Однако Маск называет совсем другие цифры: якобы всего 30 минут достаточно, чтобы зарядиться на 80 %, то есть в случае со старшей версией Semi получит запас хода порядка 640 км. Если учесть, что дальнобойщики останавливаются для трапезы, то этого времени как раз хватит, чтобы продолжить поездку. Проблема лишь в том, что для обеспечения заявленных данных требуется использовать перспективные зарядные станции Tesla Megacharger, которые должны быть мощнее популярных в США Tesla Supercharger, рассчитанных на легковые электромобили.

Проблема в том, что даже в Америке пока нет ни одного пункта Megacharger: их строительство запланировано ближе к началу серийного производства электротягача. Если в США и Европе компания сможет обеспечить ввод в эксплуатацию требуемого количества станций (о чем свидетельствует быстрый рост сети Supercharger), то с другими регионами ситуация сложнее. Там, где не будет «быстрых» зарядок, эксплуатация Tesla Semi станет бессмысленной: не ждать же полдня, пока в АКБ «накапает» достаточное количество энергии!

 

Удобно и просто

В случае Tesla Semi упоминается преимущество в виде упрощенного управления. «Я могу водить эту штуку, но при этом понятия не имею, как управлять грузовиком», – сказал во время анонса Илон Маск. При этом глава Tesla не разъяснил, что конкретно он имеет ввиду.

Некоторые преимущества электрического тягача лежат на поверхности. К примеру, в нем не будет механической коробки передач, так что не придется постоянно скакать между скоростями (хотя на многие дизельные тягачи устанавливаются АКПП). В дополнение к этому электромоторы традиционно обеспечивают максимальный крутящий момент в широчайшем диапазоне оборотов, что упрощает управление ускорением.

В этом же аспекте можно похвалить и необычную кабину Semi: поскольку водитель сидит по центру, у него будет меньше «слепых зон». Еще электрический тягач будет проще в обслуживании – в него не потребуется регулярно заливать десятки литров масла и прочих рабочих жидкостей.

 

Выгода при эксплуатации

Как любая коммерческая техника, Semi станет бессмысленным, если его рентабельность будет отрицательной. Илон Маск пообещал, что его тягач будет примерно на 20 % выгоднее аналогичного по грузоподъемности дизельного тягача.

Приводятся такие данные: с учетом всех сопутствующих затрат (в том числе на зарядку, содержание, обслуживание страховку, зарплату водителю и так далее) Semi обойдется владельцу примерно в 0,79 доллара за километр пути, в то время как для обычной фуры этот показатель составляет 0,94 доллара. Илон Маск пообещал, что при зарядке на станциях Megacharger за 1 кВт⋅ч придется заплатить всего 7 центов.

С учетом того, что современные дизельные тягачи в америке имеют средний расход топлива 39 л/100 км, то при текущей цене получается, что доля топлива в стоимости одного километра пробега составляет примерно  0,5 доллара. Иными словами, около половины всех эксплуатационных затрат уходит на топливо.

К сожалению, провести аналогичные расчеты с Tesla Semi пока невозможно, поскольку мы не знаем емкость его аккумуляторов. Тем не менее, 7 центов за 1 кВт⋅ч — весьма выгодная ставка, поскольку сейчас обычные американцы платят от 9 до 31 цента за 1 кВт⋅ч в зависимости от штата. Ранее Tesla заявила, что удельное потребление энергии Semi составит менее 2 кВт⋅ч за милю. В пересчете ориентировочно получается  0,09  доллара за километр. Сравните это с 0,5 доллара за километр для дизельных тягачей!

Из этих расчетов напрашивается и другой вывод. Если все заявленные Маском данные верны, то на зарядку/заправку Semi будет уходит 0,09 доллара за километр из общих затрат 0,79 доллара за километр. Для дизельного это соотношение куда больше – 0,5 доллара из 0,94 доллара. Косвенно это свидетельствует о том, что остальные затраты, связанные с эксплуатацией электрического грузовика, будут выше. Иными словами, на все остальные платежи уйдет  0,7 долл. /км против всего  0,44 долл. /км. Причина этого феномена пока неясна. Возможно, это связано с более высокой изначальной стоимостью или повышенными ставками за прохождение техобслуживания у дилеров (эти данные пока не раскрываются).

 

Каков ресурс батарей?

Еще одним злободневным вопросом Semi является «живучесть» тяговых аккумуляторов. Всем известно, что они имеют свойство изнашиваться, но в случае с легковыми моделями все проще: меньше средние пробеги и меньше нагрузка.

По данным Маска, гарантия на силовой агрегат составит рекордный миллион миль, то есть около 1,6 млн километров. Но входит ли сюда батарея? Пока глава Tesla не дал четкого ответа на этот вопрос.

 

Сколько будет стоить

Цены уже объявлены. Базовая версия Tesla Semi с запасом хода 480 километров будет стоить 150 тыс. долларов. За более «дальнобойную» модификацию (до 800 километров на одной зарядке) придется заплатить  180 тыс. долларов.

При этом по старой маркетинговой традиции сначала Tesla будет продавать более дорогие версии Founder’s Series. Планируется выпустить тысячу таких тягачей, их цена составит  200 тыс. долларов.

Сколько стоят дизельные конкуренты? Новый тягач Freightliner Cascadia 2019 модельного года аналогичного восьмого класса (по американской градации) оценивается в среднем в 150 долларов, то есть на уровне младшей версии Tesla Semi. Но существуют и более выгодные предложения: Peterbilt 389 стоит 137 тыс. долларов, International HX – 133 тыс. долларов, Mack Pinnacle – 110 тыс. долларов (указаны ориентировочные цены на стандартную кабину без спальника).

Иными словами, Tesla не собирается демпинговать, но и однозначно завышенными ее цены назвать нельзя.

 

Эпилог

Пока Tesla Semi является, как минимум, очень интересным проектом. Полноценный серийный выпуск электрического тягача должен начаться в 2020 г., однако с учетом постоянных проблем с Tesla Model 3 логично предположить, что и Semi встанет на конвейер с ощутимой задержкой.

Но ажиотаж вокруг новинки уже создан. Tesla не называет общее количество предварительных заказов (каждый из которых обеспечен депозитом в размере 20 тыс. долларов), зато некоторые клиенты самостоятельно рассказывают о намерении приобрести горячую новинку. Так, служба экспресс-доставки UPS планирует купить 125 машин. Еще 100 грузовиков заказала PepsiCo.  Также о желании купить Semi говорили DHL, FedEx, Sysco и Walmart.

Эти гиганты отрасли могут потратить деньги на любой эксперимент, поэтому вряд ли стоит считать, что их эксперты уже все просчитали и удостоверились в рентабельности Tesla Semi. В то же время к электрическому грузовику явно проявляется ажиотажный интерес. Но изменит ли он отрасль или нет, мы сможем узнать только через несколько лет.