Прицепная спецтехника "Становление инлоудера"


 

 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

При обилии производителей прицепных систем российское машиностроение оказалось в стороне от инлоудерных полуприцепов с полностью отсутствующими днищами и привычными осевыми балками колес...

 

Импорт утоляет спрос…

Полуприцеп инлоудерного типа (англ. inloader) удерживает груз не на осевой конструкции ТС, как в его классическом исполнении, а на автономной платформе рамного исполнения, продольные стороны которой имеют для погрузочного зацепа нависающий швеллерный козырек. Именно с его помощью вся паллета с расположенным грузом потом нависает на «подныривающие» салазки полуприцепа П-образной формы. Это своего рода сменный поддон удлиненной формы.

Полуприцепы-инлоудеры используется на транспортных операциях для доставки готовых стеновых панелей (Flatliner) или листового стекла (Floatline). При схожести конструкторской школы исполнение у них разное. Для железобетонных изделий верхняя часть полуприцепа остается открытой, лапы фиксации имеют жесткий прижимной тип. А вот для перевозки листов хрупкого стекла изготавливается крытая конструкция фургонного типа или же тентовой обшивки с задними створчатыми дверями и пластинчатыми прижимными подушками мягкой фиксации груза: в дороге стекло надежно защищено кузовной оболочкой от внешнего воздействия.

 

 

 

Самое главное достоинство портальной конструкции полуприцепа в том, что вся логистика строится на быстрой погрузке и выгрузке кассет с грузом. При этом не требуется дополнительных погрузочных средств, как это необходимо при использовании классических полуприцепов-панелевозов хребтового (шатрового), кассетного, платформенного типа или с наклонной рамой на одноосной или двухосной тележке. Боя стекла или повреждения железобетонных панелей при погрузке, перевозке или выгрузке нет.

Российский рынок портальных полуприцепов инлоудерного типа полностью пополняется за счет зарубежных брендов Langendorf (Германия) и Faymonwille (Бельгия). Правда, пару лет назад к условному европейскому клубу производителей таких полуприцепов примкнул отечественный машиностроительный завод «ТОНАР», который еще в 2014 г. показал первую российскую версию безосного полуприцепа Тонар-9987 с внутренней загрузкой перевозимых на сменных паллетах железобетонных панелей. Правда, основной специализацией предприятия это направление не стало.

К настоящему времени в российском машиностроении нет прорыва ни по панелевозам портального исполнения, ни по джамбовозам. Это все те же портальные полуприцепы-инлоудеры с внутренней загрузкой многоразовых продольных поддонов для сборных пакетированных или кассетных грузов, но в целевом исполнении – для перевозки листового стекла большого формата. Джамбо (анг. Jumbo) – самый большой стандартный размер стекла с форматами PLF (3,21×6,00 м) и DLF (3,21×2,55), который могут предложить стекольные заводы мира.

На нашей торговой площадке в этом сегменте полуприцепов-стекловозов самые сильные позиции имеют упомянутые выше Landendorf и Faymonwille. Именно они являются законодателями мировой моды на полуприцепы для перевозки джамбо-размеров стекла. Правда, в 2018 г. ни один из них новинок не представил. А вот в 2017-м Faymonville приятно удивили потребителей, добавив в свою серию FloatMAX модель XXL для транспортировки длинных листов стекла.

 

 

 

 

  Рекорды длинномеров

Если в классической версии полуприцепы-джамбовозы изготавливались под самый большой 6-метровый формат стекла, то прошлогодняя новинка уже адаптирована под транспортировку появившихся в стекольной промышленности сверхдлинных 12-метровых листов. При этом 6-колесная модель XXL осталась в хорошем весовом потенциале – 9 600 кг. Это позволило получить желаемую полезную нагрузку. Первыми такие портальные полуприцепы начала закупать самая крупная в Европе по парку стекловозов компания Schade Logistic GmbH, чей подвижной состав насчитывает две сотни инлоудерных ТС. Основная специализация – перевозка стекла по всей Европе, в т.ч. и в Россию. Свою долю в сверхдлинной размерной группе XXL портальных моделей в этом автохозяйстве уже имеет и Landendorf, чьи полуприцепы тоже пользуются хорошим спросом.

Впрочем, оба упомянутых производителя по состоянию на сегодняшний день не являются лидерами в перевозке больших (12 м) листов стекла. Рекорд принадлежит канадцам, создавшим самый длинный в мире 23-метровый 6-колесный джамбовоз с задней управляемой парой. Производитель стекла sedak под выпускаемые с недавней поры гигантские витринные размеры своей продукции создал собственный мегатрейлер, который способен перевозить стекло длинной 16,5 и высотой 3,3 м общим весом пачки 20 т. Во второй половине 2018 г. стекольный завод планирует приступить к производству стекла уже размером 20х3,51 м. Под этот нестандартный формат уже разрабатывается новый джамбовоз, который побьет собственный рекорд и станет самым длинным в мире стекловозом.

Анализируя новинки и достижения, необходимо упомянуть эксклюзив с бразильской родословной. Известный производитель дорожной техники Labor Equipment хотя и является приверженцем европейской конструкторской школы инлоудерных стекловозов, все-таки пошел дальше, создав первый в мире джамбовоз-автопоезд Bi-inloader в составе магистрального тягача, 6-колесного полуприцепа и такого же 6-колесного прицепа на жесткой сцепке.

Появившаяся Би-система грузоподъемностью 18 т стала добавочной к имеющемуся 26-тонному грузоподъемному потенциалу полуприцепа. Суммарная грузоподъемность автопоезда в исполнении Bi-inloader составляет 44 т, чего ни один производитель инлоудеров до нынешней поры не достиг. Как и обычный джамбовоз, он имеет низкий центр тяжести и пневматическую систему для погрузки и разгрузки.

 

 

 

Спрос есть, но доля – мизерная

Автопоезд-стекловоз Labor прошел 8-месячные эксплуатационные испытания в компании Red Box Transportes и показал прекрасные результаты. Транспортное средство привлекло внимание автоперевозчиков, но бума на него не зафиксировали – штучный и узкоспециализированный товар, поэтому спрос на такую технику по всем континентам мизерный. Суммарный результат продаж инлоудеров мировых производителей по итогам прошлого года едва дотягивает до 5,4% от общего объема выпуска полуприцепов всех типов, что говорит не столько о становлении рынка таких транспортных систем, сколько об узкой специализации таких ТС. К примеру, полуприцепы для перевозки животных имеют более сильные позиции, занимая в объеме общемировых продаж нишу в 7,6%.

В России только идет становление парка портальных полуприцепов и насчитывается менее полутысячи инлоудеров, поэтому в ближайшие два-три года бума на них на торговой площадке точно не будет. Не стоит ожидать прорыва и в промышленном секторе. Недавняя новинка Челябинского машиностроительного завода автомобильных прицепов модель ЧМЗАП 99064-058 для перевозки стекла в блоках хотя и представляет сегмент прицепных систем для перевозки листового стекла, но к семейству портальных стекловозов не относится. Это – 3-осный полуприцеп с высокой платформой. При собственной массе 7,5 т он имеет приемлемую грузоподъемность в 22,5 т. Инноваций, способствующих повышению производительности и качества транспортировки хрупкого груза, здесь нет. Имеются наработки хорошей конструкторской школы для первой половины нулевых годов, но не для современного транспортно-логистического процесса.

Главный недостаток – в усложненном процессе погрузки/разгрузки с привлечением дополнительных грузоподъемных машин. Этот операционный процесс всегда опасен для хрупкого груза, поскольку даже небольшая встряска при опускании груза на платформу полуприцепа или на землю может обернуться боем стекла. Второй минус в большой высоте погрузки, что означает высокий центр тяжести: устойчивость полуприцепа снижается, а динамические нагрузки на него и на груз повышаются.

Есть и третье слабое звено – неизбежные простои в очереди на погрузку/выгрузку. Здесь и холостой пробег в обратную сторону, чего с портальными полуприцепами при налаженной логистике можно избежать. Например, в обратный путь или при отсутствии заказов на перевозку стекла, джамбовоз на своем съемном поддоне может в два яруса загружаться рулонами бумаги, паллетами с фасованным товаром и пр. Таким образом, инлоудер постепенно становится для автоперевозчика идеальным инструментом для зарабатывания денег.