Прицепной состав "Что на Руси хорошо: производить, ввозить или вывозить? "



Роман МУРАШОВ

 

Ежегодно Россия импортирует товаров на сумму от 130 до 300 миллиардов долларов США.

 Ввозятся на территорию Российской Федерации в том числе и транспортные средства. Статистика ввоза транспортных средств категории О4 (полуприцепы категории Е) за 2016 г. показывает, что б/у полуприцеп стоит дешевле новой «Газели» – до 1 млн рублей. В то же время стоимость нового импортируемого полуприцепа лежит в пределах 2–2,5 млн рублей, в среднем.

По данным Федеральной Таможенной Службы (ФТС) в 60% случаев стоимость импортных транспортных средств декларируется на таможне РФ в среднем в два раза ниже стоимости отечественных транспортных средств и только 40% импортируемой техники декларируется по реальной стоимости.

При этом налоговая нагрузка на импортера от составляет 0 до 5%, налоговая нагрузка на российского производителя – 12%.

По данным 2016 г. – не самый успешный год с точки зрения продаж – в  нашей стране было продано немногим меньше двух тысяч новых прицепов и полуприцепов цистерн, а в состоянии б/у за тот же период было продано в 4,5 раза больше ед. техники. Большинство б/у техники ввозилось в форме единичного ввоза и значительно превышало совокупный выпуск предприятий ЕврАзЭС.

 

 

Абстрагированные от насущного

В настоящее время у государственных органов РФ еще не сложилось окончательного представления об опасности использования отработавших свой срок импортных транспортных средств. Но невидимые разрушения в материалах и усталостные изменения металла в конструкции транспортного средства могут привести к ДТП и экологическим катастрофам.

Импортеры б/у техники в погоне за прибылью часто не учитывают предельные сроки ее эксплуатации. Не учитываются суровые климатические условия в РФ, в которых будет эксплуатироваться бывшая в употреблении техника. Часто материалы, из которых изготовлена спецтехника, не соответствуют климатическим условиям РФ. Отсутствует и надзор Минэкономразвития РФ за малым бизнесом.

Таким образом, в настоящее время при таможенном декларировании б/у транспортных средств представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах, а именно одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства… не требуется.

Парадокс, не правда ли? Как в аналогичной ситуации обстоят дела в других странах? В частности, в Китае – ввоз на территорию страны б/у техники, полностью, включая товарную позицию с кодом 87 – «Средства наземного транспорта, их части и оборудование» – запрещен.

В Бразилии Статья 27 Приказа №8 Департамента торговой защиты от 13 мая 1991 г. прямо запрещает импорт любых б/у автомобилей. Исключение – раритетные автомобили.

В Индии в соответствии с Законом «О моторном транспорте» 1988 г., при продаже или лизинге, сопряженных с ввозом в Индию любых б/у ТС, они должны быть произведены не более трех лет назад.

В Германии при ввозе б/у ТС требуется их обязательная техническая экспертиза в одной из аккредитованных технических лабораторий, а сертификаты выдаются Федеральным автотранспортным ведомством Kraftfahrt-Bundesamt (KBA).

В частности, обратите внимание, для того чтобы ввезти и поставить на учет, а значит ввести в эксплуатацию на территории современной Германии б/у полуприцеп-цистерну, необходимо собрать два десятка документов:

 

 

 

 

Всеразрешающий…

В России процедура оформления документации на б/у транспортные средства на много скромнее: в нашей стране ПТС выдается на основе Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Ввоз на территорию РФ осуществляется только по регламенту ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». СБКТС – это универсальный документ, который на законных основаниях позволяет производить следующие действия:

1.Ввоз любых «соответствующих регламенту» автомобилей из-за границы.

2.Эксплуатация зарубежных авто, бывших в использовании, в странах-участницах ЕАЭС.

3.Реализация подержанных транспортных средств в странах-участницах ЕАЭС.

4.Снятие с учета автомобиля, бывшего в использовании в странах-участницах ЕАЭС.

С 2015 г. процедура оформления документации на б/у Т/С еще более упростилась: водителям не нужно получать Евро-сертификат для проведения определенных операций, поскольку свидетельство БКТС получило статус универсального «разрешительного» документа…

 

В чем сила, брат?

Угрозу безопасности на дорогах и общественной безопасности в целом, представляет сложившийся в нашей стране порядок ввоза колесных транспортных средств, работающих под давлением (газовозы, криогенные сосуды-полуприцепы для перевозки криогенной жидкости).

Обычным делом стали случаи неисполнения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности и технических регламентов ТС:

•ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;

•ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;

•ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»;

•ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Для эксплуатации колесных транспортных средств, работающих под давлением, на территории РФ поставщикам-импортерам необходимо предоставлять лишь свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, форма которого утверждена Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (Решение Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 г. № 877).

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства также является основанием для выдачи паспорта транспортного средства в соответствии с совместным Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005.

При этом, вопреки главе VI пункт 44 правил ТР ТС 032/2013 «Единственным документом, подтверждающим соответствие оборудования требованиям настоящего технического регламента, является декларация о соответствии, либо сертификат Соответствия». Таможенными органами и органами ГИБДД не запрашивается сертификат, подтверждающий соответствие импортного транспортного средства (сосуда) требованиям ТР ТС.

 

О «равных» условиях…

Российский производитель автотехники, реализуемой на территории РФ, как минимум, подчиняется следующим требованиям:

  1. ТР ТС 018 О безопасности колесных транспортных средств;
  2. ТР ТС 010 О безопасности машин и оборудования;
  3. ТР ТС 032 О безопасности оборудования, работающего под давлением;
  4. ГОСТ 8.600-2011 Автоцистерны для жидких нефтепродуктов.

Импортер, заплатив 5 тыс. рублей, через интернет в течение одной недели получит «Свидетельство о безопасности конструкции» для единичного ввоза.

Российскому производителю-экспортеру стоимость сертификации одного типа продукции обойдется в сумму от 27 тыс. евро. При этом предусмотрены сроки проведения испытаний – до двух лет. Стоимость работы выездных специалистов – 155 евро в час для каждого сотрудника.

Переход нашей страны в новый технологический уклад возможен, но только при условии, что для всех добросовестных участников рынка будут созданы равные условия, без механизмов подавления производителей в РФ. Это создаст рабочие места и обеспечит поступление денежных средств в бюджет РФ.

Закон одинаков для всех.