Рынок "Автомобили. Выживут «умные» и экологичные"


 

 

Несмотря на то, что индекс потребительской уверенности россиян пока остается отрицательным, в 2017 году экономика России перешла к восстановлению, о чем свидетельствует небольшой положительный прирост ВВП. Об этом шла речь на 9-й российской конференции по рынку грузового и специального автомобильного транспорта «Коммерческий транспорт 2018».

 

Очевидно, что по мере восстановления экономики оживление секторов малого и среднего бизнеса окажет положительное влияние на рост продаж в сегменте легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т). На  продажах автомобилей положительно скажется предполагаемый рост цен на нефть в 2018 г. Продление государственной программы «Свое дело» на 2018 г. дополнительно простимулирует продажи коммерческого транспорта.

В 2017 г. рынок легких коммерческих автомобилей показал рост на уровне 17% и достиг показателя в 108 тыс. шт. На рынке доминируют российские бренды GAZ, UAZ и Lada, занимающие в совокупности 72% рынка. Среди лидеров по темпу прироста продаж – Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%). Среди отечественных брендов наибольший прирост продаж у Lada (+31%). Прогнозируемый рост продаж легких коммерческих автомобилей по итогам 2018 г. составит 12% и достигнет 121 тыс. шт.

Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей.

Рынок среднетоннажных (от 3,5 до 16 т) и крупнотоннажных (свыше 16 т) грузовых автомобилей в 2017 г. увеличился на 50%, продажи грузовых автомобилей составили 80 тыс. шт. В структуре продаж прослеживается явная тенденция увеличения доли иностранных брендов: отечественные бренды потеряли почти 10% рынка, в то время как иностранные нарастили 13%. Согласно прогнозу, в 2018 г. рост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 10% и достигнет 88 тыс. шт.

Государственные программы «Свое дело» и «Российский тягач» способствуют росту спроса на новые грузовые автомобили, так же, как и реализация государственной программы «Развитие транспортной системы». Благоприятное влияние на рынок окажет стабилизация макроэкономических показателей, рост предпринимательской уверенности и оживление отраслей, связанных с использованием грузовых автомобилей, таких как строительство, торговля, промышленность.

Продажи новых автобусов в 2017 г. увеличились на 13%, достигнув показателя в 11,7 тыс. ед. Почти 90% рынка автобусов занимают отечественные бренды, среди которых лидером является PAZ, нарастивший свою долю до 65% рынка. Согласно прогнозу, в 2018 г. рост общего объема продаж автобусов составит 16% и достигнет 13,6 тыс. ед.

Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка: более 40% парка автобусов старше 15 лет, который необходимо обновить в ближайшем будущем. С 1 июля 2018 г. планируется к вводу Постановление Правительства РФ, устанавливающее требования к году выпуска автобусов, перевозящих детей. В этом случае следует ожидать дополнительных инвестиций в обновление парка автобусов. Однако, расширение географии метро, развитие альтернативных видов транспорта (совместные поездки и аренда автомобилей), рост количества автомобилей в личном владении в будущем могут сдерживать спрос на новые автобусы.

На продажи автомобилей специального назначения повлияют необходимость обновления парка и реализация мер господдержки. По итогам 2017 г. рынок спецтехники впервые за 5 лет показал рост: продажи увеличились на 49%. Свое слово здесь сказала реализация отложенного спроса на спецтехнику. Субсидирование по лизинговым договорам техники российских производителей и льготные условия самого лизинга на спецтехнику общим объемом 3,5 млрд руб. так же увеличили продажи спецтехники и объем производства отечественных предприятий.

 

Революционные  изменения в автопроме

Однако, независимо от позитивных или негативных изменений на российском рынке коммерческого транспорта и спецтехники или международном, развитие технологий обеспечивает смещение приоритетов в мировом автопроме в сторону электрификации автомобилей и разработки автопилотов, а также развитие новых форм мобильности.

Электрификация продуктовой линейки – приоритет практически для всех мировых автоконцернов. Среди основных движущих сил – ужесточение требований по топливной эффективности и целевых значений по предельному объему выбросов вредных веществ. Возможность получения налоговых льгот и преференций тоже относится к факторам, определяющим рост спроса на электромобили.

Практически все ведущие автопроизводители полным ходом ведут активные экспериментальные разработки и активное тестирование прототипов в области автономизации транспортных средств. Большой потенциал реализации беспилотных технологий видится в коммерческой сфере – такси, грузоперевозки, общественный транспорт.

 

Мегатренды рынка грузоперевозок к 2030 г.

Хотим мы того или нет, согласно научным прогнозам к 2030 г. в отрасли грузоперевозок будут доминировать четыре мегатренда:

1. Адаптация и переустройство транспортной инфраструктуры, что обусловлено ростом объемов перевозок, сокращением пространства для транспорта, ростом мультимодальных перевозок, урбанизацией и «умной инфраструктурой».

2. Усиление регуляторных требований к экологии, подкрепленное ужесточением норм по выбросам и стимулирование на государственном уровне альтернативной энергетики.

3. Изменения в логистике вследствие усложнения требований клиентов, повышения их индивидуальности, уменьшения сроков доставки, расширение ассортимента услуг, повышения уровня сервиса для конечных потребителей.

4. Быстрое распространение новых технологий, объяснимое ускорением темпов внедрения технологий, повышением доступности технологий и их экологичностью, переводом сферы услуг в цифровой формат и появлением новых бизнес-моделей.

Урбанизация усиливается во всех развитых странах – общественный транспорт становится основным способом передвижения. Для стран азиатского региона характерна быстрая урбанизация и плотная городская застройка, сравнительно низкий средний уровень дохода на душу населения и низкая стоимость проезда в общественном транспорте в сочетании с удобством системы общественного транспорта.

Европейцев тяготят сравнительно высокие налоги на владение автомобилем, ограниченность парковочного пространства и наличие в центрах городов зон, закрытых для автотранспорта. В качестве компенсационных мер в европейских странах существует устойчивая государственная поддержка развития систем общественного транспорта.

На североамериканском континенте массовая моторизация и адаптация городов для использования автомобильного транспорта широко развивалась (в частности в США) с 20-х годов прошлого века. Упреждающее расширение сети автомагистралей способствовало росту пригородов и миграции работающего населения. Предварительное планирование на стадии застройки обеспечило большую удаленность жилых районов от торговых.

 

Перспективы коммерческого транспорта

Основные проблемы отрасли коммерческого транспорта – время на сервис, безопасность, нехватка водителей, расходы на топливо и экологичность. Основную роль для владельцев коммерческих автомобилей играет стоимость владения.

Регулирование расхода топлива и выбросов CO2 введено в Северной Америке; ожидается, что примеру последуют Китай и Европа С ростом давления со стороны клиентов по сокращению выбросов владельцы крупных парков развивают «зеленый» имидж, особенно в сегменте курьерских услуг, экспресс-доставки и доставки штучных грузов. Ряд европейских городов ввел зоны низких выбросов, в планах – полный запрет дизельного транспорта. В этой связи правительство Китая поддерживает закупку электробусов для решения проблем с выбросами в городских агломерациях – при снижении стоимости батарей и субсидиях коммерческий электротранспорт более выгоден. Но тем не менее, электрификация грузовых автомобилей пока еще оправдана только для отдельных применений. К 2025 г. коммерческие перевозки на электротранспорте станут экономически прибыльными для маршрутов протяженностью менее 500 км.

Пожалуй, наиболее комплексно на долгосрочные вызовы отрасли и текущие проблемы отвечают автономные автомобили. Автономизация автотранспорта предполагает экологическую чистоту, экономическую эффективность, подключение к онлайн-сетям и безопасность эксплуатации. По эмпирическим расчетам это должно привести к снижению ДТП, сокращению выхлопов, уменьшению пробок. Автономные грузовики имеют все возможности произвести прорыв в отрасли грузоперевозок. Они сегодня являются реальной движущей силой развития автотранспорта.

Технологическое развитие автономных грузовых т/с предположительно будет проходить в несколько этапов:

Этап 0. Нет автономности – водитель задействован в вождении, электронные системы подают только сигналы предупреждения.

Этап 1. Поддержка водителя – водитель задействован, автономизированы отдельные функции (в частности, система аварийного торможения).

Этап 2. Частичная автономность – водитель задействован, но уже автономизирован целый ряд фунций управления: помощь на стройплощадке, адаптивный круиз-контроль, система контроля рядности, прогнозное управление трансмиссией, помощь при смене полосы, система парковки. 

Этап 3. Условная автономность – водитель реагирует при явной необходимости – автономизированы функции формирования автоколонны, система помощи в пробках/ на стройплощадках, данными между машинами в реальном времени. Предполагаемый срок реализации – 2020 г.

Этап 4. Высокий уровень автономности – водитель не должен следить за дорогой. Предполагается использование автопилота на шоссе и полностью автономное движение по магистрали, мониторинг вождения/ движения на основе обмена данными между автомобилями и инфраструктурой. Предполагаемый срок реализации – 2025 г.

Этап 5. Полная автономность – автономное движение без вмешательства водителя независимо от ситуации, наступит предположительно к 2030 г.

Нельзя обойти вниманием такой показатель, как рост себестоимости беспилотных грузовиков в процессе совершенствования с 1 по 5 этап развития – это более 20 тыс. долларов США на один автомобиль.

Отчасти эти затраты могут быть компенсированы снижением расходов на заработную плату водителей и топливо. Водитель отдыхает, пока автомобиль движется на автопилоте (этап 4 и 5), эффективный пробег автомобиля увеличивается, снижаются расходы на страхование по причине сокращения числа ДТП.

 

Автономное вождение

Теоретически нам, конечно, следует ожидать повышения комфорта водителей и безопасности на дорогах  в связи с полностью автономным управлением. Ведь оптимизируются перерывы на отдых водителей, равномерный упреждающий стиль вождения ведет к прямой экономии топлива, устраняется влияние человеческого фактора, автопилот не устает – увеличивается рабочая загрузка автомобиля. При сокращении дистанции между автомобилями возможна дополнительная экономия топлива благодаря улучшению аэродинамики.

 

Основные требования для беспилотного вождения

Чтобы реализовать потенциал автономного вождения, необходимы изменения в системе транспортной отрасли.

Технологические требования. Оборудование в большинстве своем готово, нужны точечные инновации.

Развитие цепей поставок. Игроки рынка формируют партнерства и инвестируют в технологии автономного вождения. Необходима, но все еще отсутствует системная интеграция.

Нормативные требования. Требуется юридическое поле, тестирование автономных автомобилей требует урегулирования, вопросы ответственности должны быть полностью прояснены.

Инфраструктура.  Необходима доступная инфраструктура (сети LTE и 5G), принятие водителями систем автономного вождения, стандарты кибер-безопасности для управления автомобилем.

Программное обеспечение процессов  требует ускоренного развития. Гео-картография требует высокой детализации.