Компоненты "Визуальная новь из города нови"


 

 

 

Александр Рожков

Обзорные зеркала всегда являлись неотъемлемой частью любого автомобиля. Уже более ста лет они исправно служат человеку за рулем. Но сейчас зарождается ранее невиданная визуальная новь. «Настало время отказаться от обычной гладкой поверхности, …называемой зеркалом, и заменить ее системой высококонтрастных цифровых камер и цветных мониторов», – утверждает американская компания Stoneridge Inc. из города Нови, шт. Мичиган.


Как только ЖК-матрицы достигли совершенства, конструкторы электронных компонентов стали разрабатывать системы расширенного обзора на основе цифровых камер и мониторов, обладающих амбициозным потенциалом заменить традиционные стеклянные зеркала.


В середине марта 2018 г. Stoneridge Inc. распространила официальное заявление, призывающее всех заинтересованных принять участие в испытании системы кругового обзора MirrorEye. Испытания на добровольцах, по мнению компании, необходимы для того, чтобы все смогли убедиться в неоспоримых преимуществах электронной системы кругового обзора по сравнению с традиционными зеркалами заднего вида. Производитель утверждает, что ему удалось достичь преимуществ в технологии обзора, в первую очередь предназначенной для большегрузных автомобилей. «За прошедшее время мы приобрели необходимый опыт и уверились в высокой степени целесообразности созданного нами продукта», – сказал вице-президент по развитию бизнеса компании Stoneridge Стивен Фокс.


Электронная система кругового обзора MirrorEye состоит из цифровых видеокамер высокого разрешения защищенных от воздействия внешней среды и высококонтрастных мониторов. Камеры устанавливаются на крыше кабины, мониторы – внутри, на передней стойке со стороны водителя. Их количество может варьироваться в зависимости от типа и назначения транспортного средства. Камеры имеют опцию ночного видения и в стандартном режиме выводят на монитор два изображения: стандартное и широкоугольное. Как и традиционные зеркала, камеры оснащены электроприводом для регулировки угла обзора.


Во время выполнения маневра, например, при перестроении в соседний ряд, в случае обнаружения помехи в мертвой зоне, система оповещает водителя сигналом и специальным изображением на мониторе. Таким же образом система предупреждает и о наличии пешеходов на пути следования транспортного средства.


 Компания провела серьезную работу, чтобы по всем правилам эргономики определить наилучшую позицию для установки мониторов. Инженеры консультировались с дизайнерами автомобильных интерьеров, врачами-офтальмологами и экспертами по различным интерфейсам. Позиция зеркала-монитора в кабине рассчитана с математической точностью с учетом особенностей органов зрения человека и состояния его нервной системы. Чтобы водители чувствовали себя более комфортно, дисплеи имеют дизайн привычных боковых зеркал, но установлены в кабине напротив водителя, теперь не надо постоянно поворачивать голову для бокового обзора – электронные зеркала все время находятся перед глазами водителя.


 По заявлению производителя, замена боковых зеркал заднего вида системой камер и мониторов кругового обзора, приносит значительные преимущества: улучшается обзор, повышается безопасность и улучшается эффективность использования транспортного средства. В поле зрения водителя попадают зоны, ранее недоступные для обзора с помощью обычных зеркал. Таким образом, вопрос со слепыми зонами в основном разрешен. Кроме того, камеры также могут панорамировать изображение прицепов в окружающей дорожной среде, что исключает слепые зоны при поворотах и движении назад. Камеры автоматически фокусируются при выполнении водителем поворотов и при включении задней передачи, предоставляя водителю дополнительный обзор.


 По информации производителя, замена зеркал заднего вида небольшими по размеру камерами на крыше кабины значительно улучшает аэродинамические характеристики автомобилей, что в свою очередь снижает расход топлива. Выступающие за габариты кабины традиционные зеркала, как бы их не совершенствовали, в любом случае имеют большую площадь поверхности, из-за чего сопротивление воздуху при движении грузового автомобиля на высоких скоростях будет более существенным.


 Следует сказать, что в Северной Америке закон запрещает грузовикам перемещаться по дорогам общего пользования без боковых зеркал, и по этой причине американцы пока не могут ощутить преимущества «беззеркальной» езды. В Европе такого жесткого запрета нет. Испытания, проведенные там, показали, что благодаря отсутствию боковых зеркал аэродинамические свойства большегрузов улучшились: потребление горючего снизилось примерно на 3 % в год. Учитывая масштабы грузовых перевозок на европейском континенте, экономия горючего оказалась весьма значительной.


 Компания Stoneridge поставила перед собой непростую задачу – убедить потребителей полностью отказаться от «неэффективных», по ее мнению, традиционных зеркал. Для этого компания учла такие аспекты, как загрязнение камер во время движения, противодействие ослеплению ярким солнечным светом и фарами. Камеры имеют функцию «самоочищения» от влаги, снега, льда и грязи. Достигается это за счет специального нанопокрытия. С помощью инновационной разработки яркий свет подавляется и смягчается особым матричным фильтром, способным минимизировать ослепление.


 В условиях низких температур для «разморозки» камер потребуются секунды, а не минуты, как в случае с электроподогревом обычных зеркал. Функция четкого ночного видения, почти как у военной техники, позволит водителю безопасно маневрировать и парковаться вне зависимости от наличия освещения.


 Наилучший обзор для водителя достигается за счет высокой интеллектуальной составляющей всей системы и благодаря особой внешней архитектуре камер, которая позволяет вести захват и передачу изображения без искажений и задержки по времени. При желании систему можно оптимизировать – установить дополнительные датчики, камеры и мониторы. Интеллектуальная платформа рассчитана на расширенный апгрейд.


 В данный момент компания проводит комплекс юридических мероприятий для получения необходимых разрешений Министерства транспорта США для установки и использования своей продукции на грузовом автомобильном транспорте в качестве стандартного оборудования. Инновационная система MirrorEye полностью соответствует всем международным стандартам безопасности и разработана согласно правилам и директивам для автомобильной промышленности ISO/TS 16949. На сегодняшний день единственной страной, где легально разрешено использовать автомобили без зеркал, является Япония. В большинстве стран разрешается использовать камеры в качестве дополнительной опции.


 Как и в любом техническом продукте, вместе с преимуществами в системе кругового обзора MirrorEye имеются определенные недостатки. Первый состоит в том, что на рефлекторном уровне водители выработали стойкую привычку всегда и во всех случаях смотреть в боковые зеркала заднего вида, а не на установленный внутри кабины монитор. Поэтому опытным водителям придется переучиваться. Второй недостаток, пожалуй, самый весомый, заключается в экономической составляющей. Система стоит недешево, и ее интеграция в транспортное средство повлечет ощутимое увеличение стоимости базовой комплектации автомобиля.


 Над подобными системами работают еще немало производителей. В их числе такие известные компании, как Bosch, Hella, MEKA Lang, Orlaco. Кстати, голландский разработчик Orlaco оказал своими инновационными решениями непосредственное влияние на создание системы MirrorEye.


 Конечно же, традиционные зеркала не исчезнут с большегрузного автотранспорта в один день. Но современные тенденции развития цифровых технологий показывают нам то, что «беззеркальные» грузовики гораздо ближе к нам, чем кажутся в зеркале повседневной реальности.