Логистика "Блокчейн на грани революции."



Александр РОЖКОВ

 Цепочки поставок революционизируются. Скоро совсем исчезнут все бумажные документы. Поставщики, грузоотправители, транспортные компании, логисты, банкиры, таможенники и другие, вовлеченные в товарные потоки участники  исключат из делового оборота бумажные документы и объединятся в одну цепь глобальных поставок.

 

 Глобализация привнесла в мир самые совершенные и продвинутые торговые сети, объемы продаж которых можно осознать, лишь обладая поистине глобальным мышлением. Громадные и быстроходные торговые суда, грузовые воздушные лайнеры, роботизированные портовые комплексы, логистическо-транспортные хабы, компьютерные системы, отслеживающие грузы в реальном времени – все это невозможно было представить лет 20  назад. Прогресс транспортно-логистической индустрии сегодня движется с небывалой скоростью, вот только все это, как ни странно, до сих пор зиждется на зыбком фундаменте, состоящем из миллионов и миллионов страниц бумажных документов. Но скоро и бумага – самый заслуженный в человеческом обществе носитель информации – вынуждена будет уступить место цифровому преемнику.

 A.P. Moeller-Maersk A/S и другие ведущие контейнерные судоходные линии объединились с технологическими компаниями с целью модернизации самой сложной логистической сети в мире. Уровень планируемых изменений технологических процессов сопоставим с масштабами торговой революции 1960-х годов, которая ознаменовала собой переход транспортной индустрии к всеобщему использованию стандартных международных контейнеров.

 Чтобы заставить новые технологии безотказно работать, десятки судоходных линий, транспортных компаний и тысячи связанных с ними различных предприятий по всему миру, включая производителей, банки, страховщиков, логистические компании, брокерские конторы и таможенные органы, должны будут разработать протокол, который будет в состоянии интегрировать все новые системы в одну всеобщую обширную международную товарно-транспортную платформу.

 Если задуманное удастся, то вся многочисленная бумажная документация, для заполнения которой требуется не один день, будет оформляться за считанные минуты. Причем, большая часть необходимых формуляров будет создаваться и распространяться без участия человека. Стоимость перемещения товаров через границы резко снизится и это придаст всей индустрии новый импульс для глобального перераспределения производства, сырьевых ресурсов и различной продукции.

 «Это будет самая большая инновация в отрасли со времен контейнеризации, – сказал специалист сингапурского филиала авторитетной, международной финансово-аналитической компании «Bloomberg Intelligence» Рахул Капур. – Инновация принесет намного больше прозрачности и эффективности, а значит, и доверия».

 Ключевой основой новой цифровой платформы является блокчейн –электронная система учета, позволяющая проверять, подтверждать и контролировать автономно любые транзакции. Согласно выводам Всемирного экономического форума в Давосе, совершенствование коммуникаций и международного пограничного администрирования с помощью блокчейна может принести дополнительный триллион долларов всей глобальной торговле.

 Еще в сентябре 2017 г. международная независимая ассоциация «GS1» объявила о начале сотрудничества с «IBM» и «Microsoft» по созданию и приведению к единой унификации терминов и стандартов в корпоративных блокчейн-приложениях для клиентов цепочек поставок по всему миру. К настоящему времени сделано уже очень многое для введения блокчейна во все сферы деятельности, связанные с распределением товарных потоков. Отметим, что до настоящего времени блокчейн рассматривался в основном только как операционный инструмент криптовалюты. Но времена меняются, и сейчас блокчейн становится универсальным рабочим средством для многих сфер деятельности.

 Прогнозируется, что разработки австралийцев и американцев в области унификации блокчейн-терминологии значительно поспособствуют A.P. Moeller-Maersk A/S и другим игрокам транспортной индустрии. Международная ассоциация GS1, занимающаяся разработкой единых стандартов для бизнес-коммуникаций, является лидирующим провайдером в области стандартизации и унификации бизнес-решений в более чем 20 направлениях современной индустрии, а сегодня выводит на мировой рынок решения в области стандартизации самых различных бизнес-процессов под единой унифицированной системой GS1.

 Мировые стандарты, частично разработанные для идентификации и структурированных данных, позволяют всем пользователям сетей блокчейн воспринимать и использовать терминологию и всю систему целиком в едином ключе без каких-либо расхождений, невзирая на трудности, связанные с языковым барьером и деловым сленгом. Стандарты GS1 собирают воедино все данные о логистических событиях и поддерживают общую версию обо всех действиях, происходящих в цепочках поставок, что ведет к повышению целостности данных и доверию между сторонами деловых процессов, а также позволяет экономить время на дублировании процессов.

 Исполнительный директор Австралийского филиала и главный исполнительный директор некоммерческой организации GS1 Мария Палаззоло сказала следующее: «Блокчейн, как и любая другая технология, разработанная для обмена данными между организациями и деловыми партнерами, должна быть основана на едином прочном и понятным всем логическом и лингвистическом фундаменте. Любые действия в цепочке поставок должны базироваться на согласованных и доверительных действиях участников всех ее звеньев. Для этого необходимо совершенно ясно представлять себе отдельные звенья и процессы, происходящие в общей цепи. Чтобы достичь этого, нужно точно обозначить, назвать и категорировать все множество тем, процессов, названий географических регионов, сервисов доставки, названий транспортных документов, фирм, структуры участвующих стран и т.п. необходимых составных частей, которые задействованы в сложных и многочисленных взаимосвязях и транзакциях блокчейн».

 Блокчейн – это общая технологическая платформа.  Данные, которые мы сохраняем в блокчейне, еще нуждаются в стандартизации во избежание разночтений многочисленными звеньями цепи. Также нужно заменить не стандартизированную терминологию, чтобы она соответствовала общепринятым нормам.

 Стандарты GS1 предлагают компаниям по всему миру, таким, например, как Walmart, возможность расширения сетей блокчейн для поставщиков, дистрибьюторов и других партнеров по экосистеме, на деле показывая пользу обмена едиными данными, ведущую к полной прозрачности транзакций, взаимному пониманию и доверию.

 «Блокчейн может укрепить существующие гарантии продовольственной системы путем повышения “отслеживаемостиˮ товаров. Используя блокчейн, мы смогли отследить путь товара вплоть до полки розничного магазина, а в каждом звене цепочки поставок мы видели его движение с точностью до секунд, а не дней или недель, как это было раньше», – сказал вице-президент по экономической безопасности Walmart Фрэнк Яннас.

 Использование существующих и вновь разработанных стандартов для регуляции транспортных потоков в автомобильных, железнодорожных и судоходных перевозках помогает структурировать в едином ключе всю деловую информацию и позволяет в конечном итоге добиться высоких показателей в бизнесе поставок и транспортировки с наименьшими потерями и с наибольшей выгодой для всех сторон, участвующих в единой экосистеме блокчейн.

 Возвращаясь к теме бумажных документов, следует сказать, что «отгрузочный бумажный вал» начинается, когда владелец груза резервирует пространство на транспортном средстве для перевозки товаров. Документы должны быть заполнены и утверждены, прежде чем груз может войти или покинуть транспортный узел. Сегодняшние реалии таковы, что одна партия груза может иметь сопроводительные документы, насчитывающие тысячи страниц, которые должны быть физически доставлены в десятки различных учреждений, банков, таможенных бюро и других организаций.

 

 СЛЕД АФРИКАНСКОЙ РОЗЫ

 В 2014 г. специалисты Maersk в качестве эксперимента проследили за рефрижераторным контейнером с розами и авокадо, перевозимым из Кении в Нидерланды. Компания с удивлением открыла для себя, что 30 человек и почти такое же количество организаций были вовлечены в обработку всего лишь одного контейнера на его пути в Европу. Потребовалось около 34 дней, чтобы добраться от фермы до розничных торговцев, в том числе 10 дней понадобилось для оформления необходимых документов. Один из важных сопроводительных документов во время пути пропал без вести. Пришлось его восстанавливать и переоформлять, и только позже работники компании обнаружили пропажу в ворохах сопроводительных документов. Этот случай подтолкнул компанию серьезно заняться разработкой цифрового универсального документооборота.

 «Бумажная волокита и многие формальные процессы, жизненно важные для мировой торговли, являются одной из самых больших проблем современного транспортного бизнеса», – рассказал представитель Maersk, крупнейшей в мире контейнерной судоходной компании, которая объединилась с IBM Corp., чтобы в режиме реального времени отслеживать свои грузы и документы с помощью технологии блокчейн.

 Бумажный вал стал одной из причин, по которой морская транспортировка товаров отставала от других отраслей в переходе на электронные формы. Множество иностранных языков, различные таможенные законы и масса причастных организаций, участвовавших в перевозке грузов, в прошлом значительно замедляли стандартизацию и делали отрасль одной из самых неповоротливых в индустрии.

 Однако не все заинтересованные стороны согласны на развертывание одного и того же решения и платформ блокчейн. Некоторые перевозчики, например, APL пока раздумывает, а другие продолжают использовать альтернативные платформы и решения, и это может создать большие проблемы, если они будут направлять поток товаров по другим электронным путям.

 Преимущества введения новой платформы проявятся примерно через два года. С приходом революционных изменений в транспортную отрасль обычный потребитель может в итоге получить снижение цен на товары в магазинах. Это и будет главным итогом цифровой блокчейн-революции, где центральной прогрессивной силой является технология блокчейн, которая теперь будет работать для всех отраслей транспортной индустрии.