Спецэкономика "Что мы можем противопоставить импорту?"


 

Роман МУРАШОВ

Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры, рост импорта строительно-дорожной и коммунальной техники продолжается.

 

Таблица 1. Импорт строительно-дорожной техники

в 2016–2017 году (ед. техники)

 Наименование

2016

2017

 Бульдозер

746

1461

 Автопогрузчик вилочный

12067

15893

Погрузчик фронтальный одноковшовый

3292

6280

 Автогрейдер

143

311

 Каток

814

1184

Автокран

103

114

Кран на гусеничном ходу

106

80

Мини-погрузчик (с бортовым поворотом)

799

1150

Самосвалы и землевозы

345

508

Кран-трубоукладчик

30

6

 Экскаватор

2415

5694

 Экскаватор-погрузчик

776

1596

Полуприцепы

10511

14975

 Общий итог

32147

49252

 

Рост импорта строительно-дорожной и коммунальной техники в финансовом выражении более чем в 2,5 раза с 2016 г. (более 56 млрд в 2016 г. и свыше 130 млрд рублей в 2017 г.) свидетельствует о не эффективном нормативно-правовом регулировании отрасли.

По данным, приведенным на официальном сайте Минпромторга России, экспорт строительно-дорожной техники в стоимостном выражении за 2017 г. вырос на 75% по сравнению с 2016 г. и составил всего 5,1 млрд рублей, тогда как импорт до октября 2017 г. превысил 133 млрд рублей! По данным Росстата явный рост производства в 2017 г. пришелся на основные позиции строительно-дорожной техники, что объясняется стабильной работой иностранных компаний, производство которых локализовано в России.


Таблица 2. Производство прицепной и строительно-дорожной техники

Данные по Российской Федерации (ОАО «Автосельхозмаш холдинг» – Росстат)

 

п/п

Наименование

2016

2017

1.

Автокраны

2752

2266

2.

Грейдеры и автогрейдеры

521

700

3.

Бульдозеры

573

644

4.

Экскаваторы

1472

2001

5.

Машины для дробления, измельчения

926

776

6.

Погрузчики одноковшовые фронтальные

767

886

7.

Автобетоновозы и автобетононасосы

371

484

8.

Краны на гусеничном ходу, краны-манипуляторы гусеничные, краны-трубоукладчики

230

390

9.

Средства транспортные для коммунального хозяйства

4322

4636

10.

Прицепы и полуприцепы массой свыше 10 т, прицепы и полуприцепы-цистерны

6709

8444

 

Действующие меры государственной поддержки недостаточны для активного роста производства и не отвечают потребностям отечественного машиностроения. По данным Минпромторга России по состоянию на декабрь 2017 г., доля отечественной техники в общем объеме производства продолжает снижаться. При этом Минпромторгом России неудовлетворительно ведется работа с предприятиями промышленности по включению в Перечень промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Дело принимает серьезный оборот – затягивается 25-дневный срок рассмотрения заявлений на включение в Перечень, иной раз следуют немотивированные отказы и пр. Поэтому для реализации своих законных прав руководителям предприятий (в частности, АО «Петербургский Тракторный Концерн», ЗАО «Бецема», ПАО «ЧКПЗ», ООО «СмолМаш», ООО «АлтайЛесМаш» и другие) и Ассоциации «СПЕЦАВТОПРОМ» все чаще приходится обращаться в суд и прокуратуру.

Например, ЗАО «Бецема» обратилось с подобным заявлением
10 ноября 2017 г. По устным просьбам представителей Минпромторга России дополнительно досылались документы 27 декабря 2017 г. и 29 января 2018 г. Никаких официальных ответов в адрес ЗАО «Бецема» по вопросам поданного заявления не поступало. В итоге 26 февраля 2018 г. исполнитель сообщил, что в связи с изменением требований законодательства (ПП РФ 2015 г. № 719) положительного ответа на заявление не будет, необходимо забрать документы и начать оформлять заново.

По мнению специалистов Ассоциации «СПЕЦАВТОПРОМ», основными причинами сложившейся в отрасли негативной ситуации с критическим превышением импорта по отношению к собственному производству, являются:

  • неравные условия конкуренции с иностранными производителями;
  • правила закупок для государственных и муниципальных нужд и конкурсы по ним (по 44-ФЗ, 223-ФЗ) проводятся для единственного поставщика, который назначается лоббистами интересов, а минимальная цена контракта, как основной критерий выбора компании – поставщика, предусматривает самое низкое качество продукции; при этом контроль за формированием адекватной цены продукции или услуги отсутствует;
  • невыполнение Минпромторгом России ими же разработанных регламентов деятельности;
  • отсутствие технической экспертизы при ввозе б/у и новой техники иностранного производства;
  • отсутствует стратегия развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения;
  • недостаточная государственная поддержка отрасли дорожно-строительного машиностроения в сравнении с другими отраслями.

При строительстве объектов по государственным контрактам на 95% используется импортная строительная техника. Недавно заключено новое соглашение о поставке в Россию китайских бульдозеров, кто же в таком случае купит отечественные?

Предложения экспертов Ассоциации «СПЕЦАВТОПРОМ» по устранению стратегических и тактических недоработок в процессе управления отраслью носят исключительно прагматический характер.

В частности, в Ассоциации считают, что работая по 223-ФЗ, заказчики декларируют намерения приобрести тот или иной товар/услугу, и никто не накладывает на них обязательств по публикации подробных технических заданий и сопроводительной документации. Такая практика не может снизить риски использования зарубежными партнерами закупочной информации. Поэтому профильные министерства должны совершенствовать прозрачность закупок, осуществляемых компаниями с государственным участием по 223-ФЗ, и полностью их перевести в электронную форму.

Учитывая сказанное, для увеличения производства отечественной дорожной техники целесообразно установить особые преференции для контрагентов, использующих отечественную дорожную технику в соответствии с п. 1 части 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Специалисты считают объективным соотношение используемой спецтехники (будь то лизинг или какая-либо иная форма привлечения техники): 70% на 30% – российского производства и импортного, соответственно.

             Также необходимо в сжатые сроки разработать механизмы субсидирования подрядных организаций, использующих отечественную дорожно-строительную, коммунальную, наземную аэродромную технику (по аналогии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники»).              Расширить практику применения норм Федерального закона № 249-ФЗ, позволяющего координировать деятельность заказчиков по размещению заказов на поставку отечественного промышленного оборудования в рамках инвестиционных проектов.

             Чтобы повысить прозрачность и конкурентоспособность закупок, осуществляемых госкомпаниями, необходимо все госзакупки перевести в электронный формат, что существенно снизит коррупционные риски, исключит привлечение заказчиком «своих» поставщиков путем анонимности подачи заявок участниками закупок. Минэкономразвития России ранее сообщал, что данная мера позволит сэкономить на закупках по 223-ФЗ не менее 1 трлн руб., а по 44-ФЗ – до 300 млрд руб. в год.

         В требованиях к конкурсной документации и правилах регистрации поставщиков в единой информационной системе должны содержаться запреты на регистрацию офшоров. Данные о поставщиках должны загружаться из государственных информационных систем, что позволит им уже через день аккредитоваться на электронных торговых площадках и получить доступ к торгам. Логично в электронных конкурсах ввести этап «переторжки», когда до подведения итогов участник может улучшить свое предложение. Необходимо обязать поставщиков подтверждать свое согласие с условиями торгов и до начала конкурса представлять подробные характеристики объекта закупки, включая страну происхождения товара, его показатели и товарный знак, а также декларировать свое соответствие требованиям 44-ФЗ и принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В Ассоциации «СПЕЦАВТОПРОМ» небезосновательно считают, что введение утилизационного сбора на полуприцепную технику положительно скажется на развитии отечественных предприятий-производителей полуприцепов, обеспечив рост числа рабочих мест, в том числе и в смежных отраслях. Экспертная проверка импортируемой техники исключит попадание на российский рынок техники, не соответствующей требованиям техрегламентов и стандартов, что так же, наравне со снижением кредитных ставок для производителей строительно-дорожной техники, даст дополнительные возможности для развития отечественных предприятий.

Эксперты Ассоциации призывают утвердить Стратегию развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения до 2030 г., в рамках которой необходимо ограничить сроки службы техники для перевозки опасных грузов до 17 лет – это снизит аварийность и позволит своевременно обновлять парк такой техники, беречь окружающую среду. Для защиты от непрофессионалов необходимо предусмотреть обязательную проверку предприятий, которые заявляют себя как производители, на предмет наличия технической документации, действующих сертификатов соответствия, производственной базы.

Включить продукцию предприятий строительно-дорожного машиностроения в Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 496 (ред. от 13.06.2017) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции».

Для более эффективного решения правовых вопросов строительно-дорожного и коммунального машиностроения Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» выступила с инициативой создания в Минпромторге России отдельного департамента строительно-дорожного и коммунального машиностроения. Такая инициатива обусловлена постоянным ухудшением дел в отрасли. Инициативу поддержали заводы «Стройдормаш», «КОРМЗ», «Смолмаш» и многие другие.


В настоящее время действуют следующие меры поддержки строительно-дорожного машиностроения:

 

Нефинансовые:

  • ПП РФ от 17.07.2015 № 719 Критерии отнесения техники к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
  • ПП РФ от 06.02.2016 № 81 Защита внутреннего рынка от негативного воздействия самоходных машин и прицепной техники, утративших свои потребительские свойства.

 

Поддержка разработки и освоения производства новых видов продукции:

  • Субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности – ПП РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312 – 406,9 млн руб. (11 предприятий);
  • ФРП. Льготное заемное финансирование Фонда развития промышленности (5% годовых) – 571 млн руб. (2 предприятия).

 

Компенсация части производственных затрат

  • ПП РФ от 17 февраля 2018 г. № 163 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности».
  • Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2018 г. № 146 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 

Стимулирование внутреннего спроса на продукцию

  • Возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки (в 10-процентном размере) по уплате авансовых платежей по договорам лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники (ПП РФ от 03 мая 2017 г. № 518) – 1,0 млрд руб.
  • Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям (ПП РФ от 25 мая 2017 г. № 634) – 46,9 млн руб.

 

«По постановлению Правительства РФ от 3 мая 2017 г. № 518 Субсидирование потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключенным в 2017 году на отрасль строительно-дорожного машиностроения выделено и исполнено – 1 млрд руб.»