Строительная спецтехника "Перегружатели бетонного формата"


 

Алексей КАПЕРНИК

Фото автора и производителей

 

Даже с учетом сотен и тысяч больших и малых строек по всей России, где ни одна площадка не обходится без растворных и бетонных смесей, наше машиностроение как-то вяло реагирует на потребности рынка: спрос на спецтехнику и оборудование для перекачивания пескобетона строительный сектор восполняет в основном за счет ввозимых машин…

 

Заграница нам строить и жить помогает

Одна из самых масштабных и действующих строек России в Керченском проливе держится на бетононасосах зарубежного производства. Если для транспортировки бетона отечественная техника частично задействована, поскольку с автобетоносмесителями наше машиностроение почти в ладах, то с техникой для точечной подачи бетона в зону заливки – нет. Потому на строительстве Крымского моста задействованы уже примелькавшиеся автобетононасосы ряда европейских и восточноазиатских производителей: заливавшееся бетоном в непрерывном цикле свайное поле требовало много транспортной и перегрузочной техники.

Также в непрерывном цикле работали бетононасосы на обустройстве монолитной конструкции четырех пролетов автодорожного моста, соединенных в плеть протяженностью более 200 м. Автобетономиксеры подвозили бетон, а бетононасосы выступали в качестве перегружателей. Здесь, как и на других площадках, в т.ч. и на социальных объектах мостовой инфраструктуры, чаще всего можно было заметить автобетононасосы с маркировкой Putzmeister, Cifa, Schwing, Zoomlion, Sermac, Sany, Junjin, XCMG и др. Не нужно думать, что подрядные организации задействовали самые современные инновационные машины. Они имелись, но перевалка основного объема бетонной массы производилась помпами прошлых лет покупки и даже предыдущих поколений. Популярностью у мостостроителей, к примеру, пользовались итальянские насосы Cifa К41 L XRZ с 5-секционной стрелой на 4-оcном шасси MAN, которые появились в каталогах производителя добрый десяток лет тому назад. Но работали те автобетононасосы на славу, подавая бетон почти на 40-метровую высоту. Операционная высота у К41 L XRZ чуть выше – 40,1 м  – но в таком режиме работать приходилось редко,  в основном подача шла в горизонтальную и глубинную зоны заливки.

Даже если бы все выпущенные за полтора года бетононасосы Туймазинского завода и «Колуман Рус» в Набережных Челнах направили бы на строительство Крымского моста, то к настоящему времени автомобильное движение через пролив еще точно не открыли бы. Но это «не камень в огород» упомянутых производителей. К примеру, туймазинские автобетононасосы серий TZ с распределительными складывающимися стрелами длиной 21 и 32 м, TZA-Liebherr с диапазоном стрел по длине на 37, 43, 47 м, а также еще не зачерствевший за два года новичок в сегменте линейных машин без гидравлической стрелы CityPump уже снискали себе хорошую славу у потребителей. В рейтинге держатся и автобетононасосы «Колуман Рус»: предприятие в связке с турецким холдингом Koluman Holding A.S выпускает машины с корейскими надстройками Junjin. Однако производительность российских лидеров этого сегмента спецтехники явно недостаточна для такого масштабного строительства, не говоря уже о запросах всей отечественной стройиндустрии.

 

Без показа…

Летом в Крокусе всего два производителя демонстрировали наработки в области бетоноподающей техники на автомобильном шасси: традиционные места на открытых площадях CTТ заняли машины с маркировкой Putzmeister, который представляла дочерняя компания немецкого офиса Putzmeister Concrete Pumps GmbH в России «Путцмайстер-Рус», и южнокорейского завода Everdigm, интересы которого на нашей торговой площадке отстаивает компания «Премиумавто» из Уссурийска.

Правда, пресс-служба bauma CTT RUSSIA за несколько недель до выставки анонсировала показ автобетононасоса Everdigm 53 СХ-5 с операционной высотой 53 м, но в конечном результате «Премиумавто» вывел на подиум модель Everdigm 48СХ-5 такого же 5-секционного исполнения стрелы с возможностью подачи бетона на-гора к 48-метровой отметки. Если быть более точным, то паспортная операционная высота у этой машины меньше – 47,1 м. По горизонтальному вылету 48СХ-5 на 4-осном шасси Daewoo способна подать бетон к отметке 42,1 м, а по глубине у нее допуск подачи на 33,1 м.

В насосах всех своих машин Everdigm использует хорошо котирующуюся в мировом машиностроении систему FFH, блок управления которой контролирует раздаточную коробку, главный, аккумуляторный и шестеренчатый насосы.

Такая технология предусматривает прохождения масла по закрытой цепи от насоса Rexroth к гидроцилиндрам и возвращение обратно прямо в насос, что выдает заявленную производительность и желаемую эффективность работы всего оборудования. При этом прямой возврат масла в насос исключает засорение гидросистемы, а интеллектуальная система управления при переключении направления потоков гидроносителя предоставляет маслу свободный ход, минуя любые клапаны.

Putzmeister в нынешнем сезоне подогнал технику в непривычной зеленой колористике, отступив от яркого традиционного красного цвета.

 

Не цветом единым

У Putzmeister новизна была не только в изменении цветовой гаммы машин: «зеленая» линейка серии LW оказалась еще и новейшей. Менеджер по маркетингу компании «Путцмайстер-Рус» Михаил Гончаров подчеркнул: «На нашем стенде было больше профессиональных посетителей, чем в прошлом году». Российскому потребителю впервые показаны только-только ввезенные автобетононасосы BSF 36-4.16H и BSF 42-5.16H в исполнении Lightweight (облегченный), что вызвало неподдельный интерес. Машины прежде всего привлекательны в силу своей осевой развесовки. Специалисты смекнули, что показатели нагрузки на ось в этой линейке бетононасосов Putzmeister будут стимулировать продажи.

К примеру, у модели BSF 36-4.16H с Z-образной схемой развертывания стрелы при общем весе 23,5 т нагрузка на каждую из осей меньше 8 т. Даже с такими маленькими весовыми параметрами производитель позиционирует автомобиль как прекрасный инструмент для большого объема работ. И здесь действительно заявленный размер имеет значение. У машины с 4- секционной стрелой и концевым 4-метровым распределительным рукавом гибкого исполнения замашки исполинские: подача по вертикали – 35,6 м, по глубине – 23,9 м, по горизонту – 31,4 м. Производительность подкупает: 160 куб. м в час при давлении подачи до 8,5 МПа.

У машины имеется бортовая электронная система управления, контроля, диагностики и предупреждения поломок – Putzmeister Ergonic. Специально для российских условий эксплуатации в штатную комплектацию ввели гидроаккумулятор зимнего типа, зеркала заднего обзора с электроприводом основных секций и обогревом всех частей. Комфортное подрессоренное сиденье водителя с интегрированным ремнем безопасности теперь с электроподогревом. Здесь налицо прекрасный партнерский тандем двух производителей: надстройка изготовлена на головном заводе Putzmeister в Германии, а шасси (Volvo FM двигатель 248кВт/337л.с.) собрано на заводе Volvo в Бельгии.

Не превышает действующие нормативные ограничения по габаритам, весу и нагрузкам на оси для перемещения по дорогам общего пользования, рассчитанным на нагрузку 10 т, и другой «зеленый» новичок сезона Putzmeister BSF 42-5.16 Н серии LW на шасси Volvo FM 460 c двигателем 469 л.с. При общей массе 29 260 кг (разрешено 32 000 кг) первая ось дает нагрузку 8 370 кг (разрешено 9 000 кг), группа осей 2-3-4 удерживает 20 890 кг (разрешено 22 500 кг).

Производительность здесь такая же, как и у представленной выше 36-й модели. Экономичное потребление топлива достигается благодаря установленным системам контроля прокачки EPS (Ergonic Pump Control), системам контроля переключения шибера SN, а также PushOver – системе предотвращающей пики давления, влияющие на интенсивность износа. Графический дисплей EGD (Ergonic Graphic Display) наделен функцией самодиагностики. Оперативная работа отслеживается автоматически и выводится на дисплей, предупреждая оператора о возможных неисправностях. А еще здесь такое же зимнее исполнение, как и у 36-й модели, что для российских условий эксплуатации очень важно.