Технологии "Пусть всегда будет солнце!"



Александр РОЖКОВ

 

 В США устанавливают солнечные панели на крышах грузовиков, чтобы воспользоваться преимуществами «лучезарного топлива» − так иногда с теплым поэтичным оттенком называют солнечную энергию в Северной Америке…

 

 Растущие грузовые автопарки США стараются сэкономить на горючем и довольно часто используют альтернативные источники энергии. Список самых перспективных источников энергии возглавляет солнце, хотя еще не все возможности солнечной энергии используются в полную силу. Но тем не менее по всей стране наблюдается массовая экспансия солнечных батарей: ячеистые фотоэлементы в Америке давно уже стали привычной частью экстерьеров жилых домов и промышленных зданий. Различные по размерам глянцевые панели солнцеприемников отблескивают с крыш автомобилей и поездов, крыльев самолетов, с рекламных стендов и специально огороженных светопоглощающих территорий. Иногда они обнаруживаются в совсем неожиданных местах, например, на молодежной обуви.


 Солнце помогает справиться с растущим спросом на энергию грузовикам. Хотя еще и далеко до создания мощного грузовика, колеса которого будут приводиться в движение только от энергии световых лучей, солнечные батареи на крышах транспортных средств снабжают электроэнергией большинство автомобильных систем, включая вспомогательные силовые установки, холодильные установки, кондиционеры, коммуникационные гаджеты.


 В апреле 2018 г. одна из дочерних компаний Shell совершила прорыв и выпустила в свет концепт гелиогрузовика Starship Class 8, движимого только световой энергией. Но все же наиболее доступным и оптимальным подходом в использовании солнечной энергии на сегодня являются вспомогательные решения.


 В частности, в том числе и в США, водитель в обязательном порядке должен отдыхать после определенного количества часов вождения. Во время отдыха водители часто не глушат двигатели, чтобы не оставить автомобиль без тепла, освещения и питания бортовых бытовых приборов.

 

 


 Получается, время отдыха требует больших затрат горючего. Аккумуляторы же, заряженные от солнца, позволяют использовать законсервированную энергию для нужд водителя, не задействуя двигатель, работающий на углеводородном топливе. Современные системы солнечного питания предусматривает работу электрических бортовых систем даже в момент стоянки автомобиля при пасмурной погоде в темное время суток, когда мотор заглушен. Благодаря этому существенно снижается стоимость грузоперевозок.


 Американские аналитики подсчитали, что если солнечные батареи будут установлены на полтора миллионов грузовиков, которые перемещаются по дорогам страны, то выброс углекислого газа сократится более чем на 2 млн тонн в год.


 Пять лет назад компания Mesilla Valley Transportation разработала внутреннюю солнечную электростанцию, чтобы обеспечить более длительный ресурс работы аккумуляторов для своих тридцати тяжелых грузовиков. Четыре года спустя генеральный директор компании Ройял Джонс отметил, что именно эти 30 грузовиков все еще работают на тех же самых аккумуляторах. «Этот постоянный вспомогательный заряд от солнца обеспечивает длительную жизнь основных аккумуляторов грузовиков», – Р. Джонс, добавив, что компания отказалась от батарей собственной конструкции и стала использовать солнечные панели от производителя eNow, которые теперь установлены почти на трехстах грузовиках автоколонны.


 «Мы наблюдаем тенденцию, когда каждый водитель стремится использовать все большее количество электронных приборов и устройств, и каждый хочет, чтобы вся эта техника питалась не за счет основного аккумулятора машины. Мы находимся на переломном этапе, когда все основные автопарки приняли решения об использовании солнечной энергии. Это больше не считается причудой продвинутых, как было совсем еще недавно», – говорит Пол Круз, менеджер по развитию методов применения солнечной энергии компании ThermoKing. Он полагает, что уже в ближайший год две третьих рефрижераторов его компании установят солнечные панели.


 Мощные грузовики, даже когда не они работают, потребляют довольно много энергии из-за различных электронных модулей. Если они не будут ездить в течение недели, то аккумуляторы сядут, придется либо нанять кого-то, чтобы заряжать их каждую неделю или придется заменять аккумуляторы.


 Широкий диапазон возможностей, предоставляемых трекер-устройствами, ведет к их более частому задействованию. Грузоперевозчики, логисты, грузоотправители, страховые компании и т.д. хотят знать о грузовике и грузе практически все. В интересах бизнеса им необходимо получать самую свежую, полную и достоверную информацию. Они постоянно используют телематику, чтобы быть в курсе: где находится грузовик, есть ли в нем свободное место для дозагрузки, не задерживается ли он и т.д. По этой причине телематические устройства работают круглые сутки, для чего им требуется много дополнительной электроэнергии.


 «Идея разумного грузовика породила большой спрос на нашу продукцию, все хотят быть полностью информированными и быстро взаимодействовать друг с другом. Солнечная энергия является большим подспорьем нашего бизнеса, ведь при наличии солнечных батарей телематические системы не крадут энергию у грузовиков», – рассказывает Генри Полвелл, президент SkyBitz.


 «Люди хранят продукты в грузовиках в салонных холодильниках, готовят из них различные блюда тут же в кабине при помощи СВЧ или электроплиты, смотрят телевизионные передачи по салонному телевизору, включают медицинские приборы, играют в различные приставки и постоянно заряжают гаджеты, подключаясь к «солнечной розетке». У них есть альтернативный источник энергии, чистый и эффективный», – говорит Шоун О'Коннор, менеджер по развитию бизнеса в компании Go Power, являющейся производителем солнечных панелей.


 Ричард Хаук, директор по техническому обслуживанию Holland Enterprises Inc., сказал, что его автоколонна использует солнечные батареи от Carrier Transicold для поддержки своих рефрижераторных единиц. Компания уже устанавливает солнечные системы на 125 новых грузовиках и планирует использовать их в дальнейшем на каждом новом трейлере. Солнечные панели Carrier Transicold и других современных производителей не требуют прямого солнечного света и надежно работают даже в условиях низкого освещения.


 Мнения менеджеров различных транспортных компаний единодушны – преобразование солнечной энергии является одной из лидирующих вспомогательных технологий, которая обеспечивает хорошую рентабельность инвестиций в индустрии грузоперевозок.