Универсальная спецтехника "Чужое покупается, когда свое… не встречается"


 

Георгий ПЧЕЛИДЗЕ

Фото автора и производителей

 

Динамика импортируемых в Россию телескопических погрузчиков продолжает стабильно тянуться вверх. Пожалуй, это единственный сегмент ввозимой спецтехники, где потери были наименьшими, а восстановление продаж пошло лучше, чем в других группах колесных и гусеничных машин…

 

Все выше, выше и выше

При более детальном анализе можно сделать вывод, что российский рынок телескопических погрузчиков в штормящей экономике оказался самым стойким. Нынешняя статистика радует: до санкций в 2013 г. на таможенную территорию России в день ввозилось примерно 5,51 телескопических погрузчиков, теперь средний дневной показатель держится на отметке 4,87 ед.

Если учесть, что в 2015 г. среднесуточный импорт «телескопов» составлял не более 2,87 ед., в 2016 г. – уже 3,54 ед., то восстановительный ход уже начал просматриваться. В 2017 г. ситуация динамика начала обретать черты стабильного роста: в среднем каждый день календаря пополнял торговую площадку на 4,63 телескопических погрузчика. В других видах спецтехники такой положительной динамики восстановления импорта не наблюдается и поныне.

Эксперты утверждают, что причина роста этого сегмента в первую очередь в полном отсутствии российских «телескопов». Если говорить о рейтинговых поставщиках техники на торговую площадку России, то на верхних строчках хит-парада увереннее всего держатся британцы. Основной сбыт у них формируют машины сельскохозяйственного исполнения. Первые строчки потребительского рейтинга также занимают «телескопы» с маркировкой Manitou (Франция) и Dieci (Италия). Эти производители сосредоточили 90% емкости российского рынка телескопических погрузчиков. Многие известные поставщики машин такого исполнения (Bobcat, Merlo, Faresin, Kramer, Claas Haulotte и др.) имеют скромные результаты и в статотчетах занимают строчку «Прочие».

 

Брекзит брекзитом, а бизнес – бизнесом

У британских телескопических погрузчиков рейтинг начал подыматься за счет многоуровневой адаптации к нашим условиям эксплуатации. В JCB смекнули, что современные моторы перед качеством российского дизельного топлива пасуют. Не помогали ни откалиброванные на российскую соляру насосы, ни суперновые фильтры, ни электроника. Когда вернули на современные движки проверенный временем механический впрыск, спрос увеличился. Правда, экономическая ситуация и здесь внесла коррективы. Если раньше долевое соотношение в поставках «телескопов» индустриального и сельскохозяйственного назначения было в пропорции 25:75 в пользу агротехники, то сейчас машины для села занимает в емкости рынка 90%. При этом в аграрный сектор идет все самое передовое и инновационное.

Одна из ярких последних новинок – телескопический погрузчик JCB 541-70 Agri Pro. Инновация в том, что это первый в мире телескопический погрузчик с гибридной трансмиссией JCB DualTech VT, сочетающей гидростатику и гидромеханику: симбиоз выдает на-гора наполовину выше производительность, нежели на «телескопах» предыдущих поколений. Если на рабочих операциях гидростатика позволяет развить высокую форсажность движения, дает точность управления и позиционирования, то на транспортных задачах с груженным прицепом или прицепными орудиями, на обычных переездах с площадки на площадку выгоднее использовать гидромеханический режим.

Улучшение пришло по многим параметрам. К примеру, на погрузочно-разгрузочных операциях продолжительность рабочего цикла у нового погрузчика относительно предыдущих версий меньше на добрую четверть. Гидросистема Smart Hydraulics при перемещении такого же количества материала, что и на аналогичных машинах предыдущего поколения, дает 15-процентную экономию в потреблении топлива.

На подходе еще один новичок британского производителя – первый в мире компактный гусеничный погрузчик JCB Teleskid 3TS-8T с телескопической стрелой. Это машина, где четыре функционала в одном – вилочный погрузчик, телескопический погрузчик, компактный колесный погрузчик и мини-погрузчик с бортовым поворотом. Частично есть и пятый функционал – работа с ковшом в режиме планировщика или даже экскаватора, в т.ч. и в режиме копания на глубину до 1 м, что для погрузчиков ранее было недосягаемо.

В моторной нише 3TS-8T эксплуатационной массой 4472 кг стоит движок (JCB EcoMAX) мощностью 74 л.с. Номинальная грузоподъемность при выдвинутой стреле тоже впечатляет – 611 кг. На сегодняшний день Teleskid остается единственным в мире телескопическим мини-погрузчиком с бортовым поворотом, высота подъема стрелы которого по шарниру ковша достигает 4,05 м, а вылет по горизонту – 2,25 м.

 

У каждого производителя свой… новичок

Лидирующий на российском рынке итальянский производитель Manitou в мае запустил в серийное производство телескопические погрузчики с силовым диапазоном 74 л.с. Дебютная серия состоит из трех моделей – MTA 6642 Easy74, MTA 8044 Easy74 и MTA 10055 Easy74. Все три новинки разработаны на базе Series III. Однако в нынешнем исполнении здесь стоит турбированный двигатель Cummins Tier 4 на 55 кВт, обеспечивающий крутящий момент 400 Нм при 2500 об / мин.

Двигатель сочетается с коробкой передач Dana для 4-скоростной трансмиссии, обеспечивающей с тремя позициями рулевого управления рабочий привод на все четыре колеса. А вот все подъемные операционные и ходовые характеристики остались такими же, как и на базовых моделях MTA Series III.

Все «телескопы» MTA Easy 74 оснащены джойстиком «все в одном». Такая схема эргономики позволяет оператору оставлять левую руку на рулевом колесе, а правой управлять всеми операционными функциями.

Более рейтинговые позиции на российской торговой площадке может занять еще один итальянский производитель – Merlo. Его машинам, как и Manitou, присущи ярко выраженные индивидуальные черты итальянской конструкторской школы. Оба производителя одни из немногих, кто разрабатывает и выпускает полноповоротные телескопические погрузчики. Фаворитами сбыта телескопических погрузчиков у итальянцев, как и у британцев, являются трехтонники с семиметровой стрелой. Однако полноповоротное исполнение машин тоже пользуется спросом. К примеру, официальный дистрибьютор Merlo на территории РФ ООО «Смарт-М» (г. Мытищи) только за прошедшую зиму произвел отгрузку погрузчиков Roto 38.16EE с вращающейся надстройкой сразу двум заказчикам, что сейчас считается хорошим результатом.

Одна машина ушла в Керчь на строительство Крымского моста, а другая – строительной организации в Москву. Заказчиков привлекли хорошие операционные возможности такой техники: грузоподъемность на опорах составляет 3,8 т, а без опор – 3,5т. Рабочий диапазон по высоте подъема груза или корзины с людьми достигает 15,7 м на опорах.

На селе спрос в основном сконцентрирован на упомянутую выше 3-тонную грузоподъемность, от силы 4-тонную, и операционную высоту до 7 м, иногда до 10–11 м, но не более. В текущем году погрузчики с упомянутого предприятия отгружаются регулярно. Спрос есть как на более простенькие телескопические погрузчики серии Turbofarmer грузоподъемностью 3–5 т, операционной высотой 6,6–10,6 м и силовым диапазоном 100–120 л.с, так и на машины серии Multifarmer, сочетающие в себе функции аграрного телескопического погрузчика и сельскохозяйственного трактора. Там силовой диапазон доходит до 156 л.с., грузоподъемность составляет 4 т, а операционная высота варьируется до 6,8 м у модели MF40.7 и до 8,8 м у модели MF40.9.

Свою прошлогоднюю новинку TL30.70 AGRI готовится продвигать на наш рынок и Bobcat, представивший ее осенью 2017-го на выставке Agritechnica в Ганновере (Германия). Этот «телескоп» в самой востребованной размерной группе – максимальная грузоподъемность 3 т и высота подъема почти 7 м. Он дополнил номенклатуру машин с грузоподъемность от 2,6 до 3,8 т и операционными высотами между 6 и 7 м.

Не менее амбициозные планы и у компании Claas с ее новой производственной линией телескопического погрузчика Scorpion, впервые разработанной с Liebherr. Хорошую производительность сулит ряд новых функций, среди которых концепция Dynamic Power для управления двигателем, новая система помощи водителя Smart Loading для точной работы рабочей гидравлики и устройства защиты от перегрузки, полностью автоматический стояночный тормоз и др.

Новые модели с улучшенной рабочей гидравликой и быстрыми циклами загрузки получили более высокие грузоподъемные характеристики (от 3,2 до 5,6 т) и солидную высоту подъема груза (от 6,13 до 7,03 м). Машины комплектуются мотором Deutz мощностью до 156 л.с. / 115 кВт Stage IV (Tier4). В декабре должна появиться еще одна модель Scorpion с 9-метровой операционной высотой, что будет очень удобно для работы на высоте с тюками соломы.

Во всех новинках этого и других производителей видится много позитива и привлекательности, жаль только, что нет среди них наработок российских машиностроенителей...