Землеройная техника "Колесные землекопы хорошеют и… умнеют"


 

 

 

 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

 В начале 2000-х годов обладателям производительных импортных экскаваторов на пневмоколесном ходу, обладающих солидным ресурсом работоспособности, завидовали многие хозяйственники. Сегодня же таким зарубежным машинам уже имеется альтернатива от отечественного производителя. Правда, не 100%, но все же…

 

Перегрева в отрасли не будет

Необходимо отдать должное наработкам тверских заводов ЗАО «Тверской экскаватор» компании «РМ-Терекс» и АО «ЭКСМАШ» Группы компаний UMG: в настоящее время они стали ведущими производителями и поставщиками колесных экскаваторов на российский рынок. Тверичам противостоят японские Hitachi и Komatsu, корейские Doosan и Hyundai, английские JCB, немецкие Liebherr, шведские Volvo и даже китайские Sany. Правда, за годы санкций зарубежные производители сильно сдали позиции – возможности строительного сектора покупать дорогие иностранные машины резко снизились.


Если, к примеру, в IV квартале 2013 г. зарубежные производители ввезли на таможенную территорию России 404 колесных экскаватора, то в целом за 2017 г. ввезено почти в два раза меньше колесных экскаваторов – 261 ед.


Частично «РМ-Терекс» и UMG воспользовались благоприятным моментом, но желаемых высот сбыта техники не достигли. Что касается зарубежных заводов в России, то все четыре предприятия (Hitachi, Volvo, Caterpillar, Komatsu) выпуском колесных экскаваторов не занимались. Некоторые надежды Минпромторг возлагал на Уралвагонзавод, где осенью 2017 г. наконец-то приступили к типовым испытаниям колесного экскаватора ЭО-33222А, но он еще на подходе. На 85% этот экскаватор состоит из российских комплектующих. В его моторной нише расположен двигатель ЯМЗ-534 мощностью 135 кВт. Машина получала позитивные отзывы по ходовой базе, на экскавации с разными ковшами от 0,45 до 1,05 м3, в т.ч. планировочным ковшом с изменяемым углом наклона, а также в работе с использованием гидромолота, грейфера, фрезы и др. До серийного производства и продаж Уралвагонзавод дело еще не довел.


Коммунальные, ремонтно-строительные, дорожно-эксплуатационные предприятия муниципалитетов начали активно покупать продукцию с маркировкой UMG и «РМ-Терекс». Приобретение стимулируется господдержкой, что автоматически переводит эти колесные экскаваторы в экономкласс.


В средине лета Архангельское муниципальное коммунальное предприятие «Водоочистка» обновило свой парк спецтехники сразу двумя колесными экскаваторами E170W с маркировкой завода UMG. Обе машины с дополнительным рабочим оборудованием – гидромолотом Delta и механическими квик-каплерами для быстрой смены навесного инструмента – приобретены по лизинговой схеме для реконструкции и обслуживания водопроводных сетей областного центра. Комплектацию завод тоже сделал по дополнительному техзаданию заказчика: одна из поставленных машин имеет ковш 1,0 м3, длину рукояти 2530 мм, вторая – с ковшом 0,8 м3 и рукоятью длиной 3000 мм.


Месяцем ранее «ЭКСМАШ» отгрузил для коммунального предприятия АО «Водоканал» в Ивановской области два экскаватора E170W, в парке которого уже есть шесть экскаваторов моделей E140W и E170W. Машины из новой поставки массой 16,2 т имеют рукоять длинной 2530 мм, что позволяет копать на глубину до 5945 мм. Радиус копания составляет 9200 мм, вместимость ковша – 0,8 м3.


Привлекательности технике добавляет и то, что Группа UMG с апреля 2018 г. комплектует выпускаемые экскаваторы системой дистанционного мониторинга и контроля расхода топлива Omnicomm, которая позволяет владельцам техники в режиме реального времени знать местонахождение машины, контролировать основные параметры, отслеживать скорость и направление движения, контролировать соблюдение режима эксплуатации, расход топлива и пр.


«Тверской экскаватор» еще три года тому назад начал ставить датчик уровня топлива Omnicomm LLS 30160 и навигационный терминал Omnicomm Optim 2.0 на свои машины «РМ-Терекс» серии ТХ/WX. Колесные экскаваторы серии WX из той линейки производителя, где есть колесники серий Tvex, ЕК и на их базе перевалочная техника с удлиненной стрелой и подъемной кабиной, которые весьма популярны у наших строителей. На летних соревнованиях операторов строительно-дорожной техники «Лучший по профессии», который организовали «Краснодаравтодор» и «Союз дорожников Кубани», экскаваторщики дорожной службы со всего края доказывали свое умение именно на колесных экскаваторах модели WX 200.


Инновации «РМ-Терекс» по многим системам и агрегатным базам уже практически вывели колесные экскаваторы на один уровень с аналогичными машинами известных зарубежных производителей. Отечественные хозяйственники выделяют машины «Тверского экскаватора» по многим операционным возможностям: например, функционал «умная стрела», который позволяет эффективно оптимизировать работу. Такими же возможностями обладают машины европейских премиальных брендов. Интеллектуальная система существенно помогает на планировочных операциях в горизонтальной плоскости и на наклонных поверхностях. При этом работа ведется только рукоятью и ковшом.


Помимо этого, «умная стрела» обеспечивает удобство работы с гидромолотом, вибропогружателем или виброплитой: стрела свободно движется вниз, перемещая навесное оборудование в рабочую среду за счет собственного веса. Она показывает высокую производительность и точность позиционирования ковша при выемке грунта, что увеличивает скорость возврата ковша в котлован, поскольку опускание стрелы происходит под собственным весом без потребления мощности насоса, а это экономит топливо и продлевает срок службы гидросистемы.

 

 

Импортеры не стоят на месте

На российском рынке спецтехники уже ощущается оживление. Компания Hitachi вывела на наш рынок новую серию колесных экскаваторов серии Zaxis-5A, представив хозяйственникам модели ZX170W-5A, ZX190W-5A и ZX210W-5A для различных операционных задач в строительных проектах, включая сложные условия работы.


Землекопы эксплуатационной массой от 16 800 кг до 21 600 кг получили повышенный операционный потенциал: грузоподъемность по сравнению с машинами предыдущей серии Zaxis-3 увеличилась на 6% у модели ZX210W-5A и на 7% у моделей ZX170W-5A и ZX190W-5A. В моторной нише «пятерок» теперь стоит двигатель Isuzu нового поколения мощностью 152 л. с. стандарта Tier 3. Он прекрасно адаптирован для работы с гидравлической системой HIOS III. Такой симбиоз обеспечил более высокий уровень производительности и улучшенную топливную экономичностью по сравнению с моделями Zaxis-3. Например в модели ZX210W-5A расход топлива в режиме повышенной мощности сократился на 14%. На всех новых моделях доступна функция Power Boost: временное повышение мощности, когда можно увеличить усилие копания на 10% и держать его на таком уровне до 8 сек., что способствует более быстрой и легкой выемке грунта.


Производитель позаботился и о рабочем месте оператора: кабина экскаватора стала более просторной и комфортной, есть свободное пространство для ног, появилось множество регулировок сиденья, что снижает утомляемость, стал шире дверной проем. В салоне имеется современная система кондиционирования воздуха, что положительно сказывается на самочувствии и производительности оператора.


Благодаря компактности монитора, который теперь не превышает ширину боковой стойки, обзор пространства справа не ограничивается. Новая камера заднего вида обеспечивает более широкий диапазон видимости, охватывая почти все пространство под противовесом, что позволяет оператору лучше контролировать работу. Кроме того, на экране одновременно отображаются изображение с камеры заднего вида и индикаторы состояния систем. Вследствие этого оператор не отвлекается на переключение режимов индикации и уделяет больше внимания безопасности.


Хороший ход в продвижении своей техники летом предложил Liebherr. Он собрал на территории своего ремонтно-складского комплекса «Либхерр-Русланд» в Одинцово более 1500 потенциальных клиентов. И не просто собрал на домашнюю выставку, а приурочил это мероприятие главному спортивному празднику – Чемпионату мира по футболу, который состоялся в России. Двухдневный форум прошел под слоганом «Liebherr играет в команде». В числе демонстрировавшийся техники немецкий производитель показал колесник LH30 с грейферным захватом для рециклинговых операций на площадках переработки вторсырья. Ход оправданный: к такому исполнению машин у российских хозяйственников особый интерес.