Дорожностроительная спецтехника "Отечественные автогрейдеры"


 

Владимир Новоселов

 

Производство автогрейдеров в нашей стране является относительно молодой отраслью. Первые серийные автогрейдеры в СССР были выпущены в конце 1940-х годов. При том, что некоторые типы самоходных строительных и дорожных машин начали производить еще задолго до Великой Отечественной войны, а, например, экскаваторы и дорожные катки делали еще в царской России…

 

Становление и расцвет отрасли

В 1938–1939 гг. Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) Министерства внутренних дел СССР разработало проект автогрейдера, а также изготовило опытные образцы. К сожалению, начавшаяся война отсрочила выпуск на десятилетие. Лишь в 1949 г. из ворот Челябинского завода дорожных машин им. Колющенко вышла первая партия грейдеров Д-144. Эта 3-осная машина массой 12 т оснащалась 93-сильным дизелем КДМ-46. Результаты испытаний показали, что скорости резания и перемещения грунта у Д-144 выше, чем на самых мощных американских грейдерах «Катерпиллер», «Галлион» и др.

Брянский завод дорожных машин приступил к разработке и производству автогрейдеров в начале 1950-х. В 1951 г. был собран опытный образец 2-осного автогрейдера Д-196, однако в серию в 1953 г. пошла другая, 3-осная, модель Д-265. От Д-144 брянская машина отличалась меньшими габаритами, массой и мощностью.

В 1955 г. производство автогрейдеров освоили на Орловском заводе дорожных машин. Параллельно с челябинским заводом здесь выпускали модель Д-144.

Первые отечественные автогрейдеры имели механическую трансмиссию с приводом на заднюю тележку, а также механическое управление рабочими органами. Кабина была открытой.

Со второй половины 1950-х годов и на протяжении 1960-х предприятия отрасли освоили новые модели и модернизировали серийные. На первый план выходят: повышенная производительность, меньшая металлоемкость, облегчение условий труда машиниста.

В 1959 г. на заводе им. Колющенко началось производство тяжелого автогрейдера, не имевшего аналогов в отечественной практике. Этот грейдер стал первой массовой моделью, на котором был привод на все три оси. В 1957 г. опытный автогрейдер Д-395 экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе и получил большую золотую медаль.

В середине 1960-х Орловский завод дорожных машин освоил выпуск 3-осного автогрейдера среднего класса Д-557. Претерпев несколько модернизаций эта модель продержалась в производстве до начала 1980-х годов. На ее базе с 1974 г. выпускалась модификация ДЗ-31-2 с гидромеханической трансмиссией. Другая модификация – ДЗ-31А – впервые в отрасли получила шарнирно-сочлененную раму.

На рубеже 1950–1960-х годов Брянский завод запустил в серию новую модель легкого грейдера Д-446 с гидроуправлением. Машина имела более удобную кабину, у нее увеличились рабочие скорости, повысилась маневренность. Дальнейшим развитием автогрейдеров семейства Д-446 стала модель Д-598 и ее последующие варианты, выпускавшиеся в 1960-е годы.

В период 1970–1980-х годов отечественная промышленность продолжила совершенствование выпускаемых автогрейдеров и создание новых моделей, отвечающих требованиям времени. С 1970-х годов стала внедряться система автоматической стабилизации отвала «Профиль».

Завод им. Колющенко, модернизировавший в 1960-х годы автогрейдер Д-395, в начале 1970-х выпустил усовершенствованную модель ДЗ-98. Преодолев «детские болезни», эта машина в целом была настолько удачной, что ее век оказался очень долог. В доработанном виде ДЗ-98 выпускается по сей день.

На рубеже 1970–1980-х гг. Орловский завод взамен модели ДЗ-31 освоил производство семейства грейдеров среднего класса ДЗ-122, которое включало версии с механической и гидромеханической трансмиссией, а также с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой. С середины 1980-х выпускалась модернизированная модель ДЗ-122А.

В 1969 г. Брянский завод запустил новую модель легкого автогрейдера Д-710, которую впоследствии несколько раз модернизировали. Последняя версия – Д З-99 – продержалась в производстве до конца 1980-х и стала самым массовым советский автогрейдером. В 1984 г. был освоен автогрейдер среднего класса ДЗ-143, аналогичный по своим характеристикам модели ДЗ-122А.

К концу советской эпохи суммарный объем производства на отечественных предприятиях – Брянском, Орловском и Челябинском заводах – составлял около 5 тыс. единиц в год (в Эстонии в ту пору автогрейдеры уже не выпускались). Так, в 1990 г. было выпущено 4732 автогрейдера. Основным продуцентом был Брянский завод, выпускавший почти две трети автогрейдеров. Орловский завод производил в два с лишним раза меньше. Доля Челябинского завода не превышала 10% от общего выпуска.

 

Лихие 90-е и тучные 2000-е

С приходом рыночной экономики объемы производства автогрейдеров на российских предприятиях стремительно снизились, достигнув минимума в 1995 г. – 1188 ед. К концу 1990-х годов наблюдался некоторый рост, однако дальше производство снова пошло вниз, минимум отмечен в 2004 г. – 846 ед.

Оказавшись в условиях рынка, производители активно взялись за обновление и расширение модельных рядов выпускаемой продукции.

В начале 1990-х годов Брянский завод дорожных машин (позднее – «Брянский арсенал») на смену ДЗ-143 запустил в производство обновленный автогрейдер ДЗ-180. В середине десятилетия его заменили более мощной версией ДЗ-180А с усовершенствованной трансмиссией и новой кабиной.

Во второй половине 1990-х годов «Брянский арсенал» разрабатывает целую гамму новинок: автогрейдер среднего класса ДЗ-199 повышенной мощности, тяжелый грейдер ДЗ-198, средний грейдер ГС-14.02, легкий грейдер ГС-10.01. ГС-14.02 стал ключевым в линейке брянского завода. В начале 2000-х годов эта модель сменила на конвейере грейдер ДЗ-180А, став самой распространенной в парках дорожных служб.

В 2000-е годы «Брянский арсенал» продолжил развивать линейку автогрейдеров. В 2004 г. освоен выпуск грейдера полутяжелого класса ГС-18.05. В 2007 г. – сразу три модели автогрейдеров: тяжелый ГС-25.09, полутяжелый ГС-18.07 и средний ГС-14.03. На всех трех машинах применена импортная комплектация. Автогрейдер ГС-25.09 получил гидростатический привод переднего моста.

Завод им. Колющенко (c 2001 г. – ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» – «ЧСДМ»), в 1991 г. взамен автогрейдера ДЗ-98Б освоил модернизированную модель ДЗ-98В. На нем вместо дизеля У1Д6 применили более надежный ЯМЗ-238, новую кабину с улучшенной обзорностью, модернизировали ряд узлов и агрегатов. В 1996 г. завод дополнил модельный ряд полутяжелым автогрейдером А-120. Однако, несмотря на появление новинки, наиболее востребованным, по-прежнему, оставался автогрейдер ДЗ-98В.

В 2001 г. «ЧСДМ» и «Брянский арсенал» вошли в промышленный холдинг «РусПромАвто». В 2005 г. в результате реструктуризации «РусПромАвто» подразделение по производству строительной и дорожной техники становится Дивизионом «Спецтехника» «Группы ГАЗ». Во второй половине 2000-х годов оптимизированы модельные ряды брянского и челябинского заводов. В 2007 г. на «ЧСДМ» прекращен выпуск грейдера А-120, конкурирующего с моделями серии ГС-18. Более того, руководство холдинга планировало сконцентрировать на «ЧСДМ» только производство фронтальных погрузчиков, а грейдер ДЗ-98В предполагалось снять с производства в пользу брянского ГС-25.09. Однако планы остались планами.

ЗАО «Дормаш», в прошлом – Орловский завод дорожных машин, на рубеже 1990–2000-х годов модернизировал грейдер ДЗ-122А, начав выпуск модели ДЗ-122Б. В конце 2000 г. на «Дормаш» пришла команда новых собственников из компании «Челпром» и Орловской промышленной компании. С этого времени на предприятии активно взялись за обновление и расширение модельного ряда. ДЗ-122Б получил новую кабину с хорошей обзорностью и новый пластиковый капот, на нем стали применять импортные комплектующие, также предлагалось несколько вариантов двигателей. С 2004 г. началось производство тяжелого грейдера ДЗ-298, укомплектованного импортными компонентами. В 2008 г. освоена полноприводная версия ДЗ-298 с гидростатическим приводом переднего моста.

В 1990-е годы ряды производителей автогрейдеров пополнил Радицкий машиностроительный завод, в прошлом – Брянский завод ирригационных машин – «Ирмаш». Предприятие начало с производства бюджетных автогрейдеров легкого класса на базе тракторов МТЗ и ЛТЗ. Позднее была освоена модель полутяжелого класса ГС-18-03. Объемы выпуска завода составляли от нескольких единиц до 10–20 штук в год.

Во второй половине 2000-х годов, на волне строительного бума, на российских предприятиях росло производство автогрейдеров. В 2005 г. было выпущено 947 машин (на 12% больше, чем в 2004-м), в 2006 г. – 1041, в 2007 г. – 1269, в 2008 г. – 1362. Очередная волна кризиса, накрывшая отечественную экономику в 2009 г., привела более чем к двукратному снижению объемов выпуска автогрейдеров относительно показателя 2008 г.

Современная ситуация

В начале 2010-х годов российские производители стали возвращаться к прежним объемам. В 2010 г. было изготовлено в 1,5 раза больше автогрейдеров, чем годом ранее. В 2011 г. заводы собрали 1169 машин, улучшив показатель 2010 г. на 24%. Но рост был недолгим, в Россию пришел очередной кризис. В 2016 г. выпущено минимальное за нынешнее десятилетие – 507 автогрейдеров. Лишь год спустя удалось несколько улучшить ситуацию в производстве: в 2017 г. сделано 648 машин.

Текущее десятилетие весьма богато на события в отрасли. Появление новых производителей и уход старых, создание совместных производств, смена собственников, разработка новых моделей...

В 2013 г. на «Брянском арсенале» стартовало производство новой линейки автогрейдеров, разработанной в рамках совместного предприятия, созданного с корпорацией Terex. Запуску в серию грейдеров семейства TG предшествовала масштабная модернизация производства на брянском заводе. Техника серии TG представлена четырьмя моделями – TG 140, TG 180, TG 200, TG 250 эксплуатационной массой соответственно от 15 до 23 т. В этих машинах реализованы современные конструктивные решения и применены агрегаты мировых производителей. На всех машинах этой серии стоят двигатели серии ЯМЗ-530.

Одновременно с семейством TG завод сохранил линейку бюджетных машин серии ГС. На сегодняшний день выпускается три модели автогрейдеров – легкий ГС-10.07, средний ГС-14.02 и полутяжелый ГС-18.05. Все машины серии ГС претерпели модернизацию агрегатов, а также получили новую кабину.

Завод «ЧСДМ» производит, как и прежде, автогрейдер ДЗ-98В. Простой и неприхотливый он, по-прежнему, востребован потребителями и является лидером в своем классе, занимая 90-процентную долю тяжелых грейдеров на российском рынке. Современная модель ДЗ-98В, хотя и носит прежнее обозначение, отличается от машины образца 1990-х годов.

В 2014 г. планировалось, что орловский завод «Дормаш» войдет в состав «Уралвагонзавода». Однако переход «под крыло» УВЗ так и не состоялся. На тот момент «Дормаш» дополнил линейку 2-осным грейдером легкого класса ДЗ-100. В 2016 г. завод оказался в кризисной ситуации, за весь год было выпущено всего 12 автогрейдеров. А в 2017 г. «Дормаш» признали банкротом.

Завод «Ирмаш» после смены собственника (в 2016 г. вошел в состав НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения»), в целом, сохранил свой профиль. Однако часть малоликвидных моделей была устранена из производственной программы, в том числе, полутяжелый грейдер ГС-18-06. Теперь выпускается только усовершенствованная легкая модель ГС-10-08 на базе трактора МТЗ.

В начале 2010-х годов в ряды отечественных производителей автогрейдеров пыталась влиться компания «ЧЕТРА – Дорожные машины». В 2012 г. на чебоксарском заводе «Промтрактор» Концерна «Тракторные заводы» был запущен проект по совместному производству с одной из китайских фирм линейки дорожной техники – автогрейдеров и дорожных катков. Однако СП просуществовало недолго. Также планировалось освоить выпуск новых моделей собственной разработки.

Еще один новичок на рынке автогрейдеров – Завод дорожных машин из Рыбинска. Предприятие с 2012 г. выпускает 15-тонный автогрейдер DM-14. Предлагается топовая версия в импортной комплектации, а также, бюджетный вариант – в отечественной.

Белорусский холдинг «Амкодор» намерен вернуть в производственную программу автогрейдеры. В 2014 г. был анонсирован грейдер среднего класса Амкодор RD-165C. Машина имеет польское происхождение, на «Амкодоре» планировалось выполнять ее сборку из машинокомплектов. В настоящее время белорусский производитель представил собственную разработку – грейдер Амкодор 165, оснащенный белорусскими комплектующими.

Помимо официальных заводов-изготовителей автогрейдеров в России существуют еще и серые производители, предлагающих слегка перекроенные аналоги популярного автогрейдера ДЗ-98. По мнению экспертов, деятели кустарного производства под видом новых машин продают бэушные ДЗ-98, подвергнутые ремонту с частичным изменением конструкции.