Пассажирские перевозки "Выбор в пользу общественного транспорта предопределен "



Роман Мурашов

На старом снимке 1900 г., сделанном в пасхальные праздники на самой известной улице Америки - 5-я авеню – с  большим трудом удастся отыскать машину. Никто не мог предположить, что совсем скоро ситуация изменится в точности наоборот – на снимке 1913 г., также сделанном в пасхальные дни на той же самой улице, будет сложно отыскать лошадь…

 

На рубеже XIX и XX веков на улицах крупнейших городов было тесно от запряженных экипажей, а всего через десять с небольшим лет стало еще теснее от автомобилей. В наши дни подобной тесноте или, даже засилью автомобилей, подвержены не то что крупные города, но, наверное, и мелкие деревни. Личный транспорт не в состоянии решить проблему передвижения по густонаселенным территориям, и это уже не требует доказательств. Понятно, что без общественного транспорта не обойтись.

Но есть ли сегодня в обществе понимание того, каким будет будущее городской мобильности, например, к 2030 г.? Что станет основными трендами пассажирских и грузовых перевозок? Что поможет обществу адаптироваться к новым условиям? Наконец, готовы ли мы к этому?

К 2030 г. четыре ключевых фактора изменят привычное нам понимание пассажирских и грузовых перевозок. Один из них – урбанизация и интеллектуальная инфраструктура. Это провоцирует неуклонный рост объема перевозок наравне с постоянным сокращением пространства для транспорта. Избегать одномоментного коллапса сегодня помогает создание и развитие «умной» инфраструктуры.

Второй фактор, или тренд, – экспоненциальное ускорение развития новых технологий. Темпы внедрения новых технологий постоянно ускоряются, иногда кажется, что неконтролируемо, поскольку не все заинтересованные успевают с ними ознакомиться. На самом же деле развитие новых бизнес-моделей осуществляется  на основе глубокого анализа данных.

Третий фактор – постоянное усложнение потребностей клиентов:

  • потребность в индивидуализации продуктов и услуг;
  • потребность в разнообразии доступных продуктов и услуг;  
  • повышение требований к качеству продуктов и услуг;  
  • потребность в удобстве доступа к продуктам и услугам.  

Напряженность ситуации постоянно подогревается необходимостью постоянной заботы об охране окружающей среды. Здесь и постоянное ужесточение норм выбросов в атмосферу, и государственная поддержка альтернативной энергетики.  

Данные тренды в корне изменят сущность транспортных потоков – в городской среде произойдет отказ от личного автомобиля, как основного ТС в пользу новых сервисов мобильности.

В сфере городского транспорта влияние ключевых трендов выразится следующим образом: изменятся требования к потребительским характеристикам городского транспорта, появятся новые сервисы городской мобильности, произойдет видоизменение привычных сегодня видов городского транспорта, автопроизводители примерят на себя роль агрегаторов новых сервисов мобильности.  

В сфере коммерческого транспорта основным источником изменений станут неуклонно растущие требования к повышению эффективности грузоперевозок. Предопределено появление принципиально новых услуг на всех этапах жизненного цикла транспортного средства (Т/С), для адаптации к новым, постоянно меняющимся условиям, производители ТС генерируют новые бизнес-модели.

Новые требования к качеству услуг городской мобильности видоизменят городской транспорт. Основная ставка сделана на безопасность транспортных средств для участников дорожного движения и при этом на высокую скорость пассажирских и грузовых перевозок. Обязательным фактором остается комфорт и удобство пассажирских перевозок, низкая стоимость и немедленный и повсеместный доступ к транспортной услуге. От Т/С, осуществляющих пассажирские перевозки и доставку грузов, требуется подключенность к городской инфраструктуре и экологическая безопасность.

Городскому транспорту уготованы новые решения городской мобильности. Это широкое внедрение электробусов, которое уже началось не только в Москве, «умный общественный транспорт», автомобили коммунальных служб, легковой коммерческий транспорт. Уже не отсрочить внедрение беспилотных летательных аппаратов (дронов), роботизированных такси (RoboCabs), общественных электромобилей и даже передвижных камер хранения (мини-склады на колесах). Возникающие при этом новые сервисы составят почти четверть от общего рынка мобильности к 2030 г.

В городской среде наблюдается переход от модели «владения» к модели «совместного использования» (мультимодальности). Личный автомобиль, который совсем недавно еще являлся символом статуса, определял комфортность и эффективность условий жизни, заменяется комбинацией из различных видов транспорта.

Изменяющаяся городская среда лишает стимулов владения автомобилем, как оптимальным Т/С. При этом, появятся принципиально новые виды продукта – разница между легковым и коммерческим транспортом сократится. Однако, возникающим при этом новым сервисам мобильности

не хватает единой платформы-агрегатора доступных услуг.  

В роли агрегатора новых сервисов мобильности могут выступить производители автомобилей. Пример – Daimler. Инновации Daimler в городской мобильности:  

  • moovel – бесплатное приложение-агрегатор транспортных услуг, позволяющее составить оптимальный маршрут и оплатить транспортные услуги;
  • car2go – каршэринговый сервис, запущенный компанией Daimler AG;  
  • mytaxi – такси-агрегатор Daimler AG, аналог Uber и Яндекс.Такси.  

В коммерческих перевозках новые требования к функционалу грузовиков создадут новые бизнес-модели. Ключевое требование, формирующее характеристики грузового транспорта – эффективность грузоперевозок. Даже не просто эффективность, а максимизация эффективности использования коммерческого транспорта, постоянное усиление конкуренции с иными транспортными модальностями. При этом одной из основных тенденций будущего станет совместное использование автопарка логистическими компаниями и, естественно, не уйдут из поля зрения такие вечные вопросы, как обеспечение безопасности водителя и сохранность груза.  

Среди новых решений для коммерческих грузоперевозок можно выделить следующие: крупные автопоезда с системами объединения в колонны, оснащение автопоездов телематическими системами, оптимизированная аэродинамика шоссейных автопоездов, тягачи на альтернативных видах топлива.

 

Производители уже формируют «рынок будущего», например облачная операционная система MAN RIO. Это открытая облачная система, объединяющая несколько источников данных и по сути – открытая логистическая платформа. RIO включает в себя функцию прогнозной аналитики и дает пользователям рекомендации на основе данных от тягача, прицепа, кузова, водителя, сведений о пробках, погоде и данных GPS. Как вариант, совместное использование грузового такси или интеллектуальное управление заказами при частичной загрузке.  Система сможет устранить несовместимость приложений, используемых в цепочке поставок, снизить нагрузку на инфраструктуру и увеличить низкую рентабельность транспортной отрасли.

MAN Digital Solutions – разрабатывает открытую облачную систему для транспортной отрасли. Цель – устранить недостатки существующей системы и создать дополнительные потоки выручки. Возможность объединения всех участников цепи логистики и конкурентов в одной системе с функцией прогнозирования. С 2017 г. новые автомобили MAN (Scania по запросу) уже оснащаются RIO.

Какие основные направления трансформации пассажирской и грузовой мобильности? Какие основные факторы успеха адаптации к условиям новой мобильности? Готовы ли мы к условиям новой мобильности?

 

Залог успеха в условиях новой мобильности – своевременная адаптация продуктов и услуг к новым потребностям (факторы успеха для производителей автомобилей). Обязательные требования для продукта – сбалансированная продуктовая линейка, наличие необходимых технологий, доступ к «большим данным» потребителей, совершенствование потребительского опыта и новые бизнес-модели. Для услуг – оптимизация стоимости обслуживания, предоставление сервиса «подключенности», «умный» подход к жизненному циклу продукта, совершенствование каналов продаж, предоставление услуг в формате «все-в-одном» (плата за результат).  

На данный момент азиатские страны опережают зрелые западные рынки по степени готовности к изменениям, о которых говорилось выше. На фоне западных азиатские потребители более склонны к замещению автомобиля новыми сервисами мобильности.  

 

В текущем году компания Roland Berger, которая консультировала нас в процессе подготовки этого материала, выпустит аналогичную оценку для российского рынка – 4-ое издание «Радара автомобильной революции», включающее в себя данные по России. Поэтому, как говорится, оставайтесь на связи.