Подъемные механихмы "По технологии ножничного ходы"


 

 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей


В группу мировых производителей самоходных подъемников ножничного типа российские машиностроители все-таки вошли, выпустив за два года более пятисот машин. Однако попасть в элитный клуб мировых брендов с таким результатом никак не получится…

 

На этапе становления

Если бы не «Завод подъемников» в поселке Лежнево Ивановской области, то наша индустрия к настоящему времени была бы очень далека даже от этапа становления этого сегмента спецтехники, не говоря уже о его стремительном развитии.

Лежневское предприятие молниеносно зазвучало в хозяйственных кругах по всей стране: его подъемники в период кризисно-экономических проблем на деле оказались дешевле и под стать зарубежным аналогам.

Начиная с премьерного показа своих наработок на выставке СТТ-2016, «Завод подъемников» сделал за два года стремительный рывок. Это можно было наблюдать на совместной экспозиции предприятия и родственной арендной компании «Евробилд» на нынешней международной выставке bauma CTT RUSSIA 2018 в «Крокус Экспо». Во-первых, завод обзавелся солидной продуктовой линейкой самоходных аккумуляторных подъемников пантографного (ножничного) типа серии «Эко» и таких же дизельных машин серии «ЯРД» с рабочей высотой хода платформы от 8 до 16 м и 17 м, шириной корзины до 1,2 и 1,8 м соответственно. Впрочем, товарная номенклатура имеет технику с буквенным индексом «У» в названии (Эко-8У), что указывает на измененный тип машины – самоходный узкий. В стандартный комнатный дверной проем проходит легко.

Во-вторых, под разные финансовые возможности потребителей предприятие вывело на рынок ножничные подъемники с буквенными индексами «Н» и «КН», т.е. несамоходный и короткий несамоходный, которые дешевле самодвижущихся. Это даже не столько бюджетная, сколько супер-бюджетная версия. Подъемники без ходового привода есть в каждой размерной группе (8,10,12,14 и 16 м). Их механизм работает на подъем и спуск от гидростанции, электродвигатель которой запитан в сеть 380/220 вольт по фидеру или опционально от аккумуляторной 24-вольтовой батареи.

К рабочей зоне несамоходные подъемники подталкиваются и по площадке перемещаются с помощью мускульной силы. Масса машин это позволяет делать без особых потуг двум-трем рабочим. Если, к примеру, самый маленький короткобазовый несамоходный подъемник Эко-8КН с 8-метровой операционной высотой платформы весит всего 1130 кг, а длиннобазовый Эко-8Н на 450 кг больше, то масса «тяжеловеса» Эко-16Н, в названии которого цифрой индекс указывает на высоту подъема платформы, не превышает 2450 кг. Это примерно идентично со снаряженной массой бортовой ГАЗели (ГАЗ-2205, 4х4) с двумя рядами сидений в кабине.

В ножничных подъемниках упомянутого производителя рабочим механизмам присуща классика гидравлических систем: мотор (электрический, дизельный) вращает насос, который забирает из бака рабочую жидкость (масло) и подает ее к гидроцилиндрам, а те, собственно, и осуществляют подъем платформы. В несамоходных установках машин малой размерной группы с операционной высотой 8 и 10 м подъемный механизм комплектуется только одним гидроцилиндром, а начиная с 12-метровых моделей – двумя.

При этом обе версии комплектации наделены надежными системами безопасности. В напорной магистрали от насоса до гидроцилиндров установлен обратный клапан. При отключении питания он закрывается и не дает гидроцилиндрам опускаться. В аварийных ситуациях для опускания платформы клапан можно открыть в ручном режиме. Аналогичное решение присуще импортным машинам пантографного типа с шарнирно-сочлененными спаренными секциями механизма вертикального рабочего хода.

К работе нельзя приступить, если обе пары опор останутся в транспортном положении. Аутригеры нужно не только выдвинуть, но и с их помощью вывесить всю машину в двух взаимно перпендикулярных плоскостях с допустимым уровнем наклона. Его измеряет датчик крена, установленный на нижней раме подъемника. Все показатели по плоскостям должны соответствовать нулевому положению. Это будет видно по приборам: если пройдет сигнал разности горизонтальной гравитационной составляющей и положения машины о превышении угла наклона подъемника, то на пульте включается лампа, а система тотчас блокирует работу подъемного механизма. Впрочем, помимо датчика на раме есть не требующий постоянной калибровки дедовский прибор – пузырьковый креномер, в точности которого сомневаться не приходиться.

Аналогично происходит и с загрузкой. Датчик уровня нагрузки на платформу, как и приборы такого же типа на кранах, телескопических, коленчатых и фронтальных погрузчиках, в случае перегрузки ограничивает подъем платформы, но плавное опускание возможно. К примеру, электрики сняли с опоры городского освещения кронштейн гусака со светильником, вес которого в сумме с инструментом и людьми в корзине превышает грузоподъемность по паспорту.

 

 

Китайцы и здесь

К сегодняшнему времени российские ножничные подъемники единственного производителя снискали у наших хозяйственников славу как по эксплуатационной надежности, приемлемой стоимости владения, так и по операционной безопасности: на этапе становления изготовить и продать пять сотен подъемников можно считать успехом. Правда, интеллектуальные возможности наших пантографов к настоящему времени еще отстают.

Сразу уточним, это – «не камень в огород» отечественного производителя с неполным трехлетним стажем собственной конструкторской школы и не лесть зарубежным производителям с наработками от трех десятков лет до полу-столетнего опыта. Здесь, как и в любом сегменте машин, даже пятилетняя разница существенно выделяет производителя, не говоря уже о нескольких десятилетиях. Самые «юные» в этой группе производителей – отечественный «Завод подъемников» и британский JCB, которые практически одновременно вошли в сегмент ножничных подъемников и уже всерьез заявили рынку о своих амбициозных планах. Правда, возможности JCB с его разветвленной сетью сбыта по всему миру скоро сравняются с маститыми «пантографистами», в т. ч. заокеанскими.

Американская конструкторская школа ножничных подъемников является родоначальником платформ-пантографов, имеет средний стаж 40–50 лет. К ней принадлежат хорошо известные в России и мире бренды Genie (Terex Corporation), JLG, Haulotte, MEC и др. Правда, это теперь не столько американские, сколько китайские производители. Поднебесная ныне стала центром мирового самоходного оборудования в сегменте ножничных подъемников. При этом китайцы увеличили объем производства такого оборудования не только у себя дома, но и за пределами страны.

Упомянутые выше JLG и Genie с базирующимися в США головными офисами, уже имеют предприятия в Китае, в которых электрические ножничные подъемники являются значительной частью мирового производства, поскольку те промышленные площадки ничем не уступают по производственным возможностям другим заводам на планете.

При этом Китай ведет себя весьма амбициозно, имея в таком сегменте более сотни собственных предприятий. Один из маститых производителей ножничных подъемников Dingli серьезно продвигается не только на развивающихся рынках, но получил хороший рост продаж в Европе. Этому способствовало сотрудничество с итальянской телескопической компанией Magni, у которой Dingli выкупил 20% и теперь пользуется ее наработками и обширной сетью для продвижения своей продукции в Европе.

В нынешнем сезоне Dingli пошел дальше и выкупил 25% акций американской MEC, стаж которой на рынке ножничных подъемников уже перевалил за 40 лет. От такой сделки производитель из Поднебесной гарантированно повысил не только узнаваемость бренда, но и расширил с помощью MEC каналы своих продаж. Китайцев уже не волнует промышленный шпионаж, поскольку самые свежие разработки у них в полном доступе. А заимствовать есть что…

 

Безопасность в тренде

Упомянутый выше американский MEC, продавший четверть своих акций Dingli, летом нынешнего года объявил о внедрении проактивной системы безопасности платформы (PPSS) для ножничных подъемников. Это инновационное решение призвано предупреждать операторов об опасности столкновения с приближающимися предметами – потолком, нависающей конструкцией и т.п. Упреждающее предупреждение исходит от ультразвукового датчика, который проецирует по ходу движения и подъема невидимый луч расширяющегося «конуса». Он берет в «захват» и начинает реагировать на препятствия уже с расстояния 3,6 м от уровня пола платформы.

Тревога будет звучать, когда объект идентифицирован внутри «конуса». Частота звуковых сигналов начинает увеличиваться по мере приближения объекта. При заданной программой безопасной высоте, когда допуск уже критичен, частота звуковых сигналов меняется, интервалы полностью исчезают. С переходом специфического зуммера тревоги в постоянный режим звучания платформа полностью прекращает подъем.

И если китайцам такая инновация достанется по-родственному, то российскому заводу нужно будет для комплектации своих подъемников подобным устройством закупать прибор безопасности PPSS или же приобретать патент для собственного производства, что при изготовлении нескольких сотен машин в год будет накладно. Есть и третий вариант – самому разработать нечто похожее и внедрить, для чего потребуется время. И это приведет к удорожанию подъемника, поскольку себестоимость подобных сигнализаторов при таком маленьком тираже будет космической.

Большинство зарубежных производителей начали поэтапно комплектовать пантографы разных размерных групп такими приборами, предложив потребителю более совершенные стандарты безопасности. И те согласны платить: издержки по производственному травматизму потом обходятся дороже…