Подвижной состав "В офисе за рулем"


 

 

 

 

Юрий Лебедев

 

Принцип управления детской игрушечной машинкой с дистанционным управлением находит серьезное применение в грузоперевозках и логистике. Шведская транспортная компания Einride завершает разработку электрического автономного многотоннажного грузовика без кабины с дистанционным управлением. 

 

Электрогрузовиком T-pod можно комфортно управлять, удаленно расположившись в окружении больших мониторов в уютном офисном кресле. T-pod также может работать в полностью автономном режиме по заданной программе действий. Машина визуально напоминает транспортное средство из фильмов про будущее. Кабина в ней не предусмотрена, нет и никаких органов ручного управления.

Уже осенью 2018-го модель грузовика начнет работать на логистических платформах DB Schenker logistics в южной части Швеции. Управляться опытный образец будет человеком посредством дистанционного контроля. Эти испытания – часть коммерческой пилотной программы, предусматривающей дальнейшее глобальное развитие.

 

 

В июле шведская компания Einride показала свой второй концепт автономного и полностью электрического грузовика для лесозаготовок под названием T-log. Лесовоз способен перевозить до 16–20 т груза. Он может использоваться автономно при помощи функции дистанционного контроля. Помимо этого, T-log обладает большей мощностью, в нем заложены возможности внедорожника, и сконструирован он для перемещения по трудным дорогам в лесных массивах. Испытания лесовоза на дорогах общего пользования планируется начать ближе к 2020 г. Для автономных маршрутов в обоих моделях применяются «Лидары», камеры и радары, обеспечивающие полный 360-градусный обзор.

Самоходный, дистанционно управляемый контейнер, коим и является T-pod, имеет длину 7 метров и вмещает 15 стандартных паллет. Допустимая полная масса достигает 20 т. Запаса хода достаточно для преодоления почти 200 км при идеальных условиях движения.

«Некоторые думают, что самое трудное – научить машины ездить безопасно, на же самом деле, – это самая простая часть их обучения, – сказал соучредитель Einride Роберт Фальк. – Гораздо сложнее научить их пониманию, когда и как брать на себя просчитанные риски, а также действовать при наличии недостаточной информации, которая бывает необходима в условиях реального движения».

T-pod способен в большинстве ситуаций перемешаться автономно, но при наличии наиболее сложных обстоятельств, например, при передвижении в сложных городских условиях, оператор может взять на себя его управление посредством дистанционного доступа. Используя сотовую сеть 4G, удаленный водитель получает доступ к камерам и другим системам вождения, чтобы управлять грузовиком. Производители утверждают, что при использовании разработанной ими системы, один удаленный оператор без особого труда сможет одновременно справиться с управлением семью такими машинами.

 

 

 

 

«Беспилотное передвижение и дистанционное управление – это то, что делает питаемый аккумуляторной батареей двигатель жизнеспособным, – продолжает Г-н Фальк. – При нормальных условиях батареи должны заряжаться примерно каждые 100 миль или около того. Нет совершенно никакого смысла в том, чтобы дистанционный оператор в это время ждал окончания зарядки для продолжения работы. Пока один грузовик заряжается не останавливается управление другими».

Рабочее место оператора оснащено множеством дисплеев, показывающих все, что видят камеры электрогрузовиков. Процесс дистанционного управления схож с реалистичной трехмерной компьютерной игрой. Оператор располагается в кресле перед экранами, на которых показывается реальная дорога, и управляет машинами при помощи специального руля и педалей газа и тормоза.

Отсутствие кабины делает T-pod сравнительно дешевым в производстве и дает ему гораздо большую грузоподъемность. Шведский производитель утверждает, что основным преимуществом данных машин является их концептуальная гибкость, возможность быстрого перестроения под любые задания, а также экономическая эффективность.

«Большинство людей считают, что на раннем этапе развития транспортной автономии должна быть какая-то человеческая удаленная связь с машиной. Все понимают, что еще очень много сложностей до создания идеального беспилотника. И реализация этой задачи займет, по крайней мере, лет двадцать. Поэтому телеоперации в коммерческом секторе сегодня являются просто идеальным переходным и компромиссным решением», – сказал транспортный аналитик Gartner Inc Майкл Рэмси.

Использование дистанционно управляемых грузовиков для лесозаготовок и горных работ – рациональное решение, потому что зачастую территории этих разработок удалены от жилых районов, и труд там представляет повышенную опасность для людей. А еще маршруты лесовозов и горных грузовиков обычно очень однообразные и тяжелые. По этой причине для работы на этих участках трудно и дорого привлекать трудовые ресурсы, а удаленное управление как раз подходит для решения этих проблем.

По мнению шведских разработчиков, «удаление» двух самых дорогих составных – кабины и водителя – создает высокую экономическую эффективность и делает дистанционно управляемые транспортные средства очень привлекательными для бизнеса. Также прогнозируется, что такие машины станут эффективным решением для крупных портов, где большие объемы перевозок по рутинным маршрутам.