Рынок "Развитие газомоторной техники – в приоритете "


 

Роман МУРАШОВ

Расширение использования природного газа на транспорте – стратегическая задача, стоящая перед нашей страной, о которой совсем недавно говорил Президент РФ В. В. Путин. Аналитическая справка, подготовленная экспертами для высшего руководства государства, подтверждает, что для России использование газомоторного топлива на транспорте является более приоритетным, чем расширение использования электромобилей. Какие минимально необходимые меры требуется предпринять для развития рынка грузовой газомоторной техники в России?

Аналитики объективны – для нашей страны, как и для многих других стран в мире, первичным источником, гораздо более экологичным, является газ. Поэтому, если говорить об улучшении экологической ситуации в сфере транспорта, то нам самим нужно переходить на газомоторное топливо и стимулировать развитие этого направления в мире.

Что представляет из себя российский парк грузового транспорта сегодня? По данным МВД и аналитического агентства «Автостат», совсем не в равной пропорции находятся дизельная/бензиновая и газомоторная техника, соответственно, как 3665 тыс. ед. (98,2%) и 68 тыс. ед. (1,8%). Средний возраст парка – 19,7 лет, машин старше 15 лет – 66%. Иностранные бренды в общем числе подвижного состава – 22%. Во  владении юридических лиц находится 53% российского автопарка коммерческой техники. На машинах, на которых установлен дизельный двигатель, всего лишь 14% техники соответствует экологическому стандарту ЕВРО-4 и выше.

Для расширения использования природного газа на транспорте необходимо достичь опережающего роста газомоторного автопарка за счет увеличения привлекательности газомоторной техники для российского потребителя и создания на определенный период преференциальных условий работы на рынке для данного вида техники. В первую очередь предполагается действовать в пяти основных направлениях:

реформировать размер платы в системе «Платон»;

изменить транспортный налог;

скорректировать размер утилизационного сбора;

пересмотреть ввозные пошлины на газомоторную технику;

отработать критерии локализации производства.

Итак, в системе «Платон» проблема состоит в том, что размер платы для дизельных и газомоторных транспортных средств не дифференцирован. Действующая ставка 3,73 руб. за 1 км пробега, понижающий коэффициент к ставке – 0,51. В итоге средний размер ежегодного платежа с единицы дизельной / газомоторной техники с годовым пробегом 80 тыс. км (при условии 100% пробега по федеральным трассам) составляет 152 тыс. руб., что лишает привлекательности приобретение газомоторных машин на фоне дизельных.  

Поэтому предлагается установить льготный коэффициент к плате для грузовых газомоторных транспортных средств на срок до середины 2025 г. в размере 0,10. Такой шаг предоставит определенные преференции технике на газовом топливе.  

Проблема транспортного налога аналогична – размер платы в бюджет за владение газомоторной техникой сопоставим с размером такой же платы за владение дизельными аналогами – налогообложение одинаково. Ставка транспортного налога – не дифференцирована. Поэтому аналитиками предлагается отменить транспортный налог до 2025 г. для владельцев транспортных средств следующих типов – грузовые автомобили, автосамосвалы и тягачи с двигателем внутреннего, работающем на газовом топливе, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т.

Утилизационный сбор (УС). Здесь тоже все как под копирку – проблема в том, что ставка УС привязана исключительно к видам и категориям транспортных средств (шасси) и не учитывает тип потребляемого топлива и экологический класс, которому соответствует транспортное средство. Поэтому необходимо снизить ставки УС на 50% для новых грузовых газомоторных транспортных средств (категорий N1, N2, N3) и шасси, работающих исключительно на природном газе (в качестве моторного топлива).

Ввозные пошлины. Главная проблема – ставка ввозной пошлины на некоторые виды грузовых газомоторных автомобилей полной массой 20–50 т (например, самосвалы, мусоровозы) составляет 15%, в то время как на дизельный аналог пошлина в три раза меньше – всего 5%.

Предлагается размер льготной ставки ввозной таможенной пошлины для грузовых газомоторных автомобилей (полной массой более 20 т, но не более 50 т), работающих исключительно на природном газе и установить ее на уровне 5% на период до 2025 г.

Критерии локализации. Проблема состоит в том, что действующие критерии подтверждения производства промышленной продукции в РФ не включают требования к технологическим операциям, применяемым при производстве газомоторной техники. Предлагается установить требования для газомоторной техники в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ:

– это сборка и монтаж систем хранения газа (ГБО) или криобаков российского происхождения;

– монтаж силового агрегата, работающего исключительно на газомоторном топливе и другие технологические операции.

«Сделано в России» должно быть применимо к грузовым автомобилям в отношении:

  1. изготовления лонжеронов рам;
  2.  сборки, сварки и покраски несущей рамы;
  3.  сборки, сварки и окраски кабины;
  4.  монтажа силового агрегата;
  5.  монтажа передней полуоси (передней подвески);
  6.  монтажа задней подвески;
  7.  монтажа выхлопной системы;
  8.  монтажа рулевого механизма;
  9.  монтажа электрооборудования;
  10.  монтажа элементов экстерьера.

Некоторые зарубежные партнеры российских компаний не ждут формализации созданий преференций для газомоторного сектора техники. Scania – стратегический партнер российских производителей – Группы ГАЗ – работает над расширением использования газомоторного топлива и развитием сети газозаправочных станций совместно с «Газпром газомоторное топливо». Современный газовый двигатель Scania, поставляемый в Россию, соответствует экологическому стандарту Евро-6 и позволяет снизить выброс (по сравнению с дизельными аналогами) углекислого газа почти на треть, сажи – в пять раз, оксида азота – в 11 раз. Кто скажет, что это для сраны невыгодно?

 

Таблица «Эффект от реализации предлагаемых мер»

 

2017 г.

2022 г.

Увеличение газомоторного автопарка в России

5600 ед.

18000 ед.

Увеличение потребления газа

601 млн м3

1,8 млрд м3

Увеличение доли экологичного транспорта в ежегодных поставках

1,1%

5%

Увеличение загрузки газозаправочной сети

25%

65%

Снижение выбросов парниковых газов

15,7 тыс. т СО2

50,4 тыс. т СО2

Увеличение налоговых поступлений в бюджет с продаж газомоторного топлива и техники

8,5 млрд руб.

23,4 млрд руб.