Спец-тест "Маршрут на три действия без антракта"


 

 

Валентин ОЖГО,

Алевтина ЛАРИНА

Фото Романа МУРАШОВА

 

Полевой выезд творческой экспедиции издательства «Медиа Моторс» на тест-драйв нового поколения грузовиков Mercedes-Benz совпал по времени с презентацией этой техники в России. На подиум производитель вывел выносливый грузовик для строительного сегмента и бездорожья серии Arocs.

 

Самосвал Arocs 4145 нового поколения пришлось укрощать поэтапно в родной для него стихии – практически на полном бездорожье. Нет, дорога была, но малоезженая – обычная петляющая грунтовка, кое-где с шикарной крутизной подъемов и спусков, кое-где равнинная. Вот такой подъем, в котором через лобовое стекло виднеется не дорога, а только небо, с первой попытки автор этих строк и не взял. Пришлось тихим ходом скатывать грузовик вниз.

Ошибка была не в том, что шел вверх на седьмой передаче, ее потенциала вполне достаточно для четырехосного исполина с огромным 20-кубовым кузовом. Осторожничал с подвеской, еще пахнущей заводской краской машины, поскольку почти под самым верхом две кочки приличных размеров создали бы разгоне немыслимую тряску. Немного сбросил обороты, а когда начал играть педалью газа, то уже переборщил: малость перекрутив двигатель, я потерял мощность и перевалить за гребень уже не смог.

Вторую попытку предпринял на все той же седьмой передаче, но на упомянутых дьявольских кочках уже газ не сбрасывал, а наоборот – педаль, как говориться, «в полик». Проскочил. Тряхнуло, конечно, здорово, на подъем не выехал, а взлетел. Это уже понял по тому, как провисшие на мгновение в воздухе передние колеса в приземлении коснулись почвы. Впрочем, касанием это не назовешь – машина попросту брякнулась всей своей массой. Брутально и мощно.

 

Здесь коробка переключения передач хотя и механическая, но с автоматическим режимом переключением ступеней хода. Правда, для преодоления крутого подъема пришлось перейти на «механику», выставив рычажный переключатель в позицию «М». Если говорить еще точнее, то отщелкал кнопкой сразу на ее седьмую ступень.

Перед второй попыткой сидящий рядом на пассажирском сидении инструктор компании «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» подчеркнул, что с новичком можно не церемониться, разрешается использовать любые методики вождения, вплоть до самых жестких: высокое тяговое усилие 449-сильного мотора (2200 Нм), прочная конструкция ходовой части, рамы и подвески, о которой я так беспокоился, чтобы преждевременно ее не разбить, позволяют справляться с любой рабочей ситуацией. Автомобиль специально адаптировали под российские условия эксплуатация. И не только по ходовой базе, способной выдержать экстрим наших дорог или строительных площадок, но и по топливу: изменили поршневую группу, седла клапанов, убрали сажевый фильтр и т.п.

Если бы не ремни безопасности и хорошая система амортизации, то болтанка на такой дороге была бы сродни турбулентности в салоне самолета. Преодолев подъем, разогнаться не получилось из-за предстоящего спуска большой крутизны. Здесь уже другие условия прохождения участка. Все в той же «механике» вывожу на панель индикации ступеней хода вторую передачу и включаю режим горного тормоза. Самосвал, переваливаясь с кочки на кочку, медленно уходит вниз. Без газа. У мотора маленькие обороты, но слышно постанывание интеллектуальной тормозной системы сдерживания автомобиля – горный тормоз прекрасно держит машину, оберегая тормозные колодки от износа. У самого подножья спуска даже притормаживать не нужно – сила тяжести уже не влияет на инерционный набор скорости.

Внизу дорожная обстановка позволяет перейти в режим автоматического переключения передач. Маленькая остановка лишь для того, чтобы вывести на табло коробки передач позицию «А». Небольшой подъем впереди и пара плавных поворотов все еще не дают возможности разогнаться. Впрочем, для знакомства с возможностями самосвала в условиях бездорожья это в самый раз.

 

 

 

 

Близится эра светлой поры

Самосвальная линейка в серии машин Arocs не единственная, на этой колесной базе намечается солидная номенклатура надстроек: бетономисксеров, бетононасосов, автокранов, подъемников и т.п. В тот же день удалось сесть за руль седельного тягача для тяжелых перевозок модели Arocs 3345 LS. Правда, ездил уже без внедорожного экстрима, хотя такому грузовичку, что самосвальный кузов зацепить на седельно-сцепное устройство, что технику перевозить на полуприцепе – любое дело по плечу.

На открытой площадке организаторы оборудовали зону маневрирования для отработки стандартных упражнений – змейки, восьмерки, парковки. Для 3-осника с таким же двигателем, что и для 4-осного самосвала, задача вполне объяснимая – машина должна хорошо слушаться руля на любых площадках, в т.ч. и стесненных. Вот их и обозначили конусными фишками.

В классике вождения по восьмерке и змейке все прошло успешно, но привычно. Как и более ранние модели серии тягачей Mercedes-Benz, Arocs 3345 LS продолжил славные традиции своих сородичей, достойно вел себя в маневрировании, вписываясь в проезды между конусами по заданному перечню упражнений. Хотелось выполнить произвольную программу с более усложненными задачами и относительной свободой маневрирования и даже начал было новый проезд по параллельной полосе, но организаторы не позволили – тест-драйв строго по маршрутной карте. Пришлось возвращаться задним ходом на исходную и направляться в заданный коридор.

К слову, удалось не свалить ни один конус, – тягач и правда очень послушный в маневрировании в движении, как передним, так и задним ходом. В этом убедился на отработке условной парковки с дальним проездом задним ходом «по зеркалам». Поскольку дорожная ситуация позволяла, даже удалось поддать газку. Шуму, конечно, было больше, чем в передвижении передним ходом, но и эмоций прибавило. Эх, вот еще бы на тест-драйве заезды задним ходом на время устроить, с маневрами по кривой и даже змейкой или восьмеркой…

В нынешнее поколение грузовиков пришел улучшенный горный тормоз. Его специально доработали, придав дополнительные ресурс не только тормозным колодкам и протектору шин, но и улучшив топливную экономичность. На треке петляющей гоночной трассы удалось испробовать эту систему, вгоняя магистральный тягач Actros 1848 LS с тентовым полуприцепом в виражи, удерживая стрелку спидометра на отметке 70–75 км/ч. В ручном режиме на таком маневре пришлось бы скинуть газ и начать притормаживать, поигрывая педалью тормоза.

На нынешнем новичке достаточно было опустить правую руку чуть ниже руля и в щелчковом переключателе выбрать нужную позицию горного тормоза. Здесь их три, водитель сам выбирает нужный режим в зависимости от дорожной ситуации и рельефа местности. Это система актуальна не только на спусках в сдерживании машины от самопроизвольного набора скорости, но и на трассе. Она сама притормаживает двигателем, гася скорость до безопасной, оберегая колодки и экономя топливо. На трассе горный тормоз в самом сильной третьей позиции самостоятельно сбрасывал скорость до 35 км/ч. Как бы водитель не старался, а так филигранно согласовать работу разных систем автомобиля он не в состоянии. Это еще раз подтверждает высказанную выше мысль, что для человека за рулем близится эра светлой поры…