Технологии "«Зоопарк» беспилотных систем как следствие «лоскутной» автоматизации"



Роман МУРАШОВ

 

 Так как в настоящее время над созданием беспилотных автомобилей в России и за рубежом работают различные разрозненные научные и IT-организации, существует эффект «лоскутной автоматизации» и как результат – «зоопарк» беспилотных систем.

Основным недостатком внедрения цифровых технологий на автомобильном транспорте является отсутствие полномасштабной нормативно-правовой, методической и технической базы на национальном и международном уровне. Другими словами, в настоящее время у специалистов нет единого мнения, что конкретно нужно потребителям автомобильной техники – у потребителей и самих исполнителей такое представление только формируется.

Решение может быть в реализации дорожной карты «Автонет-2.0». НТИ Автонет 2.0 поиск перспективных проектов в области транспортных телематических и информационных систем, а также транспортных и транспортно-логистических сервисов по новым бизнес-моделям. Миссия: обеспечить лидирующие позиции национальных компаний на ключевых сегментах рынка «Автонет» в мире.  

Цели и задачи: создать эффективную экосистему для поиска, отбора и выращивания национальных компаний, включая поддержку молодых талантов, формирование привлекательной бизнес-среды, формирование и актуализация законодательства, привлечение «умных» инвестиций на рынок «Автонет» и др.

Концепция INTERNET OF TRANSPORTATION – экосистема потребителей и поставщиков услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей.

Российский рынок «Автонет» 2035 года – инновационная диверсифицированная среда, которую уже сегодня формируют: потребители; операторы, агрегаторы сервисов и контента; поставщики обеспечивающей инфраструктуры и сервисов; государственные регуляторы; транспортные средства; новые бизнес-модели.

Основные направления рынка:

  • Телематические транспортные и информационные системы:

- информационно-навигационные, системы мониторинга транспорта и другие телематические транспортные системы;

- системы сбора, обработки и анализа данных, искусственного интеллекта и кибер-безопасности;

- системы помощи водителю и комплектующие;

- беспилотные автомобили и автомобили высокой степени автоматизации.

  • Интеллектуальная городская мобильность:

- агрегация сервисов и поиск попутчиков;

- аренда;

- общественный транспорт и мультимодальные перевозки;

- транспортные сервисы с использованием беспилотных автомобилей;

- онлайн сервисы и сервисы, основанные на данных.

  • Транспортно-логистические услуги:

- грузоперевозки и экспедиторские услуги;

- комплексные логистические услуги, в том числе хранение и распределение;

- управленческая логистика, включающая оптимизацию логистических процессов.

Чтобы в будущем избежать повторения «зоопарка» информационных систем в глобальном автомобильном мире, в рамках ЕЭК ООН создана специальная рабочая группа UNECE WP 29 ITS/AD по внедрению автомобильных информационных систем и кибербезопасности. Но в этой группе есть один глобальный минус в ней нет только представителей России.

В рамках внедрения автоматизированного вождения в группе UNECE WP29 - ITS/AD создаются подгруппы для более эффективной работы по различной тематике (сертификация AD, кибербезопасность, хранение данных и т.д.). Предлагается такие подгруппы создать в кооперации членов OICA и CLEPA.

На пути к выработке стандартов в этой области предметом правового регулирования в законодательстве должны являться:

- гражданско-правовые отношения в процессе создания и использования телематических транспортных систем;

- отношения, связанные с получением, обработкой, хранением, передачей, конфиденциальностью и доступностью информации;

- отношения, связанные с процессом управления дорожным движением;

- отношения, связанные со страхованием ответственности;

- создание системы оценки соответствия автоматизированных колёсных транспортных средств и телематических транспортных систем – этому был посвящен симпозиум по сертификации беспилотников и технологий, проходивший в июне 2018 г. в Штутгарте.

Начинать необходимо с приведения в единую систему терминологии. Подключённые транспортные средства (Connected Vehicles) транспортные средства, которые обмениваются между собой (V2I Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой (V2I Vehicle-to-Infrastrucnure) информацией о ситуации на дороге. Функция «подключаемости» (Connectivity) реализуется через бортовые приложения, использующие выход в Интернет, на основе установленных протоколов для выделенных каналов связи ближнего действия (DSRC Dedicated short-range communications) категория CV.

Автоматизированное транспортное средство первого уровня с системами помощи (Level 1 Assisted). Транспортное средство частично (в продольном или поперечном направлении) управляется водителем. Водитель осуществляет полный мониторинг. Другие функции управления осуществляет система (категория А по SAE J3016).

Автоматизированное транспортное средство второго уровня с частичной автоматизацией (Level 2 Partial Automation). Транспортное средство не управляется водителем (в продольном и поперечном направлениях). Водитель осуществляет полный мониторинг и при необходимости берет управление на себя. Система полностью осуществляет управление транспортным средством в заданном алгоритме (категория РА).

Автоматизированное транспортное средство третьего уровня с условной автоматизацией (Level 3 Conditional Automation). Транспортное средство не управляется водителем (в продольном и поперечном направлениях). Водитель не всегда осуществляет мониторинг. По запросу системы водитель должен быть готов взять управление на себя (категория СА).

Автоматизированное транспортное средство четвертого уровня с высокой автоматизацией (Level 4 – High Automation). Водитель не требуется во время движения по заданному алгоритму. Система осуществляет полное управление транспортным средством, включая мониторинг окружающей обстановки, во всех ситуациях в заданном алгоритме. Распознаёт его пределы и заблаговременно просит водителя возобновить управление (категория НА).

Автоматизированное транспортное средство пятого уровня с полной автоматизацией (Level 5 Full Automation). Система осуществляет полное управление транспортным средством, включая мониторинг окружающей обстановки, во всех ситуациях в течение всей поездки. Водитель не требуется. Это – полностью автономное транспортное средство (AV Autonomous Vehicle), или «беспилотное» транспортное средство (Driverless Vehicle). Категория АV.

Движение по обозначенным направлениям уже идет. В октябре текущего года в МГТУ им. Баумана проходила дискуссия на тему, какие автотранспортные «профессии будущего» будут наиболее востребованными и высокооплачиваемыми. В мероприятии принимали участие члены рабочей группы НТИ «Автонет», представители органов власти, преподаватели инженерных институтов, студенты и разработчики.

Дискуссия осветила вопросы перспективного развития рынков «Автонет», тенденций технологического развития, новых бизнес-моделей, формирующегося спроса на специалистов в этих отраслях и востребованных направлений исследований в рамках учебной и научной работы студентов.

Умный и воспитанный человек не постесняется признаться в том, что он чего-то не знает. Вот и в нашем случае главным итогом встречи стало в первую очередь компетентное информирование представителей организаций высшего образования о текущих трендах в сфере «Автонет», организация практики для студентов инженерных ВУЗов в ведущих автомобилестроительных компаниях, сбор предложений по формированию матрицы и классификатора компетенций направления «Автонет», базовых профессиональных требований, а также разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Время не стоит на месте – упустим современные технологии сейчас, в будущем будем платить за них третьим лицам всегда.

Месяцем ранее российские лидеры рынка «Автонет» поделились инновационными планами реализации дорожной карты НТИ «Автонет».

В рамках IMAF 2018 представители инновационных компаний в области автомобилестроения обсудили потенциал России по внедрению цифровых технологий в автомобилестроении. Согласно проведенным исследованиям, Россия занимает лишь 18 место в мире по готовности к внедрению автономного транспорта. Рейтинг составлен на базе четырех показателей: политика и законодательство, технологии и инновации, инфраструктура, а также уровень принятия потребителями.

Выяснилось, что необходимое нормативное регулирование, инновации и инфраструктура требуют существенной доработки и вмешательства со стороны государства и бизнеса. Отрадно, что в России уже заложен некий фундамент есть технологические компании-разработчики, развиты картографические сервисы и автомобилестроение, запущен ряд инициатив Правительства по развитию автономного транспорта. Не стоит забывать, что совершенствование рынков «Автонет» подразумевает повышение качества всех названных критериев развития транспорта с высокой степенью автоматизации в России.

Руководитель исследовательской группы ООО «Яндекс» Вячеслав Мурашкин добавил, что автономное вождение станет революционной технологией, которая позволит людям перестать покупать автомобили, но не прекратить ими пользоваться. «Автопроизводители и дилеры освоят новый рынок услуг, которые понадобятся автовладельцам. Последует развитие сопутствующих технологий навигации, карт высокого разрешения, каршеринга, синхронизации с общественным транспортом и распознавании естественной речи», сказал он.

НТИ «Автонет» инициировала поправки в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 г. с учетом развития высокоавтоматизированного транспорта для закрепления статуса автомобиля-беспилотника и приравнивания автоматизированной системы управления к водителю.

Предложения разработаны рабочей группой по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров для реализации мероприятий Национальной технологической инициативы «Автонет».

Одним из наиболее серьезных препятствий для скорейшего внедрения новых технологий остается правовая неопределенность в отношении допуска на дороги общего пользования полностью автоматизированных транспортных средств.

Планируется приравнять функции автоматизированной системы управления автомобилем к функциям водителя, который должен при любых обстоятельствах сохранять контроль над своим транспортным средством, с тем чтобы соблюдать необходимую безопасность и оставаться всегда в состоянии осуществлять рулевые маневры, а также добавить в конвенцию новые термины, среди которых «высокоавтоматизированное транспортное средство», «среда штатной эксплуатации» автоматизированных систем вождения.

Предложения России планировалось вынести на рассмотрение Всемирного форума по безопасности дорожного движения комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН в сентябре 2018 г.