Универсальная спецтехника "Новинки осенью считают"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Агросалон-2018 не изобиловал премьерами техники сельскохозяйственного и универсального предназначения. Но тем не менее интересные инженерные решения отечественные и зарубежные производители привезли, новые машины показали…

 

Когда слова не расходятся с делом

На выставочном подиуме ритм задавал Петербургский тракторный завод. Премьер он не делал, но машины, поставленные в текущем году на конвейер, показал, технику с новыми опциями продемонстрировал. Ведущий российский производитель экспонировал не столько наработки двухгодичного периода после предыдущего Агросалона, сколько делал отчет по итогам пятилетней модернизации сельскохозяйственных тракторов «Кировец» серии К-7 с 5-го по 8-й тяговые классы. В этой программе наконец-то поставлена точка – задача выполнена.

В публикации двухлетней давности мы рассказывали о представленном на Агросалоне-2016 опытном «Кировце» серии К-4 для работы на мелкоконтурных полях. На нынешней выставке тот «Кировец» К-424 для хозяйств с пашней от 500 до 2000 га фигурировал на подиуме уже как серийный образец. Как и другие его аналоги нового поколения, он способен работать с системами гидравлического автопилота по технологии точного земледелия, его аппаратура настроена на GPS/ГЛОНАСС-мониторинг. К нынешней осени в хозяйствах страны работало более полутысячи таких машин.

Помимо «четверки», питерцы представили еще две машины - универсальный дорожный трактор «Кировец» К-708 УДМ с фронтальной и кормовой навеской погрузчика и бульдозера, а также самую мощную модификацию К-742 в комплектации «Премиум плюс» с 428-сильным дизельным мотором от компании Mercedes-Benz. Такая версия машины тоже востребована, но ставку завод все-таки делает на отечественные силовые агрегаты. Это подтверждается участием на его стенде Ярославского и Тутаевского моторных заводов. Партнеры тракторостроителей показали разработанные для «Кировцев» двигатели экологического класса Stage IIIa.

 

 

Гусеничный трактор Fendt 900 Vario MT создан не на базе колесной машины, а с нуля, что для мирового тракторостроения является премьерным решением.

 

 

Слава лишней не бывает

Комбайновый завод «Ростсельмаш», стремительно взявшийся за освоение еще и тракторной тематики, видимо, решил не мелочиться. На стенде он выставил все семейство своей тракторной техники, начиная от универсала 1000-й серии, высокомощных моделей DT и заканчивая исполинами 3000-й серии. Последние вообще на таком знаковом форуме демонстрировались впервые. Их силовой потенциал начинается с 435 л.с., есть исполнение на 485 и 535 л.с., а завершает линейку 575-сильный трактор. Техника такой размерной группы разработана не для мелких и средних хозяйств, там она вряд ли будет оправданной, а вот крупным агрофирмам с угодьями под пашню свыше 2 500 га – в самый раз.

Ростовские исполины позиционируются как отличный инструмент для энергоемких операций и, в зависимости от проводимых работ, они на 5–16% экономичнее «одноклассников» других производителей. Хорошая мощность в сочетании с широкополосным прицепным оборудованием для сева, пахоты или другой обработки почв уменьшает количество проходов на единицу площади. Спаренные шины не только уменьшают агрессивное воздействие на почву, но и повышают тягово-сцепные характеристики техники с прицепными орудиями, это особенно важно на полевых работах в период затяжных дождей.

Большой интерес посетителей вызвал недавний рекордсмен – трактор RSM 2375: в стандартной комплектации с шарнирно-сочлененной рамой и одноразмерными сдвоенными колесами – на дисковании поля бороной RSM DX-850 шириной захвата 9,7 м за световой 14-часовой рабочий день трактор обработал почти 204 га, превысив собственные показатели.

Хорошая новость для потребителей – трактор упомянутой модели станет доступнее, поскольку в рамках выставки руководители Росагролизинга и Ростсельмаша подписали ценовое соглашение о предоставлении RSM 2375 в лизинг. Напомним, Постановлением Правительства России № 1432 для покупателей тракторов завода предусмотрены скидки, в т. ч. и на эту машину.

Новинка сезона – модель RSM 2400 – тоже вызвала неподдельный интерес аграриев. Новые тракторы оснащены более мощным двигателем (433 л.с.) и производительной гидравлической системой (260 л/мин). Тысячную серию расхваливать не пришлось – модели 320 и 340, что указывает на силовой потенциал машин, уже стали классикой, пользуются авторитетом в хозяйствах средней руки и крупных агрофирмах. В этой серии тоже есть рекордсмены. Недавно 340-сильный трактор в спарке с посевным комплексом шириной захвата 10,7 м установил рекорд «Самая большая площадь, засеянная на одном топливном баке», обработав семенным материалом 58,5 га поля.

Если говорить о достижениях тракторной техники Ростсельмаша, то здесь скромничать не нужно: 535-сильный ростовский землепашец установил мировой рекорд, который занесен в Книгу Гиннеса – за сутки машина обработала 417-гектарную площадь, чего «одноклассники» других брендов до сей поры так и не осилили.

 

 

Добрый гость всегда в пору

Тракторные новинки с маркировкой зарубежных производителей на Агросалоне-2018 были представлены скромно, но результативно. Выделилась компания «АГКО Машинери», чья доля в емкости российского рынка к средине нынешней осени достигла 24%.

Официальные дилеры российского представительства AGCO Machinery «Кузница» и «АгроЦентр» представили новые гусеничные тракторы Fendt® 943 Vario MT и 1159 MT, обновленный трактор Massey Ferguson® 8737, тракторы Fendt® 1050, Valtra® T194 и флагманскую модель Massey Ferguson® 6713.

Следует выделить абсолютно новую для российского рынка модель трактора Fendt 900 Vario MT на ходовой базе с гусеничным движителем. Это – единственный гусеничный трактор, созданный с нуля. Если раньше в базовой основе для такой техники были колесники, то в Fendt 900 Vario MT ничего от колесного трактора нет. Он изначально разрабатывался именно как гусеничный трактор.

Исполин для обработки больших площадей не только сочетает в себе наследие легендарного бренда Challenger, но и пестрит инновациями и передовыми технологиями от Fendt. В его подкапотную моторную нишу поставили 9,8-литровый двигатель AGCO Power с 7-цилиндровой сердцевиной и двумя турбонагнетателями TwinTurbo. Солидный потенциал получил механизм навески категории III/IV, усилие подъема которого доходит до 86,18 кН. Вал отбора мощности здесь тоже интересный – двухрежимный (1000 и 1000E об/мин).

В инновационном силовом агрегате мощностью 431 л.с. с пониженной частотой вращения коленчатого вала использована концентрическая воздушная система собственной разработки. Максимальный крутящий момент 1921 Нм достигается уже при 1450 об/мин. Диапазон частоты вращения коленчатого вала составляет от 1000 до 1700 об/мин, а частота вращения холостого хода всего 800 об/мин.

Ожидается, что эта модель будет доступна для заказа в конце 2018 г. Впрочем, в ближайшие время начнется сбыт еще одной новинки – впервые появившегося в России и показанного на Агросалоне трактора 943 Vario MT (431 л.с.).

 

А новичок-то закордонного покроя

На выставке относительно молодой российский производитель – Брянский тракторный завод (БТЗ) – впервые показал разработанные конструкторами БТЗ колесные тракторы БТЗ-243К и БТЗ-246К. К настоящему времени 246-й колесник является упрощенной и доступной версией 243-й модели, которой открывается номенклатурная линейка брянских машин. Имея в моторной нише модернизированный двигатель ЯМЗ мощностью 180 л.с. и уменьшенную размерность колес (R24), эта машина позиционируется изготовителем не столько в качестве полевой, сколько тягачом. На транспортных работах трактор БТЗ-246К способен тащить прицеп массой 20 т, развивая крейсерскую скорость до 34 км/ч. В выставочном показе 246-й демонстрировался с мульчерным оборудованием для лесных и сельскохозяйственных операций по измельчению древесины и кустарника на корню, создания противопожарных просек в лесу, планировочной расчистки от древесно-кустарниковой растительности сельскохозяйственных земель под посевы.

А самой мощной моделью брянских тракторостроителей является колесник общего назначения БТЗ-243К. Силовой потенциал в 250 л.с. ему обеспечивает современный 6-цилиндровый двигатель ЯМЗ-53645 с рабочим объемом 6,65 л, который отличается высоким крутящим моментом на низких оборотах. Шарнирно-сочлененная компоновка, пользующаяся спросом у аграриев, улучшает не только тяговые возможности, но и повышает маневренность, позволяя эксплуатировать трактор как на сложных рельефах, так и на маленьких делянках.

Вопреки воле политиков в нынешних отношениях российских и украинских тракторостроителей как-то незаметно и ненавязчиво начали прослеживаться нотки солидарности, уважения и взаимной симпатии. Если на изготавливаемых в российском Брянске машинах прослеживается след из Харькова, то уже непосредственно в Харькове на заводе «Агро-Альянс», где занимаются капитальным ремонтом и восстановлением тракторов Т-150 и др., начали выпускать трактор Vakula 300 тягового класса 6–8 тс. Можно только приятно улыбнуться: в основу украинской машины заложена база российского трактора К-701 «Кировец», с которого взята вся ходовая и шарнирно-сочлененная рама.

Приятно удивил постоянный участник Агросалона – завод «Бежецксельмаш» (Тверская обл.), который за несколько недель до выставки отметил 75-летие со дня образования. В его номенклатурной палитре ранее фигурировали только кормозаготовительные прицепные орудия – косилки, пресс-подборщики, грабли-ворошилки. В этот раз завод привез… свои трактора. Если быть более точным, то собранные на заводе турецкие трактора – Basak, что в переводе означает «колос». Их теперь будет выпускать Бежецк.

На выставочный подиум сельмашовцы поставили 3-тонного «малыша» Basak-2060BT с мотором экологического класса Евро-3 на 58 л.с. и 4-тонную модель Basak-2080S такого же экологического стандарта, но мощностью 82 л.с. В настоящее время эти машины проходят сертификацию.

 

Это вам не поле перейти…

Именинником чувствовал себя Минский тракторный завод, который через день после завершения Агросалона-2018 отмечал 65-летие начала выпуска колесных тракторов: 14 октября 1953 г. с конвейера сошел первый МТЗ-2 «Беларусь». Его сразу же передали в колхоз «Большевик» Копыльского района, где последующие 17 лет на нем отработал механизатор Савелий Мироненко. Как рассказали автору этих строк специалисты представительства МТЗ в России, накануне 25-летия Минского тракторного завода (в 1971 г.) дирекция уговорила председателя колхоза продать изготовителю назад МТЗ-2 с заводским №1 под памятник. Руководитель коллективного хозяйства значимость момента понимал, но выгоды не упустил – предложил обменять. И обязательно без доплаты. Сделка состоялась.

16 апреля 1971 г. колхозный механизатор проложил на своем МТЗ-2 последнюю борозду в поле, сделал круг почета вокруг собравшихся гостей, попрощался с машиной и передал ее представителю завода для дальнейшей реставрации и установки в качестве памятника на постамент у заводской проходной. Там же в поле завод передал колхозу новенький МТЗ-50, символические ключи от которого торжественно вручили тому же Савелию Мироненко. А первенец тракторостроения и поныне украшает сквер «70 лет МТЗ». Это не только достопримечательность завода, но и место торжеств – там вручают награды лучшим тракторостроителям, проводится протокольная съемка иностранных делегаций, посещающих предприятие, проходят иные мероприятия.

Открывал показ Belarus-3522 с мотором Cummins мощностью 359 л.с., с ходоуменшителем и 4-секционным гидрораспределителем. Интерес вызвал экспериментальный Belarus-1221.2 с китайским мотором, работающем на сжиженном газе. Трактор пока находится в стадии испытаний, но перспектива у него хорошая. Belarus-82.1 олицетворял классику, но уже имел пластиковую облицовку кузова.

Новым дизайном выделялся трактор Бобруйского завода Belarus-622.5 для работы на небольших делянках, в теплицах, закрытых помещениях. Главное достоинство – малые габариты. Он изготовлен пока в единственном экземпляре, в его моторной нише установлен японский двигатель Yanmar Stage IIIb.

В эксклюзивной художественной золотисто-желтой и красно-черной раскраске под хохлому появился Belarus-1221.3, который величаво смотрелся в паре с трактором Belarus-1523В, известном как «вышиванка». Интерес также вызвал Belarus-3525 на итальянских гусеничных тележках Poluzzi ctr с двигателем Caterpillar. Привлекательность 4-гусеничного исполнения в том, при переходе с пневмошинного хода на гусеничный, сами гусеницы монтируются на ступицы колес, а для всего механизма тележек не требуются какие-либо адаптеры, вставки или переходники

Был у МТЗ и восьмой по счету выставочный экспонат, но не в павильоне: один из самых мощных тракторов завода Belarus-4522 с системой точного земледелия и автовождением работал на тест-драйве перед выставочным центром. К машине стояла очередь из желающих попробовать технику «на зуб»  – хорошее видится издалека…