Внедорожная спецтехника "Вне дорог – по направлениям"


 

Валентин Ожго

Фото Романа Мурашова

и производителей

 

Вне дорог – по направлениям

Даже при наличии нескольких десятков финансовых программ поддержки дорожного строительства, необходимое количество шикарных автомагистралей появится не скоро. И здесь стоит ждать помощи не столько от дорожников, сколько… внедорожников.

 

Ставка на собственные ресурсы

Приоритет российского машиностроения отдан внедорожным едущим и плавающим машинам с ходовой базой на гусеничном движителе. Серийный выпуск такой коммерческой спецтехники ведут несколько крупных производителей, чьи взоры устремлены на солидных заказчиков – нефтяные, газовые, энергетические компании.

В группе легких и среднеразмерных колесных машин двух-, трех- и четырехосного исполнения на широкопрофильных шинах низкого давления для фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, егерских служб охотничьих угодий и заповедников, «рулят» небольшие заводы и даже мини-заводики. У таких производителей на выходе продукт получается не хуже разработок именитых КБ. Взять хотя бы коммерческую технику Константина Павлова – предпринимателя из Железногорска (Красноярский край), чьи вездеходы с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 выполнены на ходовой базе легендарной «шишиги» ГАЗ-66 и уже полюбившейся нашим транспортникам модели ГАЗ-3308.

Авторские машины Павлова серии П8WD могут иметь визуальные черты кабин самых разных автомобильных брендов, начиная от узнаваемого автобуса ПАЗ и заканчивая грузовыми иномарками.

Например, внедорожный полноприводный четырехосный снегоболотоход ПАЗ П8WD «Геолком-ПМ» с фронтальной и кормовой лебедками для передвижения по сложной пересеченной местности (с преодолением крутых затяжных подъемов, водных преград, заболоченных участков, снежного покрова) относится к семейству среднеразмерных грузовиков полной массой до 10 т. Стандартную раму «шишиги» пришлось удлинить и усилить.

Шестиместная кабина (5+1) повторяет переднюю часть салона автобуса ПАЗ. Если лобовое стекло и фронтальные черты маски узнаваемы по родству с пассажирским автобусом, то боковые оконные проемы выполнены иначе.

Разработчик видимо ценит безотходное производство: если передняя часть ПАЗ 3205 используется в модели «Геолком-ПМ», то задней половине автобуса тоже нашлось применение. Правда, уже в машине П8WD-1700 «Таймыр».

Используя колесную формулу 8х8 с двумя передними поворотными парами колес, разработчик поставил для надежности три раздаточные коробки и семь карданных валов. Оси здесь с рессорной подвеской и самоблокирующимися дифференциалами от ГАЗ-66. В моторной нише стоит дизель Isuzu (мощностью до 260 л.с.) с валом отбора мощности для подключения внешних потребителей.

 

Вездеход на букву «Ш»

В России растет число «шипящих» вездеходов: на рынок поступают «Шерп», «Шаман» и «Шатун». Но равных «Шаману» компании «Авторос» к настоящему времени нет – 4-осные вездеходы (8х8) возглавляют линейку техники внедорожного исполнения на шинах низкого давления.

Машина с июля текущего года при поддержке Минпромторга РФ вошла в программу субсидирования льготного лизинга, что позволяет потребителю при покупке сэкономить от 10 до 15% ее стоимости. К осени компания выпустила уже больше трех десятков вездеходов. Производительность стапеля пока маленькая, но уже стабильная – одна машина в месяц. Такая техника уже успешно эксплуатируется в Китае, Казахстане, на Аравийском полуострове и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

Гендиректор компании «Авторос» Владимир Волхонский:

«Мы можем гордиться тем, что эта машина произведена в России. Она создана с нуля, прошла путь от стадии разработки до серийного продукта. И аналогов ей сегодня в России нет».

 

Потребителя привлекает не столько скорость передвижения (70 км/ч), сколько возможность легко преодолевать пески, снежные заносы, сложности горного рельефа и мягких почв, передвигаться по водоемам (7 км/ч). Для усиления ходовых характеристик по воде разработчик разместил на кормовом свесе быстросъемный гидравлический гребной винт, который после выхода из воды легко демонтируется, укладывается на хранение в багажный отсек. К слову, ход по воде возможен и за счет вращающихся колес.

В качестве силового агрегата компания «Авторос» использует дизельный двигатель Iveco F1C, 3.0 TD мощностью 146 л.с. и максимальным крутящим моментом 350 Нм. Для 5-тонной машины (снаряженная масса 4 800 кг) этой мощности достаточно, что на суше, что по грунтам с низкой несущей способностью, что на воде. Мотор считается экономичным, но поскольку это не «паркетник» для автобана, а вездеход (амфибия) для бездорожья и передвижения по воде и болотам с зыбким покровом, готовьтесь к расходу 25 л топлива на каждые 100 км пути. За счет вместительного топливного бака (260 л) «Шаман» без дозаправки может пройти 1000 км.

 

Шестилапые выходят на пик спроса

Работающий в нише многоосных вездеходов на шинах низкого давления «ТРЭКОЛ» к настоящему времени имеет уже две модели трехосников – пассажирский восьмиместный «Трэкол-39294» и грузопассажирский «Трэкол-39295» с четырехместной двурядной кабиной и стеклопластиковым кузовом. Это – самый массовый модельный ряд, востребованный как компаниями энергетического комплекса, так и бюджетными структурами. Счет находящихся в эксплуатации машин идет уже на тысячи. Парк только амфибий «Трэкол-39294», выпуск которых начался в 2005 г., вот-вот должен превысить 2 тыс. ед.

Вездеход имеет две версии силового оснащения: заволжский инжекторный мотор (бензин АИ-92) модели ЗМЗ-40905.10 мощностью 128 л.с. и крутящим моментом 210 Нм и дизельный Hyundai D4BF мощностью 61 л.с. и крутящим моментом 196 Нм. Трехдверный стеклопластиковый кузов с утепленным салоном вмещает восемь человек.

Особо почитаема эта модель на Севере. Если где-то существуют «дороги жизни», то в северных широтах капотный «Трэкол-39294» и его модификации справедливо можно назвать «автомобилями жизни». И это не обязательно машины скорой помощи.

В октябре такой автомобиль Магаданского филиала МЧС России пробился по снежной целине и ледяным торосам на дальнюю гидрометеоролгическую станцию у озера Джека Лондона для срочной эвакуации персонала. На дорогу ушел весь день. Спасатели ночевали в салоне, отапливаемом двумя печками, они сняли с острова метеоролога, откопали из-под снега продовольствие, запустили дизельную электростанцию, провели обслуживание снегохода «Буран» и, оставив на станции новую дежурную смену, отправились в обратный путь.

На Ямале в ходе недавней избирательной кампании вездеходы «Трэкол-39294» обслуживали избирательные участки, осуществляя подвоз голосующих из пригорода в Салехард и обратно, а также работая с членами комиссии на выезде в поселке Пельвож. К слову, в нынешнем году там же на Ямале появился почтовый «Трэкол»: добрая половина отделений почтовой связи расположена в труднодоступных территориях и новый 3-осный вездеход ускорил доставку почты и товаров для жителей этой глубинки.

 

Авторитет не падает

К семейству многоосников на шинах низкого давления относятся машины компании «ТехноИмпульс», ранее они назывались «Петрович». Тираж машин такой маркировки составил 196 ед. Теперь вездеходы идут на рынок под именем «Кречет».

Роскосмос полюбил эти машины и с 2012 г. использует «Петровичей» в составе спасательного отряда по обнаружению и эвакуации экипажей спускаемых космических аппаратов. Конкурентами специальных плавающих пассажирских (ЗИЛ-49061) и грузовых (ЗиЛ-4906) машин из легендарного челябинского комплекса «Синяя птица» для поисково-спасательных операций космонавтов – они не являются, но хорошим дополнением к стареньким, но все еще надежным, амфибиям стали.

К настоящему времени у производителя имеется 3-осный 100-сильный пассажирский вездеход «Кречет Z 310-91» с грузоподъемность 1325 кг и 11-местным салоном и грузовой «Кречет Z 320-91» с 3-местной кабиной и бортовой тентовой платформой. В ходовой схеме 6х6 автомобиль имеет полный привод только на две оси с возможностью включения третьего ведущего моста исходя из дорожной, вернее внедорожной, ситуации. Шины низкого давления – резина max-trim размерностью 1300х700-21 компании «Авторос», используемая на «Шаманах».

«Кречет Z 320-91» получил 100-сильный турбодизель Hyundai D4BH, доступ к которому открыт из салона. Это удобно, поскольку в метель, дождь или на плаву по воде выходить наружу для устранения неисправности в моторе не очень удобно. Есть еще одно значимое отличие – он принимает на борт 11 человек.