Автокомпоненты "Электроось – это…"


 

 

 

 

Александр РОЖКОВ

До сих пор полуприцеп был полностью зависимым от тягача. Без него – обычная тележка на колесах. И только после сцепления с тягачом полуприцеп приводится в рабочее состояние – получает движительную силу, электроэнергию для запитывания электронных систем и фонарей, управление тормозами. Но сегодня компания Bosch намерена изменить эту ситуацию и автономизировать прицепы.

Немецкий производитель уже несколько лет развивает новейшее направление под названием e-axle (электрифицированная ось). В идеале – это совмещенные в одном агрегате электродвигатель, силовая электроника и трансмиссия. Для его установки на автомобиль или прицеп не требуются долгосрочные испытания, достаточно провести монтаж нескольких универсальных узлов и настроить работу определенных параметров.

Свою недавнюю разработку – усовершенствованную электрифицированную ось полуприцепа, производитель автокомпонентов показал на выставке коммерческих автомобилей IAA в сентябре этого года. Bosch предлагает эту технологию как для новых прицепов, так и для модернизации прицепов, находящихся в эксплуатации.

Ось – неотъемлемая часть конструкции полуприцепа и условно представляет из себя стержень, на котором крепится колесо. Обычно ось – это труба круглого или прямоугольного сечения, основные компоненты осевого узла – это ступицы, ступичные подшипники, тормоза, валы, пневмоподушки и др. Внедряя электродвигатели в ось прицепа, Bosch считает, что сможет тем самым обеспечить значительные преимущества для логистической отрасли.

Как и в легковых автомобилях, электрифицированная ось может быть использована для рекуперации энергии от торможения, которая в противном случае была бы потеряна. Мотор может также функционировать как генератор, преобразующий кинетическую энергию от замедляющегося прицепа и заряжать аккумулятор для ее последующего использования. Bosch полагает, что такая система может быть особенно эффективна для грузовиков с рефрижераторами, которые смогут использовать получаемую энергию для питания холодильных установок. Это поможет сэкономить до 10 тыс. евро (почти 12 тыс. долларов США) в год. Если холодильный агрегат работает на энергии, вырабатываемой таким образом, возможно сэкономить до 9 тыс. литров дизельного топлива. Функция электрического запуска и ускорения прицепа также способствует дополнительной топливной эффективности тягача, и за счет этого снижаются выбросы CO2.

 

 

Еще одно преимущество, особенно для городских продовольственных магазинов заключается в том, что электрические холодильные установки производят значительно меньше шума, чем дизельные. Таким образом, доставки товаров могут производиться рано утром или поздно вечером без беспокойства жителей. Производитель рефрижераторных трейлеров Carrier Transicold скоро начнет производство новых фургонов по этой технологии и рассчитывает на повышенный спрос на свою новую продукцию у потребителей. Только в Европе ежегодно регистрируется примерно четверть миллиона прицепов общей массой более 10 т и каждый пятый из них оснащен холодильной установкой.

На эту разработку возлагаются большие надежды сторонников грядущей автономии. Существующие сейчас трейлеры приводятся в движение тягачами, но если установить электрические двигатели на их ось, то ситуация в корне изменится. В этом случае они сами смогли бы проехать последние несколько десятков метров пути к воротам склада и припарковаться. Но, конечно же, при помощи соответствующей технической инфраструктуры – датчиков на самом трейлере и в погрузочно/разгрузочной зоне. Учитывая, насколько трудно быстро и точно подать большой полуприцеп к воротам, вряд ли водители грузовиков будут возражать против такой перспективы.

Следует подчеркнуть, что Bosch уже давно занимается идеей автоматической парковки полуприцепов. По мнению разработчиков, такая автономия открывает огромные возможности развития рынка и несет грандиозные преимущества экологии и логистическому сектору. Достаточно будет оставлять трейлер в определенной зоне, а дальше он сам на электротяге доедет до ворот склада и припаркуется к воротам. Присоединяться к тягачу после завершения погрузочных операций трейлер также будет в полуавтоматическом режиме на энергии от собственных батарей.

Кроме того, электрическая ось является важным шагом на пути к автоматизированной парковке прицепов на стоянках логистических компаний. Добавление моторов к оси означает, что прицеп может маневрировать по парковочной территории без тягача.

 

 

 

Система e-exle способна обеспечить дистанционное управление прицепами на закрытых территориях, например, в гаражах грузовых компаний или в портах. До сих пор эту задачу приходилось решать самим дальнобойщикам, либо за них это делала специальная прицепно-маневровая установка. Теперь же электрический двигатель превращает полуприцеп в отчасти независимую мобильную единицу, которая самостоятельно перемещается на короткие расстояния.

Большой плюс еще и в том, что это не оторванная от жизни технология, которая потребует от транспортных компаний дополнительных существенных капиталовложений на новые парки электрифицированных прицепов. Наряду с тем, что скоро можно будет купить уже полностью электрифицированные прицепы, Bosch также хочет продавать блоки для самостоятельной электрификации, которые будут монтироваться на обычные прицепы, уже использующиеся в автопарках.

В электрифицированной системе Bosch используются электродвигатели, разработанные для легковых автомобилей, так как их работа в прицепе требуется только для определенных вспомогательных задач, возможно, лишь несколько раз в час.

Электросистема Bosch может быть установлена на центральной или задней оси прицепа. В новые комбинированные конструкции прицепов-тягачей можно будет сразу установить электрическую ось с двумя электромоторами. Пока компания не представила сметы на модификацию, но заявила, что владельцы окупят расходы в течение двух лет. Основным фактором ценообразования будет емкость аккумуляторной батареи. По заявлению компании, система электросей может обеспечить экономию до 4% топлива только от электрической помощи в запуске, ускорении и подъемах в гору.

Почему Bosh предпочитает устанавливать на ось два электромотора? Два электродвигателя в системе рекуперируют большее количество энергии и дают более высокую отдачу при сравнительно низкой стоимости. К тому же, прицеп с двумя моторами обладает лучшей маневренностью при автономной парковке к воротам склада. Наличие мотора с каждой стороны оси значительно уменьшает радиус поворота прицепа.

В случае, если потребитель желает сэкономить средства, возможно установка и одного мотора, разъяснил разработчик.