Автокомпоненты "Переключаемся с механики на автомат?"


 

 

Александр РОЖКОВ

 

Производители грузовиков стали больше уделять внимания автоматизации процесса переключения передач. В городских условиях это улучшает условия труда водителей и положительно сказывается на безопасности движения, повышает эффективность перевозок, поскольку позволяет оптимизировать взаимодействие двигателя и трансмиссии.

 

Брайан Берг управляет тягачом с механической 13-ступенчатой коробкой передач уже 30 лет. Он настолько привык к тому, что его рука «владеет» мощью машины, что даже и слышать не хочет о том, чтобы перейти работать на грузовик с АКПП. «Я просто думаю, что это было бы для меня, по меньшей мере, странно, – сказал Берг, который живет неподалеку от г. Фарго, шт. Миннесота. – Большинство водителей, которых я знаю, говорят, что автомат нужен тем людям, которые не знают, как правильно водить грузовик».

Но времена меняются, классическая механическая коробка все-таки исчезает из кабин грузовиков, и главной причиной тому являются объективные экономические факторы. На ее место ставится примерно такая же механическая коробка передач, но только с компьютером, который автоматизирует процесс переключения передач. Эта компьютерно-механическая коробка значительно отличается от АКПП, распространенной в легковых автомобилях и легких грузовиках. Правда, дальнобойщики часто используют слово «автоматическая» для описания всех новых систем различных трансмиссий, которые оказывают на управление тот же эффект – освобождение водителя от ручного переключения рычага КПП.

 

 

 

Сегодня подавляющее большинство грузовиков оснащено трансмиссиями, которые эффективны для обучения новых кадров, т.к. автопарки стремятся снизить затраты и пытаются привлечь для работы больше водителей.

«В течение трех-пяти лет практически все будет происходить автоматически, – говорит президент компании Heavy Metal Truck Training в г. Игане, шт. Миннесота, обучающей новичков водительскому мастерству, Гэри Прессли. – Региональные и местные автотранспортные компании, которые используют старые грузовики, могут и дальше пользоваться ручными коробками, но дни, когда водитель вручную переключается между десятками ступеней, подходят к концу. В конце концов, это уже опасно, учитывая современные траффик и объемы перевозок».

Американские грузовые компании столкнулись с затяжным общенациональным дефицитом водителей грузовиков, и переход на автоматизированные коробки ускоряется благодаря легкости обучения их использования для новых кадров водителей. Большинство новичков-дальнобойщиков в США даже и не знают, что такое механическая коробка.

«Возможность быстро заполучить водителя и почти сразу усадить его в грузовик, чтобы он как можно быстрее приступил к работе, становится приоритетом для многих компаний», – сказал менеджер по маркетингу компании Peterbilt, которая в настоящее время производит почти 90% своих грузовиков с автоматической коробкой передач. Компьютеры, управляющие автоматизированными трансмиссиями, более утонченно могут защитить низкую передачу, уменьшить крутящий момент двигателя на высокой передаче, способствуют экономии топлива. Если опытные водители все же могут благодаря своему профессиональному опыту и навыкам извлечь из механической коробки примерно такую же эффективность, как и компьютер, то новички сделать этого не смогут – потребуется слишком много времени для приобретения таких навыков вождения, а время, как известно, при современной конкуренции во всех сферах деятельности – крайне ценно.

Ранние версии автоматических коробок передач раздражали водителей. Компьютер переключал передачи слишком поздно или слишком рано, и опытные водители не хотели быть пассажирами в грузовике, управляемым начинающей программой. Теперь же новые трансмиссии более продуманны,  компьютеры стали более точными, оценивая крутящий момент двигателя, скорость автомобиля и угол наклона автомобиля перед переключением передач.

Все чаще сторонники «механики» интересуются «автоматами» – около 85% тягачей Freightliner теперь имеют автоматизированные коробки передач, по сравнению, примерно, с 10 % четыре года назад. Дальнобойщики в Европе перешли на автоматические коробки раньше, чем в Соединенных Штатах. Volvo, один из немногих крупных производителей грузовиков в Северной Америке, представил свою трансмиссию I-shift в Европе в 2002 г., и к настоящему моменту около 75% европейских грузовиков оснащены автоматическими коробками передач.

«Главная цель для инструкторов по вождению в Соединенных Штатах – повышенная безопасность, – говорит владелец школы вождения грузовиков в Южном Сент-Поле, шт. Миннесота, Билл Коллинз. – Большинство моих студентов хотят водить на механике, а я пытаюсь отговорить их от этого, и самая главная причина – безопасность». Водителям сейчас нужно меньше беспокоиться о том, когда и как переключать передачи. Но у небольших компаний все еще есть ручные коробки передач, потому что они не меняют грузовики так часто, как большие компании-перевозчики, потому иногда приходится учить студентов управлять по старинке.

Далеко не все американские водители убеждены, что автоматика лучше. Крис Тернвелл из г. Колумбуса, шт. Огайо, говорит, что он не против переключения передач рукой, что это помогает ему сохранять бдительность и быть в постоянно в физическом тонусе. «С автоматикой вы часто расслабляетесь, – сказал К. Тернвелл. – А когда расслабишься, можешь и вздремнуть. На дороге…».

Для предотвращения засыпания за рулем автопроизводители придумывают разные системы наблюдения за поведением водителя.  Например, Даймлер в своих грузовиках устанавливает функцию Attention Assist (удержание внимания водителя), что способствует дальнейшему прогрессу безопасного вождения. Основываясь на действиях человека за рулем, ассистент внимания может распознать физическое состояние водителя. Если водитель утомлен и проявляет в соответствии с анализом системы невнимательность, система может активировать визуальное и акустическое напоминание о необходимости отдыха.

 

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ АКПП В США

В США автоматы лидируют во всех секторах транспорта. И на это имеются веские причины, а именно:

  1. Обширная география поездок. Территория Штатов велика, траффик насыщен, часты пробки, и поэтому большинству водителей использование механической коробки кажется слишком утомительным.
  2. Психологический аспект. Психология у американцев специфическая, все они хотят ездить только на более престижных и дорогих машинах, а, как известно, автомат всегда дороже, как в легковой, так и в грузовой версиях.
  3. Стоимость и сложность обучения новых кадров. Эффективное использование РКПП требует немалого опыта, а значит и времени на его приобретение. Обучение на автомате обходится гораздо дешевле и времени занимает намного меньше.
  4. Экономика. Основной причиной, из-за которой в США отдают предпочтение грузовикам с АКПП, является стоимость топлива. Благодаря правительственным субсидиям цены на топливо в Америке всегда были значительно ниже, чем во многих странах, и о топливной эффективности долгое время особо никто не задумывался, в приоритете всегда была мощность. Но в последние годы ситуация изменилась, и цены на топливо резко поползли вверх. Современные автоматические коробки действительно очень эффективно экономят топливо, настраиваясь под все дорожные условия и обстоятельства грузоперевозок.