Автокомпоненты "Укращение воздушных потоков"


 

 

 

По утверждению экспертов, около 50 процентов топлива при грузоперевозках расходуется на преодоление сопротивления встречных воздушных потоков, воздействующих на автопоезд при движении.

Только одно аэродинамическое устройство – бортовая трейлерная юбка – способно сохранить 7 процентов топлива перевозчика. «Из таких, казалось бы, небольших вещей как аэродинамические устройства в конечном итоге складывается большая экономия, а значит и повышается конкурентоспособность, – высказал свое мнение владелец автопарка из Далласа (США), Марк Кранбарг. – Эти самые трейлерные юбки помогают мне экономить топливо, и, кроме того, при перекрестном ветре они улучшают устойчивость и стабильность движения трейлера. А во время дождя и снега боковая юбка значительно улучшает видимость вдоль боковых сторон трейлера».

Но если аэродинамике седельных тягачей автопроизводители уделяют должное внимание, то большинство производителей полуприцепов эти вопросы отдали на откуп эксплуатантов тяжелого автотранспорта.

 

 

 

 

По этой причине на рынке аэродинамики для трейлеров ведущую роль играют небольшие компании, часто совмещающие в себе несколько функциональных сегментов – от техобслуживания до изготовления аэродинамических устройств и элементов.

Боковые юбки полуприцепов и различные типы воздушных дефлекторов, предназначенные для повышения аэродинамической эффективности, позволяют результативно экономить топливо только при условии соблюдения двух простых, но важных правил: постоянное наблюдение за их техническим состоянием для выявления повреждений и поддержка надлежащих эксплуатационных кондиций путем своевременно проведенного квалифицированного ремонта. С точки зрения законов физики, даже незначительная деформация аэродинамического устройства ведет к увеличению сопротивления воздушным потокам, что делает совершенно бессмысленным их применение, заявляют эксперты.

«Мы уделяем большое внимание обследованию всех видов прицепов и полуприцепов (трейлеров), – говорит Тим Типпс, вице-президент по техническому обслуживанию компании Big G Express из г. Шелбивилл (шт. Теннесси, США). – Очень важно при установке боковой юбки соблюдать ее прямое положение, не допуская появления и фиксации волновых изгибов. Главное, чтобы не было провисаний при монтаже, иначе, от различных физических воздействий материал юбки будет деформироваться».

Ричард Сенатро, президент компании Strehl (производит бортовые нижние юбки TrailerBlade для полуприцепов), сказал, что боковые юбки оптимально перенаправляют ветер вокруг корпуса, уменьшая тем самым сопротивление воздуха, и с высокой эффективностью предотвращают попадание наиболее мощных аэропотоков в нижнюю часть полуприцепа. Он обозначил главную задачу при обслуживания этих устройств: «Обязательно надо стремиться сохранить первоначальную форму и профиль «аэроустройств», потому что их смысл заключается в экономии топлива. Производители сертифицируют свои устройства, используя точные конфигурации и математические расчеты, и если боковая юбка изогнута или каким-либо образом повреждена, ваши деньги просто улетят на воздух».

Английский производитель Don-Bur Ltd. (производство кузовных деталей для автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов) более 10 лет занимается аэродинамическим дизайном и выпускает трейлеры с изогнутым сечением по всей длине крыши. Такой трейлер имеет выпуклую переднюю стенку, округленные углы кромок и юбки-отражатели, закрепленные на элементах шасси. Это оптимизирует направление воздушных потоков, обдувающих поверхности полуприцепа так, чтобы сопротивление воздуха, действующего на автопоезд, значительно уменьшалось. Конструкция аэродинамических полуприцепов Don-Bur способна дать автоперевозчику до 10 процентов экономии топлива по сравнению с обычным полуприцепом. Дополнительно для уменьшения сопротивления воздуха в проблемном промежутке между кабиной и полуприцепом автопоезда на переднюю стенку фуры монтируются носовые купола и отражатели различных конфигураций. Их главное предназначение – не пропускать воздушные потоки в это пространство. Так как точно определить экономическую эффективность исключительно этого узла очень сложно, то обычно изготовители указывают сокращение расхода топлива на 5,5–6,5 процентов с учетом установки боковых юбок.

Поскольку аэродинамический обвес приносит эффект только при исправном состоянии его элементов, основным шагом в ремонтном цехе является плановая рутинная проверка, отметил Джеймс Сваасанд, вице-президент по развитию и эксплуатации компании Penske Truck Leasing. «Настоящий специалист во время осмотра перед поездкой обеспечивает наилучшую возможность для максимальной производительности и безопасности, – сказал он. – Любой из компонентов должен регулярно проверяться на износ и наличие повреждений, чтобы поддерживать их работоспособность. Обшивка каждого элемента должна быть проверена на наличие деформаций, изгибов или отрывов от монтажных стоек».

Чтобы детали аэродинамических обвесов были способны выдерживать столкновения с различными предметами, летящими с дороги, некоторые их модификации имеют особую усиленную конструкцию или изготавливаются из стойких к физическим воздействиям материалов. Например, при производстве нижней части боковых юбок Strehl применяется усиленная износостойкая резина, которая практически исключает повреждения от любых ударных воздействий в нижней части полуприцепа. «Для защиты от боковых ударных воздействий используются стальные панели и подпружиненные стойки. Панель достаточно гибкая, чтобы противодействовать умеренным ударам, а более жесткие удары принимают на себя пружины.

Профилактика повреждений бортовых юбок и других аэроэлементов начинается с грамотных действий водителя, которые должны научиться избегать повреждений прицепов и установленных на них аэродинамических устройств, считают эксперты отрасли. Следует внимательно следить за различными предметами на дороге, которые могут стать источниками повреждений».

Президент фирмы-производителя боковых юбок Strehl, сообщил, что его компания отмечает самый высокий риск повреждений при движении грузовика задним ходом. Самое большое количество повреждений обычно происходит, когда водитель сдает назад или делает жесткий поворот.

Тим Типпс, вице-президент по техническому обслуживанию Big G Express, отмечает, что обнаружил еще один положительный аспект после того, как установил в своем автопарке боковые юбки: «Мысль о том, что на полуприцеп установлена дополнительная деталь, которая может быть повреждена, или при ее участии может быть нанесен ущерб окружающим людям, придает водителям больше ответственности и сосредоточенности. Таким образом, они стараются быть более осторожными, что работает на рачительность и в то же время на безопасность находящихся рядом с фурой людей».

Сегодня уже не нужно доказывать, что различные аэродинамические системы являются не очередным веянием моды на внешний дизайн в автомобильной отрасли. Практика их эксплуатации убедительно показала, что эти устройства продлевают сроки эксплуатации прицепов, способствуют экономии топлива и способствуют безопасности людей. Однако наряду с этим приходится признать тот факт, что в нашей стране вышеописанные аэродинамические устройства и элементы пока не получили широкого распространения, как того заслуживают соразмерно со степенью их пользы.