Подвижной состав "Безопасность или опасность автобусных перевозок?"



Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

Сообщения о крупных ДТП с участием пассажирского транспорта и постоянно растущем числе жертв, к сожалению, продолжают разрывать ленты постпраздничных новостей.

 

Вот, что называется из последних случаев, когда готовился материал: 3 февраля около 9 часов утра в Калужской области соскочил со скользкой дороги и перевернулся на крышу автобус со смоленскими детьми и сопровождающими взрослыми, семь погибших, включая четырех детей, десятки пострадавших. 8 февраля в Кемеровской области около 8.30 утра по местному времени в разрез сорвался автобус с шахтерами, шесть погибших, 16 пострадавших…

По официальным данным за неполный 2018 г. число ДТП с участием автобусов выросло на 1 %  – почти 9 тыс. происшествий, в них погибли более 600 человек, ранены – более 13 тыс. человек. Наше общество несет потери, масштабы которых сопоставимы только с фронтовыми во время войны. В личном аспекте боль утраты не способны заглушить никакие страховые выплаты. Как правило, ДТП с наиболее тяжкими последствиями случаются на межрегиональных и междугородних маршрутах, на скоростных участках дорог.

Внешне, чего только не делает современная индустрия пассажирских автоперевозок: проблемы подготовки и повышения квалификации водителей автобусов решает, за соблюдением режима труда и отдыха следит, медицинский контроль здоровья водителей осуществляет, инструкции и правила обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей разрабатывает, а цепочка страшных катастроф не прерывается. Проблема многогранная, ее решение лежит не в одной плоскости и, конечно, зависит не только от одних перевозчиков.

Осенью 2018 г. Госавтоинспекция МВД России инициировала масштабную проверку и ряд профилактических мероприятий для устранения правонарушений владельцами и водителями автобусов по всей стране, организован скрытый контроль для выявления и пресечения нарушений ПДД. Параллельно прорабатывается вопрос об ограничении максимально разрешенной скорости для пассажирских автобусов – готовится проект изменений в организации дорожного движения посредством установки совместно с дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (110 и 130 км/ч) дополнительных табличек 8.4.3 «Вид транспортных средств» (легковой автомобиль).

 

 

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Одновременно Госавтоинспекция рекомендует пассажирам самим более ответственно подходить к выбору автоперевозчика. В современной практике потенциального пассажира не должно удивлять, что необходимо обращать внимание на внешний вид транспортного средства, на наличие/исправность ремней безопасности, которыми, кстати, не лишне воспользоваться во время поездки, нужно обратить внимание на поведение водителя, наличие у него сменщика.

На междугородних перевозках на многих интенсивных маршрутах работают несколько перевозчиков. Необходимо понимать, что легальные регулярные маршруты отправляются от автовокзалов и автостанций, нелегальные автобусы отправляются откуда угодно и на них часто написано «заказной». Вероятность нарушений на таких маршрутах выше, мера ответственности перевозчика ниже. Как показывает практика, в таких поездках пассажир чаще всего отвечает сам за себя, принимая на себя все риски в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Поэтому, если на взгляд пассажира, что-то не соответствует заявленным нормам, необходимо немедленно жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть указаны на кабине или возле водителя.

Немало значит и форма продажи билета – если в качестве проездного документа пассажиру выдается кассовый чек или билет, как документ строгой отчетности, то это показатель, что перевозчику можно доверять. Если при оплате проезда пассажиру не выдают проездной документ, то это повод насторожиться.

 

 

 

 

Об ответственных перевозчиках

Более 4 тыс. пассажирских машин автоперевозчика «Мострансавто» недавно примерили на задние борта ярко-желтые наклейки: «Уступите дорогу автобусу». Эти стикеры призваны напоминать участникам дорожного движения, что необходимо уступать дорогу автобусам, начинающим движение от остановочных пунктов. Речь не только о соблюдении ПДД, одновременно это призыв к взаимоуважению, поскольку безопасность на дорогах невозможна без повышения культуры участников дорожного движения. С водителями также регулярно проводятся инструктажи о соблюдении скоростного режима и других правил дорожного движения. Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций.

«Высокие требования предъявляются к работе водителей автобусов. Меры, принимаемые на предприятии, позволили в 2018 г. сократить число ДТП с пострадавшими (с участием автобусов «Мострансавто») на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., – сказал на одном из рабочих совещаний генеральный директор предприятия Владислав Мурашов. – О нарушениях со стороны водителей автобусов, в частности, «неаккуратном» вождении, остановке в неположенном месте, разговоре по телефону или иных можно сообщить по электронной почте. По каждому заявлению проводится проверка, к водителям-нарушителям применяются строгие меры: от замечаний, выговоров, лишения премий, вплоть до увольнения».

 

Когда в автобусе дети

В процессе деятельности любого образовательного учреждения периодически или регулярно возникает необходимость перевозить группы детей: подвоз к школе, пригородные, междугородние поездки на культурные мероприятия или соревнования. Поэтому ежегодно по программе Госавтодорнадзора в начале учебного года по всей стране проводится профилактическая проверка «Школьник», направленная на обеспечение безопасности перевозок детей автобусами. Такие проверки выявляют немало просчетов в деятельности пассажирских автоперевозчиков:  несоблюдение периодичности технического обслуживания подвижного состава; использование на должностях руководителей и специалистов, отвечающих за безопасность дорожного движения лиц, не прошедших аттестацию;  отсутствие актов обследования дорожных условий;  отсутствие предрейсового медосмотра водителей;  непроведение технических осмотров автобусов непосредственно перед выездом;  несоблюдение режима труда и отдыха водителей.

Безопасность перевозки детей должна быть обеспечена во всех случаях – будь то штатный школьный автобус или по договору фрахтования.

Остается действующей введенная несколько лет назад норма, согласно которой перевозка учащихся разрешается только по письменному приказу руководителя образовательного учреждения с предварительным согласованием маршрута в ГИБДД. Еще одно крайне важное обстоятельство, которым часто пренебрегают – скорость движения автобуса при перевозке детей не должна превышать 60 км/ч. Так же не разрешается перевозить детей в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости.

Согласно действующим нормам, автобусы обязательно должны быть оснащены системой спутниковой навигации, обеспечивающей голосовую связь с водителем автобуса, круглосуточный контроль за местонахождением автобуса, в режиме реального времени определение скорости движения транспортного средства, отклонение его от маршрута и графика движения.

Но несмотря на наши благие намерения – повысить детскую безопасность на автотранспорте – страшные аварии с участием автобусов следуют одна за другой. После каждой крупной аварии объявляется «операция автобус», массово выписываются штрафы, массово проверяются транспортные компании. И в первую очередь те, которые работают легально, не прячутся за чужие спины. Но проверки идут, а аварийность растет. получается, что административным давлением и штрафами проблему не решить. Из-за административного прессинга у перевозчиков остается все меньше средств, чтобы заплатить достойную зарплату высокопрофессиональному водителю, провести качественное техническое обслуживание и ремонт автобуса, поставить оригинальные запчасти, новые шины и т.п. Все эти факторы отрицательно сказываются на безопасности.

 

 Слово о водителе автобуса…

Конечно, труд водителя автобуса нелегкий. Управление автобусом имеет свою специфику – немалые габариты и масса автобуса существенно удлиняют тормозной путь и снижают маневренность, требуют от водителя тщательного контроля траектории движения и «слепых зон». В отличии от водителя грузовика на водителя автобуса накладывается дополнительная психологическая нагрузка, связанная с ответственностью за перевозку пассажиров. Ведь тяжесть последствий ДТП с участием автобуса почти вчетверо выше, чем с участием легковых машин, при этом порядка 70% из них происходят именно по вине водителей.

Обычно в самом начале карьеры водитель видит дорожную ситуацию как систему рисков, с увеличением стажа виденье меняется, но риск остается прежним. После 8-10 лет стажа прирост навыков происходит медленно, на уровне небольших дополнений, неверные же навыки управления часто становятся привычкой. Более всего свои профессиональные навыки переоценивают водители с опытом от 10 до 20 лет. Поэтому для поддержания профессионального уровня водителя автобуса необходимо дополнительное обучение.

В ряде европейских стран водитель автобуса каждые 5 лет обязан проходить переподготовку в объеме 35 часов. В нашей стране такой нормы нет, лишь некоторые работодатели за свой счет организуют обучение и проводят переаттестацию сотрудников. В числе таких работодателей – крупные автоперевозчики, как правило, муниципальные. Они проводят профессиональную подготовку раз в три года: это семинары по защитному вождению, подготовка на автодроме, занятия по вождению с комментариями. Такое внимание предприятий к квалификации водительского состава, к сожалению, скорее исключение.

 

Кнут и пряник

Во время «операции автобус» водители ежедневно привозят штрафы, при этом проверявший инспектор либо дал понять, либо прямо заявил, что без выписанного штрафа они дальше не поедут – «план», начальство требует. Штраф выписывают за перегоревшую лампочку, за неработающий ремень, за нечитаемые номера, даже если все это работает. И это массовый подход.

Справедливости ради надо отметить, что во время таких массовых проверок уже минувшей осенью наметились позитивные тенденции: если все в норме, то некоторые инспекторы штраф не выписывают, тщательно фотографируют автобус и путевую документацию, чтобы доказать начальству, что все было в норме, и не быть заподозренным в коррупции.

Не все задержания автобусов носят обоснованный характер – доля выигранных транспортниками арбитражных дел сегодня уже высока. Использовать эвакуацию надо в исключительных случаях, а то, получается, что нарушения никакого не было, но наказание в виде ареста автобуса уже последовало. Экономический ущерб от такого наказания часто многократно превышает сумму штрафа, которую придется заплатить.

Жесткие предписания и требования, предъявляемые к водителям, могут порождать излишнее напряжение в процессе перевозок, что увеличивает риски в дорожном движении. Уровень таких системных рисков документируется редко. Но все же на первом месте должна стоять профилактическая работа с человеческим фактором риска – одной из главных причин дорожных происшествий. Хорошая организация обучения и переподготовки водителей-профессионалов поможет им сочетать готовность к выполнению запросов транспортной индустрии с соблюдением повышающихся требований к безопасности труда перевозчиков. Им доверяют жизни.