Подвижной состав "Русские беспилотнки"


 

Валентин ОЖГО

Фото Романа Мурашова

и производителей

Если в автомобильной промышленности российское машиностроение не назовешь законодателем моды, то в создании беспилотных машин наши разработчики вполне достойно конкурируют с ведущими европейскими и заокеанскими производителями.

 

Это не сказка

Грядущий дефицит рабочих рук во всех областях хозяйствования заставил искать решения не столько в завлекательных мероприятиях, направленных на поднятие престижа рабочих профессий, сколько в IT-системах для замены человека у заводского станка или за рулем машины. Российские бренды «КАМАЗ», Группа ГАЗ, «Волгобус» (Volgabus), белорусский «БелАЗ» уже имеют определенные реальные результаты тестового внедрения роботизированной техники. И хотя до серийных моделей еще далеко, уже принято правительственное Постановление № 1415 о начале эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

Высокоавтоматизированные машины легкового сегмента и LCV будут испытывать в Москве и Татарстане. Беспилотным грузовикам позволят вливаться в транспортные потоки на одном из участков трассы М11 Москва – Санкт-Петербург. Эксперимент продлится до 1 марта 2022 г.

Свою грузовую технику под программу 2019 г. готовит ПАО «КАМАЗ». Предполагается пилотная эксплуатация как на полигоне, так и непосредственно в Набережных Челнах на дорогах общего пользования.

Это будет роботизированный (еще три года назад) грузовик, созданный на колесной базе КАМАЗ-5350 (6х6). Его интеллектуальную систему уже научили понимать рисунки дорожной разметки, все типы знаков, указателей, информационных табличек, реагировать на встречную и попутную технику, а также на других участников дорожного движения, включая пешеходов.

«КАМАЗ» не ограничился роботизацией грузовой техники. Ему уже можно ставить зачет по машинам пассажирского сегмента: летом началось тестирование микроавтобуса КАМАЗ-1221, с которым разработчики знакомили специалистов на осенних выставках в Москве. Совместная разработка с НАМИ -  микроавтобус на электротяге с салоном на 12 пассажиров, шесть из которых могут сидеть – уже эксплуатируется в тестовом режиме.

Вообще, ПАО «КАМАЗ» можно ставить в пример всем отечественным автопроизводителям за многовекторную политику в области продвижения интеллектуальных беспилотных систем в автомобилестроении. Его уже признали законодателем моды в этом сегменте машин: ведущий производитель сельхозтехники Ростсельмаш, на коммерческом балансе которого находится 13 предприятий в четырех странах мира, начал сотрудничество по совместной разработке комбайнов Rostselmash с технологией беспилотного вождения.

В январе 2019-го гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин посетил Инженерный институт Казанского Федерального университета (КФУ), где принял участие в открытии Центра интеллектуальных транспортных систем. Подписанное сторонами соглашение предполагает совместную разработку и внедрение уникальной системы автопилота для серийных грузовиков.

 

И не молодо, и не зелено…

У «Группы ГАЗ» сложились прекрасные деловые отношения с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева. Свидетельством их совместных разработок стал беспилотный аккумуляторный автобус ГАЗель Next. Автономная система управления с применением технологи лазерных датчиков-лидаров пока еще концептуальная, но это позволяет машине «читать» дорогу и анализировать дорожную ситуацию даже при отсутствии разметки, ориентируясь лишь на косвенные признаки проезжей части.

Молодые ученые и студенты так откалибровали бортовую сенсорику, датчики и другую вспомогательную аппаратуру с навигационной системой GPS/ГЛОНАСС, что погрешность распознавания разметки и дорожной инфраструктуры не превышает 1 см. С использованием на дороге оцифрованных дорожных знаков и разметки, погрешность будет уже в пределах десятых долей.

Это не единственный пример сотрудничества промышленных предприятий с учебными заведениями. Например, в Коврове завод им. В. А. Дегтярева и действующая в этом же городе государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева приступили разработке беспилотного транспорта для внутризаводских перевозок. Начинать учебному заведению придется не с чистого листа, уже имеется опыт. Дело в том, что на кафедре робототехники и комплексной автоматизации КГТА бортовую ГАЗель перевели в действующий беспилотный экземпляр и уже вовсю гоняют по территории учебного заведения без водителя. Вначале машине дали дистанционный режим управления, а потом доработали и поставили автопилот. Интеллектуальная бортовая система в автоматическом режиме ведет машину по заложенному в карте маршруту, реагируя на транспорт, пешеходов, сигналы светофоров, разметку и дорожные знаки. При отсутствии карты самоуправляемая ГАЗель не растеряется, быстро сориентируется на местности с помощью системы визуальной одометрии и самостоятельно проложит маршрут.

По поводу многострадальной «Матрешки» компании «Бакулин Моторс Групп» пока прогнозы строить рано. На осенних выставках можно было наблюдать не только пассажирскую версию беспилотного шаттла под названием «Matrёshka», но и грузовой вариант этой машины для городской дистрибуции. Обещанного на 2018 г. запуска серийного производства самоуправляемого автобуса Россия не дождалась. Впрочем, амбициозным планам обслуживания посетителей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России, тоже не суждено было сбыться из-за ряда трудностей в реализации проекта беспилотников.

В компании молодого российского предпринимателя Алексея Бакулина надежд на лучшее не теряют и уже в текущем году обещают выдать улучшенную версию беспилотного автобуса.

 

«Аврора» вхолостую не лупит

В сегменте самоуправляемых машин для полевых и транспортных работ Россия если не мировой лидер, то в первых рядах точно. Конструкторское бюро «Аврора», специализирующееся на разработке программного обеспечения и электромеханических систем для автономного управления наземными транспортными средствами на базе колесных и гусеничных шасси, активно формирует собственную линейку беспилотного тракторного парка – машин со своим дизайном, инновационными техническими решениями и четко очерченными операционным задачами предлагаемых рынку АгроБотов.

Главный привлекательный момент в том, что система управления АгроБота может быть установлена практически на любую спецтехнику или трактор. При этом на все органы управления монтируются унифицированные специальные приводы, которыми управляет центральный компьютер. Различие робота с привычной техникой лишь в визуальных чертах. Это тот же трактор, только без кабины, без поста управления с рулем или рычагами. Вместо нее на колесную базу вместе с моторной нишей ставится обтекаемый стеклопластиковый корпус, под которым монтируются электроника, антенны, датчики, сервоприводы и др. вспомогательное оборудование.

Автопилот управляет автономным движением с возможностью маневрирования в зависимости от задачи и внешней обстановки. Интеллектуальная бортовая система способна распознавать препятствия как на дороге общего пользования, так и в поле, выделяет пешеходов, животных, взаимодействует с со встречными и попутными участниками движения, включая машины, работающие в операционном режиме. При этом самоуправляемый трактор имеет аналогичные классическому трактору прицепные и навесные системы для монтажа пропашного, посевного инструмента, обработки почв и посевов, внесения удобрений, заготовки кормов или сбора урожая.

Разработчик снабдил свою технику интуитивно понятной системой управления, диспетчеризации и кооперативной работы группы беспилотной техники. И если на делянке работает несколько роботов с маркировкой «Аврора Роботикс», то все они выполняют поставленные задачи в кооперации, обмениваясь при этом информацией о местности, состоянии почвы, глубинах пахоты или сева, плотности распределяемых разбрасывателем материалов (удобрения, подкормки посевов и т.д.).

В итоге село получает автоматизацию передвижения машин и повышение эффективности задействованных ресурсов при сельскохозяйственных работах, поскольку здесь можно использовать круглосуточный трехсменный операционный режим, остановки будут только для дозаправки или замены/подзарядки аккумуляторных батарей. Во-вторых, тракторный робот высвобождает человека от монотонной однообразной работы, что уже скажется на улучшенной операционной производительности.

Уже не секрет, что к 2021 г. предусмотрен запуск премьерного не только для России, но и всего постсоветского пространства инновационного агрохозяйства с применением автоматизированной сельхозтехники. Господдержка этого проекта составит 195,5 млн руб., еще 84,2 млн руб. придут от частных инвесторов. И внедрением таких технологий в агросектор, как вы уже догадались, займется российская компания «Аврора Роботикс» (Avrora Robotics), к наработкам которой в этом сегменте роботизированных машин уже присматриваются во всем мире.