Спецавтотехника "Вдоль северных морей и не только"



Валентин ОЖГО

Фото Романа МУРАШОВА и производителей

 

Если в европейской части центральной России дыхание весны уже ощущается, то в северных широтах до этого еще далеко. Там сейчас не до мечтаний о летней резине: на пике популярности - широкопрофильные шины низкого давления.

                                                                    

Без импортозамещения

Можно со всей ответственностью заявить, что в настоящее время российская конструкторская школа колесного транспорта на шинах низкого давления – самая сильная в мире. И самая современная. Аналогов ей нет, как нет их и нашей продукции. Наверное, это единственное направление в российском автопроме, которому уже в дальнем зарубежье должны искать импортозамещение.

И хотя отечественное шинное производство этой темой не сильно заморачивалось из-за мизерных тиражей заказов, процесс все-таки пошел. Правда, упор там делают на среднеразмерный и тяжелый коммерческий транспорт, оставляя без внимания легкий сегмент колесных машин. Некоторые заводы по выпуску техники с такой системой хода («Авторос» и ТРЭКОЛ) не стали выпрашивать «милостыню» у шинников в виде нужной колесной размерности, профиля и рисунка протектора, а наладили собственное шинное производство для себя и сбыта профильным предприятиям.

Например, широкопрофильные шины низкого давления под маркировкой Avtoros для вездеходной и внедорожной техники можно увидеть не только на машинах «Шаман» собственного производства, но и на технике с маркировкой УАЗ, Нива, на европейских, японских, корейских внедорожниках в легком сегменте машин, в группе капотных грузовиков 2,5-тонного класса ГАЗ-33081 в модификациях «Садко», «Егерь» или «Вепрь» на укороченной базе с цельнометаллическим трех- или пятидверными кузовами.

Легендарную «шишигу» (ГАЗ-66) тоже можно встретить на широкопрофильных шинах Avtoros. КАМАЗы вездеходного исполнения на шинах низкого давления не стали исключением. Однако численность коммерческой техники разного класса грузоподъемности на широкопрофильных шинах с низким давлением внутри по-прежнему остается мизерной относительно классической ходовой базы. По одним источникам ее емкость в общем объеме грузовиков составляет от 7 до 9 %, а по другим – не более 5%.

Шинам низкого давления дороги с любым покрытием не в тягость. На бездорожье широкопрофильные шины Avtoros или Трэкол с низким давлением имеют неоспоримые преимущества. За счет большой площади пятна контакта и самоочищающегося глубокого протектора, проходимость машин повышается как минимум на 20%. На дорогах общего пользования с твердым покрытием такая резина будет тихоходной: средняя скорость около 60 км/ч для грузовиков, от силы 70 км/ч – у машин типа «Шаман». В таком режиме нагрузки и температурное воздействие на резину не будут агрессивными.

У вездехода «Шаман» основная специализация – туризм, охота и рыбалка. Есть заинтересованность в этой машине и у служб оперативного реагирования – подразделений МЧС и станций скорой помощи. Нынешняя зима с обильными снегопадами подтвердила значимость этой техники с ходовой базой на широченных шинах низкого давления: пробиться в пургу к заблокированным снегом населенным пунктам можно было только на таких машинах. Эти легкие машины порою по проходимости были даже лучше техники с гусеничным движителем.

 

Без вреда для почвы

Если взять шину «Шамана» X-TRIM (1200-600х21) в базовой комплектации, то здесь налицо все признаки высокой проходимости только ширина резины 60 см! По наружному диаметру (высоте колеса) – 1,2 м, что сравнимо с грузовиками с высоким клиренсом. При посадочном диаметре диска в 21 дюйм (53,34 см) такая шина свидетельствует о высоком индексе нагрузки: грузоподъемность – 1 тыс. кг на колесо, давление на грунт – не более 250 г/см2. Эта модель шины, как и другие типоразмеры Avtoros, может иметь 2 или 4 слоя. Это сказывается, в первую очередь, на массе колеса, его грузоподъемности и внутреннем давлении. При двойном слое – масса колеса 48 кг, грузоподъемность 600 кг, внутреннее давление – 0,6 атм., а при 4-слойном – 54 кг, 1000 кг и 1,0 атм. соответственно.

Что летом в тундре по мягким грунтам, что зимой по высокому снегу – технике с полноприводной ходовой 8х8, 6х6 или 4х4 на таких колесах дороги не обязательны, достаточно направления. Впрочем, водные преграды им тоже не страшны – российские машины «Шаман» с маркировкой «Автороса», «Макар» и «Бурлак» компании «Вездеходы Макарова», «Хищник» от тобольской «МЕГ ВЕСТ» или же «Трэколы» из г. Люберцы можно классифицировать, как плавсредство. Надежность их ходовых качеств уже не раз подтверждалась в ходе трансарктических экспедиций.

 

Низкое давление – в самый раз

Ближайший пробег протяженностью 6000 км состоится в марте под патронатом компании «Вездеходы Макарова». В автопробег под названием «Север рядом» вдоль северо-восточного побережья трех морей – Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского – на Чукотку пойдут два шестиколесных вездехода «Бурлак» с приводом 6х6 в экспедиционном и грузовом исполнениях, новый четырехколесный вездеход производителя «Бурлак» с формулой 4х4 и снегоболотоход «Макар».

У шестиколесников «Бурлак» грузоподъемность с сохранением всех показателей плавучести доведена до 1,5 т. Дополнительная багажно-грузовая поклажа, включая бочки с топливом, размещаются на прицепе. Это не саночная, а обычная одноосная колесная платформа на таких же широких шинах низкого давления. Наличие прицепа для вездехода с турбодизелем Cummins 2,8 ISF мощностью 150 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач сложностей не добавило, потенциала хватит еще два-три таких прицепа тянуть.

«Макар» с аналогичной ходовой 6х6 оснащен двигателем на 5 л.с. слабее – там установлен турбодизель Toyota 1KZ-TE с автоматической четырехступенчатой КПП. Этот автомобиль имеет 1-тонную грузоподъемность и более низкую посадку. Если у «Бурлака» наружный диаметр (высота) колес составляет 1,7 м, ширина 75 см, а внутренний диаметр 82,1 см, то у «Макара» эти показатели соответственно составляют 1,3 м, 70 и 53,32 см.

Старт автопробегу будет дан утром 5 марта 2019 г. на парковочном пятачке новоуренгоевского микрорайона Коротчаево. К месту старта технику из Екатеринбурга доставят обычными магистральными тягачами на низкорамных полуприцепах. Ориентировочно экспедиция завершится 10 апреля в Анадыре. За это время 11 участников автомарафона пересекут четыре региона России с большими и маленькими поселениями, вплоть до маленьких метеостанций с численностью работников в несколько человек, побывают в Тухарде, Хатанге, Тикси, Певеке, Уэлене и других северных поселениях.

В пути между населенными пунктами люди будут отдыхать в салонах машин. Вездеходы специально созданы для эксплуатации в суровых климатических условиях с критическими температурами. Внутри машин стоят воздушные отопители «Планар» (2 кВт), есть дополнительная печка от системы охлаждения двигателя с предпусковым обогревателем «Бинар» (5 кВт). В оконных проемах стоят двойные стекла, а утепление салона проведено с помощью изолона толщиной 30 мм.

В нынешнем зимнем сезоне компания «Вездеходы Макарова» уже засветилась в не менее яркой автономной экспедиции на Южный полюс Земли: более полугода на ее производственной площадке готовили два вездехода с маркировкой другого производителя. Это – автомобили серии «Емеля», созданные в свое время инженером Василием Елагиным. Машины прекрасно зарекомендовали себя в ходе Морской ледовой автомобильной экспедиции, проходившей в 2008 и 2009 гг., а также в кругосветном путешествии 2011–2015 гг., но поистрепались прилично.

Перед нынешним стартом экспедиции в Антарктиде по маршруту от станции Новолазаревская к Полюсу недоступности обе машины прошли полную модернизацию. «Макаровцы» заменили двигатели, перебрали все системы, узлы и агрегаты, улучшили теплозащиту, привели в порядок внутренний и внешний вид вездеходов. Для дополнительного груза приготовили две санные волокуши и пять одноосных прицепов с ходовой на тонкостенных бескамерных высокопрочных шинах сверхнизкого давления «Трэкол» размерностью 1300х600-533. Суммарно каждый тягач тащил за собой по 3 т груза. Техника и люди достойно выдержали этот нелегкий путь.

В прошлом году свою экспедицию провел и «Авторос». В полярном сверхмарафоне «Север без преград» два «Шамана», компанию которым составили автомобиль УАЗ на низкопрофильных шинах и квадроцикл джип-клуба «Лебедушка», прошли по полярному бездорожью в сильнейшие морозы и при северном сиянии 7 600 км пути, из которых 3 500 км составляли снежная целина, лед, полыньи и торосы. Тверские машины дошли до Архангельска, повернули далее на Мезень, Канин Нос и Нарьян-Мар, доказав свою живучесть в экстремальных условиях автономного перехода.