Спецмодерницазия "И обменяем колесо на гусеницу"



Валентин ОЖГО

Фото автора и производителя

 

Почти одновременно два российских и один белорусский тракторных завода расширили продуктовую линейку, предложив рынку колесную технику на гусеничных тележках. Такой ход можно было бы списать на модные тренды, но стремление известных производителей занять свою нишу в этом сегменте машин заставляет изменить мнение...

 

Я уважать себя заставлю

Первым из наших тракторостроителей ухватился за тему перелицовки ходовой базы из колесной в гусеничную Ростсельмаш. За счет приобретения активов Versatile из Канады, чья сельхозтехника и, особенно тракторы, снискали себе добрую славу, Ростсельмаш и его тракторы RSM очень быстро оказались на российском рынке тракторостроения «в дамках».

И когда говорим про тракторы с маркировкой завода RSM, то подразумеваем Versatile, в т.ч. и с ленточным резиноармированным движителем. Если взять, например, уже понравившийся российским потребителям колесный трактор на гусеничных тележках RSM 460, то это будет канадский Versatile 460. К слову, именно эта модель два с небольшим года назад на «Агросалоне» завоевала «золото» в конкурсе инноваций за прецизионный гусеничный ход. Медаль завод получил за внедрение «не имеющей аналогов независимой подвески опорных роликов, обеспечивающей экологическую безопасность и непревзойденный комфорт без использования дополнительных средств амортизации».

Действительно, независимая подвеска опорных роликов с двумя степенями свободы обеспечивает идеальное копирование рельефа поверхности почвы, эффективно распределяя вес трактора по всему пятну контакта. Это не только уменьшает агрессивное воздействие на ранимую корку плодородной земли, но и повышает тяговый потенциал трактора с одновременной экономией топлива.

Награда вполне заслуженная. Спустя два года превзойти наработки ростовских тракторостроителей никто так и не смог, хотя многие уже подтянулись к высокому уровню и стремятся обойти ростовчан.

 

С гусеничной формулой 4 х 4

Если ростовчане взялись за аграрную тематику, то Петербургский тракторной завод начал отсчет с перелицовки ходовой на промышленной машине. Он присмотрел гусеничные тележки итальянского производителя Poluzzi Track System серии СТ, которые поставил на трактор-тягач «Кировец» К-744Р ПРОМ. В итоге 4-гусеничный движитель дал машине карт-бланш по проходимости на транспортных операциях в условиях бездорожья: пятно прилегания от увеличенной опорной поверхности гусеничной ленты каждой тележки сказалось на тяговых возможностях. При ширине гусеницы 864 мм площадь контакта трака с почвой составит 4,98 м2. В колесной версии не то что при двойной, но даже при тройной ошиновке такого пятна прилегания не будет.

Здесь есть еще один привлекательный фактор: гусеничная лента, независимо от ширины, имеет коэффициент скольжения трака не более 5%, а у тракторной шины он даже с учетом высоких протекторных грунтозацепов начинает отсчет с 12%, а в условиях сильной вязкости почв и активного налипания может доходить до 25% и более. Как результат, за счет лучшего сцепления вместе взятых четырех гусеничных тележек (4 х 4) экономия топлива на транспортных операциях по бездорожью, в сравнении с колесными версиями, составляет 12,5%.

Трансформация ходовой из колесной в гусеничную понравилась энергетикам, строителям нефте-, газопроводов, в хозяйстве которых такой тракторный тягач необходим для доставки на объекты прицепов с опорами ЛЭП, деревянными барабанами с проводом для высоковольтных линий, трубами разного диаметра, другим важным грузом. Автору этих строк, правда, не удалось увидеть колесно-гусеничный трактор с седельно-сцепным устройством (ССУ), хотя некоторые модификации промышленных тракторов ПТЗ классического колесного исполнения их имеют. На корме вездехода с ходовой Poluzzi стоял обычный замок тягового крюка для стандартных дышловых прицепов.

Что касается монтажа тележек с колесной версии на гусеничную и наоборот, то в первый раз с этой работой механизатор с помощниками управятся за день-полтора, потом все монтажно-демонтажные операции будут знакомы и трактор можно будет «переобуть» за 4–5 часов. Правда, с учетом того, что на трактор «Кировец» К-744Р ПРОМ ставятся системы с самым большим диаметром цепного колеса, то мускульной силы 4–5 человек будет явно недостаточно. Используемые на тяжелых шарнирно-сочлененных тракторах гусеничные тележки моделей CTR0036RX-V1 и CTR0030RX-V1 и их аналоги имеют общий вес 3700 и 7400 кг соответственно или больше и тут без механизации процесса не обойтись.

О промышленной версии «Кировца» с гусеничным ходом Poluzzi отечественные хозяйственники высказываются положительно, но особого ажиотажа в приобретении таких тягачей пока не зафиксировано. В сельскохозяйственной версии трактора для полевых операций серии К-744Р с ходовой системой Poluzzi заинтересованность аграриев выше. Сказалось видимо то, что производитель активно представил такую машину на выставках в регионах России, побывал в соседней Беларуси, где провел полевые испытания на землях Витебской области и доказал эффективность такого трактора. Правда, конкурировать там отныне будет сложнее, поскольку в 2018 г. Минский тракторный завод активно занялся продвижением своего первенца Belarus-3525 с гусеничными тележками.

 

Будет хлеб – будет и песня

Можно с уверенностью сказать, что белорусы начнут активно продвигать свою колесно-гусеничную новинку не только на внутреннем рынке, но и за его пределами. Практически одновременно с тракторном Belarus-3525 для сложных сельхозработ МТЗ создал снегоуплотнительный трактор Belarus МСУ-2022 (Belarus-2022.3) с такой же симбиозной ходовой.

Минские тракторостроители взяли уже проверенные соседями гусеничные ходовые системы Poluzzi соответствующих размерных групп. Шаг не только оправданный, но и выверенный: налицо создание на постсоветском пространстве негласной унификации агрегатной базы, что будет удобно каждой из сторон, особенно итальянцам, которые на этом едином экономическом пространстве создадут не только общий сервисный центр, но и солидный номенклатурный резерв запасных частей.

Если у питерцев помимо сельскохозяйственного трактора на гусеничных тележках есть промышленный, то у минчан появился снегоуплотнительный трактор Belarus МСУ-2022 на ходовой Poluzzi. К тяжелым машинам его вряд ли можно отнести поскольку он по массе с учетом четырех систем гусеничного хода едва дотягивает до 14 280 кг. По мощности мотора он тоже не силач, имеет в подкапотной нише всего 212 л.с. Навески у трактора зимние: передний отвал и фреза позади.

А вот Belarus-3525 с гусеничными тележками – яркий представитель всесезонных машин. МТЗ позиционирует его как идеальный инструмент для работы на переувлажненных и торфяно-болотных почвах, которых в белорусском Полесье предостаточно. Трактор, в подкапотной нише которого стоит 364-сильный рядный двигатель Caterpillar C9 CPXL08.8ESK, уже сам по себе мощный, но с учетом четырех гусеничных движителей его тяговые возможности возрастают. Производитель использовал разные размеры тележек, поставив впереди блок из моделей CTF030 (ширина 762 мм, общий вес 1650 кг, площадь контакта 1,09 м2), позади – CTF036 (ширина 900 мм, общий вес 1720 кг, площадь контакта 12,87 м2). Это позволяет обрабатывать даже переувлажненные почвы, не причиняя вреда плодородному слою.

Не зря селяне почитают мудрое правило «Посеешь в грязь – будешь князь»: с трактором на резиноармированных гусеничных тележках можно весной на неделю-полторы раньше выйти в поле и даже на переувлажненных участках угодий в оптимальные агротехнические сроки провести посевную. А будет хлеб – будет и песня…