Спецмодернизация "Когда возможности не ограничены"


 

Алексей КАРПЕНКО

Фото  автора и производителей

 

 Доступная среда для людей с проблемами здоровья не ограничивается удобными въездами в здания или низкопольными автобусами с пандусом. В мире четко просматриваются тенденции на вовлечение людей с ограниченными возможностями в среду профессиональных машинистов и операторов: производители спецтехники создают такие машины, где мускульная сила практически не требуется.

 

Инвалидность – не приговор

К современным электрогидравлическим органам управления на машинах легкой размерной группы и на тяжелой технике большую силу прилагать теперь не нужно, поскольку управление осуществляется многофункциональными джойстиками, манипуляции которыми сравнимы с передвижением шахматных фигур. Некоторая спецтехника из-за таких инноваций даже лишилась рулевой колонки – джойстиком рулить оказалось проще. Представляете, каково это было на колесном тракторе в поле потягать руль с утра до вечера, да без усилителя. Впрочем, и с усилителем руля за день-другой мускулатуру тоже накачаешь: плечи, локти, запястье – все время в движении.

С джойстиками такая интенсивная подвижность исключена. Автору этих строк одному из первых в России удалось протестировать по бездорожью 8-колесный харвестер Silvatec 8266 TH серии Sleipner с электропропорциональной системой управления от джойстика. Непривычно, но работать удобнее, чем даже с небольшой по размеру «баранкой». Во-первых, здесь задействованы лишь запястья, пальцы и, конечно же, ум. Во-вторых, положение тела в кресле за джойстиком намного удобнее, нежели за рулевой колонкой, поскольку нет обычной нагрузки на позвоночник.

Присутствующий на мероприятии менеджер отдела продаж одного из дилерских центров производителя, который в ДТП лишился предплечья и ступни, без проблем сделал на лесозаготовительной машине несколько кругов в зоне тестового полигона, поработал с харвестерной головкой на кряжевании стволов и удалении сучков. По его словам, сложнее было забраться в кабину, чем управлять машиной в режиме хода и на операционных процессах.

Если честно, то мой собеседник чуть приукрасил истинную картину: рулевое управление джойстиками человеку с одной рукой в стандартном исполнении харвестера упомянутой модели все-таки сложное, поскольку для работы на лесной делянке в режиме хода задействованы два джойстика на концевиках левого и правого подлокотников. Потому ему пришлось для подруливания и маневров правой рукой тянуться к левому рычажку, что неудобно.

Инженеры завода-изготовителя на вопрос по поводу доступности управления техникой такого предназначения для людей с ограниченными физическими возможностями без раздумий заверили, что сложностей вообще нет. Можно прямо на заводе, в условиях сертифицированного сервисного центра по заявке заказчика произвести разводку на один джойстик. Можно оба джойстика перенести на одну, удобную для конкретного оператора, сторону. Технической сложности нет, пропорциональное электроуправление дистанционным регулированием параметров гидропривода позволяет легко внести изменения, не нарушая конструкционную целостность машины. Как и облегчить вход в кабину.

 

Особый лифт

Люди с обездвиженными или отсутствующими нижними конечностями с помощью только рук способны самостоятельно пересаживаться с дивана в инвалидное кресло и наоборот. Именно для такой категории работников несколько фирм в Европе, Америке и Канаде уже начали изготавливать лифтовые системы для подъема в кабину тракторов, комбайнов, погрузчиков, экскаваторов и другой спецтехники.

Речь о масштабных объемах заказов не идет. Например, CoachLift ежемесячно производит 16–17 подъемных установок. Для небольшого завода это солидный портфель заказов, поскольку практически каждая заявка содержит техзадания под конкретные типы машин. А это не только разная высота подъемной штанги (мачты), но и разные системы крепления, привода.

Один из самых популярных вариантов лифта у Lyfe Essentials и CoachLift – тракторный подъемник. Лифты для фермеров-инвалидов изготавливались под тракторную технику и комбайны большинства европейских и североамериканских брендов. У Lyfe Essentials были заказы из Польши на российский трактор «Кировец» и из Венгрии – на белорусский МТЗ. В первом случае поставлялся тракторный подъемник с опцией посадочного кресла, а во втором – с платформой стоя. Все попытки узнать о наличии механизмов подъема «доступная среда» на работающей спецтехнике в России успехом не увенчались.

CoachLift в своей конструкции активно использует алюминий. Из этого металла изготовлена труба (мачта), сиденье или платформа подножки. Основным механизмом подъема выступает проверенная временем червячная конструкция Acme с приводом от электромотора на 12 вольт постоянного тока. У Lyfe Essentials цепная схема привода от электромотора с подключением к стандартной тракторной сети. При необходимости может стоять двигатель с 24-вольтовым питанием, все зависит от типа транспортного средства. Питание напрямую от АКБ позволяет использовать лифт при неработающем двигателе спецтехники.

Скорость подъема/опускания регулируется двумя ступенями хода с дистанционного пульта управления и не превышает одного метра в минуту.

 

Когда трон склонился оператору

Если тракторно-комбайновые лифты на мачтовой стойке уже можно считать классикой, то усовершенствованный коленчатый механизм подъема кабины с варианта «стандарт» в вариант «доступная среда» на гусеничных экскаваторах – уже эксклюзив. Обычно такое оборудование поднимает кабину только вверх примерно на 3,5м.

Однако специалисты норвежского центра Hitachi Nasta AS по просьбе владельцев местной компании Jakhelln Construction нашли решение. С использованием двух шарнирно-сочлененных стрел с коленчатой кинематикой они добились вывода пола кабины экскаватора Hitachi ZX210LC-5 на нулевую отметку, т.е. к уровню земли. Таким образом, компания обеспечила рабочим местом инвалида с парализованной после аварии нижней частью тела. В местном учебном центре подготовки операторов экскаваторных машин Тим Кнутсен с отличием закончил курс обучения и, как лучший молодой специалист, был рекомендован работодателю. Там на работу парня взяли, пошли на затраты и увеличили свой парк пятым по счету экскаватором, отличавшимся от других специальным исполнением «доступная среда».

Приезжая утром в инвалидном кресле к своему экскаватору, оператор машины включает прямо с кресла коляски зажигание с вмонтированного в раму дублирующего пульта управления, заводит и прогревает мотор экскаватора, а затем поворачивает всю экскаваторную надстройку на 90о, устанавливая ее  поперек ходовой базы. Именно в таком положении механизм гидравлического коленчатого подъемника может опустить кабину вниз – к нулевой отметке, коснувшись полом земли.

Дальнейший процесс прост и привычен: Тим прямо с кресла легко дотягивается до дверной ручки, открывает кабину и, ухватившись двумя руками за поручни, забрасывает свое тело в салон и усаживается в кресло оператора. Можно приступать к работе. Теперь нужно аккуратно выехать с парковочного места, не зацепив коляску, и также после смены подъехать на экскаваторе обратно.

 

«Фронтовики», послушайте меня

Летом прошлого года по всему миру разлетелась новость о том, что 21-летний Йенс Мейлинк из маленького городка Сумара в Нидерландах освоил работу на фронтальном погрузчике. Информационным поводом послужило то, что Йенс родился… без рук и  без ног: если руки у него частично были – по локоть левая и по запястье правая, то ноги вообще отсутствовали, ходил на протезах.

Детская мечта работать на тяжелой машине свершилась: после окончания колледжа парень поработал в мастерской, проявив способности в ремонте техники и даже освоил профессию сварщика. Потом без отрыва от производства закончил курсы тракториста, даже некоторое время поработал на фронтальном погрузчике Komatsu WA200, но владелец компании снял его с тяжелой машины – такое исполнения было не для инвалида.

Правда, при этом заказал фронтальный погрузчик Volvo L60H с адаптацией органов управления под физические возможности Йенса, специально сделав трехмерные чертежи джойстиков по конфигурации культей его рук. На левой консоли сделали кнопки, которые парень может использовать для движения вперед или назад. Некоторые рычаги слева перевели в джойстики и поставили кнопочный заменитель рычага в полу, поскольку человек без особых проблем пользуется педалями подачи газа и торможения с помощью протезов.

В кормовой зоне погрузчика установлен специальный улавливатель, благодаря которому Йенсу не нужно выходить из кабины, чтобы подключить трехосный прицеп: датчик в челюсти улавливателя обнаруживает дышло прицепа, заслонка открывается, трейлер без проблем соединятся с прицепным устройством. Оператору нужно только вручную подсоединить фитиновые РВД прицепной системы к гидровыводам погрузчика, но это особых физических затрат не требует.

С такой эргономикой рабочего места Йенс Мейлинк практически не устает, к концу смены чувствует себя бодро. Главное видится в том, что он нисколько не ощущает себя ущемленным физическими изъянами и является полноправным членом общества.