Безопасность "Не спать за рулем!"


 

Александр РОЖКОВ

 

Вождение в отвлеченном или сонном состояниях, при физической усталости создает огромный риск для безопасности участников дорожного движения.

 

Усталость водителя таит в себе грозную опасность. Из-за переутомления резко снижается его реакция, способность четко контролировать действия. Сейчас на рынок выходят различные технологии, способные предупреждать водителей о наступлении усталости и сонливости.

 

 

Система наблюдения за состоянием водителя Lytx работает по принципу обратной связи, следя за движением машины и состоянием человека. Если автомобиль начинает часто менять полосы движения, ехать нестабильно, резко ускоряться и тормозить, вилять из стороны в сторону, система отправляет водителю громкое и долгое звуковое предупреждение. Если подобный стиль вождения сохраняется, водитель получает второе громкое звуковое предупреждение. При продолжающемся подозрительном поведении включается видеокамера и записывает, что делается в кабине за 8 секунд до начала следующего предупредительного сигнала и 4 секунды после окончания сигнала. Менеджеры компании могут сразу же просматривать записи. Если они видят, что дело в усталости (сонливости), сразу связываются с водителем и требуют как можно быстрее прекратить дальнейшее движение и припарковаться в безопасном месте.

Водители получают звуковое оповещение, когда во время движения они находятся на таком расстоянии до впереди идущего автомобиля, преодолеть которое можно в течение четырех секунд. Более громкий сигнал включается в кабине, когда они находятся в пределах двух секунд до впереди идущего автомобиля.

Другой поставщик систем слежения за состоянием водителя (контроль усталости), компания MiX Telematics, также использует звуковые предупреждения в кабине, чтобы водители могли самостоятельно исправляться. При подозрительном поведении включается одиночный звуковой сигнал или непрерывный громкий звук, пока угроза не устранена. MiX может выдавать предупреждения в определенные периоды времени на основе циркадного ритма водителя. Циркадные (циркадианные) ритмы (от лат. circa «около, кругом» + dies «день») – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи.

Бортовая система MiX обеспечивает обратную связь при наличии необоснованных или рискованных действий водителя: крутые радиусы поворотов, резкое торможение и ускорение, которые могут быть вызваны отвлеченным или сонным состоянием водителя. При отвлеченном вождении, водители часто смотрят выше уровня горизонта дороги, здесь не будет резких торможений, однако полосы в этом случае они меняют часто. С помощью системы контроля усталости MiX Telematics менеджеры парков могут просматривать видеозаписи событий, чтобы изучить действия водителей, а затем обучить их более качественным навыкам управления.

 

 

Компания Netradyne создала систему распознавания состояний, которая использует камеры для мониторинга глаз водителей. По частоте моргания и длительности закрытия век интеллектуальный электронный аналитик способен установить степень усталости и отвлеченности. Также анализируются положение головы в горизонтальной и вертикальной плоскостях и количество зевков, которые могут идентифицировать сонливость. Система Netradyne тщательно анализирует мимику каждого водителя для создания пользовательских решений. Если водитель покажется системе Netradyne усталым или сонным, она, в зависимости от уровней опасности, включает повторяющиеся звонкие звуковые сигналы, агрессивное гудение или вибрацию водительского сидения. 

В отличие от технологии видеокамер, система SmartCap, нацеленная на предотвращение вождения в состоянии сонливости, измеряет электронную активность коры головного мозга водителя и на основании анализа выдает заблаговременное звуковое предупреждение об усталости, чтобы предотвратить аварию.

Все датчики SmartCap (умная шапка) находятся в бейсболке, которая надевается на голову водителя. Шапка с датчиками имеет небольшой вес, не превышающий параметры обычной тканевой бейсболки, так что человек не почувствует каких-либо неудобств. Так называемая «носимая технология» с большой долей вероятности может заранее просчитать ритм усталости человека и заранее предупредить о надвигающейся опасности.

Умная шапка показывает суммы очков усталости, рассчитываемые по специальным алгоритмам, показывающим риск засыпания за рулем. Система отслеживает три риска – три уровня усталости и уровень 4. Большинство людей находятся в диапазоне от 2 до 3 уровней весь день. Когда система отмечает наступление уровня 3+, человеку необходимо сделать корректировки, чтобы вернуться в промежуток уровней 2–3, например, выпить воды или съесть яблоко. А вот уровень 4 – самый опасный. При его наступлении надо останавливаться и отдыхать.

Компания Smart Drive использует технологию безопасности на основе видео, датчиков и получаемых данных, чтобы помочь автопаркам повысить безопасность. Технология предоставляет паркам полную картину того, что отвлекает водителя, как долго он отвлечен и с чем связан повышенный риск, вызванный отвлечением внимания. На основе этого материала парки организуют внутреннее действенное обучение своих кадров для повышения безопасности.

Компания Safety Vision (безопасное виденье), выпускает системы мониторинга поведения водителя, которые обеспечивают мобильное видеонаблюдение и информирование через электронные отчеты менеджеров парков, когда определенные допустимые параметры вождения нарушаются. Safety Vision использует кластеры бортовых камер, которые обеспечивают менеджерам парков возможность взглянуть в реальном времени на грузовик для мониторинга ситуации.

Водители изначально сомневались в технологии, потому что хотели защитить свою конфиденциальность, но со временем системы доказали свою и целесообразность. Теперь водители уже относятся к системе как к полезному атрибуту работы, ведь камеры могут помочь оправдать водителей в случае аварии и сэкономить средства в случае ложных утверждений оппонентов.

Система ZED Connect способствует поддержанию рабочего графика водителей и предотвращает поведение, ведущее к рискованному вождению в состоянии усталости. Система помогает определить, где водители проводят свое рабочее время: она собирает и анализирует огромное количество информации о работе водителей, а затем может точно подсказать, как строить правильный график для того или иного грузовика, чтобы избежать рисков с усталостью. ZED Connect является дочерним предприятием производителя двигателей Cummins Inc. Ее продукция помогает анализировать огромные массивы технической (связанной с работой узлов и систем грузовиков) и фактической живой информации (о погоде, состоянии дорог, состоянии водителей, их рабочем времени и т.д.) и получать выводы для каждого отдельного автомобиля и водителя, благодаря которым автопарки обеспечиваются индивидуальными специфическими алгоритмами безопасного вождения.

 

 

     В России системы мониторинга усталости появились еще в девяностых годах прошлого века. Тогда они предназначались главным образом для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

В 1994 г. технологическая фирма, специализирующаяся в области радиоэлектроники, связи, медицинской физики и психофизиологии, АОЗТ «НЕЙРОКОМ», начала выпускать Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Сейчас номенклатура производства составляет 25 видов различных изделий, являющихся собственными разработками коллектива предприятия, которое в 2018 г. преобразовалось в  АО  «НЕЙРОКОМ». Первую продукцию для автотранспортной отрасли оно начало выпускать с 1997 г.

«Вигитон» – это система поддержания работоспособности водителя, которая непрерывно контролирует физическое состояние водителя и следит, чтобы он из активного состояния не перешел в стадию сна. В основу разработки легли многолетние научные исследования порогов физиологических состояний человека, связанных с процессом сна и бодрствования.

Для контроля состояния водитель одевает на руку специальный браслет, периодически измеряющий электросопротивление кожи (электродермальное сопротивление). Устройство на основе полученных измерений высчитывает порог усталости водителя и критическую фазу входа в сон. Система предупреждает наступление сна, путем подачи громкого звукового сигнала тревоги за несколько десятков секунд до наступления критического состояния. С помощью камеры «Вигитон» следит за состоянием глаз и головой водителя, делая соответствующий анализ по частоте моргания и наклону головы. В критической ситуации система может включить аварийную сигнализацию для оповещения других участников движения об опасности.

Алгоритмы искусственного интеллекта устройства могут точно определить порог критической усталости и засыпания, что является главным фактором предотвращения опасности. «Вигитон» также предусматривает двустороннюю связь с диспетчерами автопарка, которые дистанционно могут отслеживать движение ТС и состояние водителя. Система сертифицирована в РФ и адаптирована к применению на автомобильном транспорте по заказу Министерства транспорта Российской Федерации.