Дорога "Комфортного пути"


 

Александр МИХАЙЛОВ

 
 

 Дорожники Беларуси реализовали за последние годы ряд значимых проектов: модернизированы по параметрам I категории магистрали, ведущие из Минска в направлении Могилева и Гомеля, построена вторая кольцевая дорога вокруг столицы республики и автодорожный обход Беловежской пущи, возведены мосты через реки Припять, Днепр, Сож, Березина, Западная Двина. Сейчас активные работы развернуты в направлении Гродно, строятся, реконструируются и ремонтируются другие важнейшие дорожно-мостовые объекты. О текущих задачах и перспективных планах рассказывает начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев.

 

– Александр Федорович, над какими основными инфраструктурными проектами работали белорусские дорожники и на каких задействованы сегодня?

– В настоящее время мы вплотную подошли к завершающей стадии по реализации проекта строительства магистралей I категории от Минска к областным центрам. В рамках этой работы возводятся комфортные скоростные дороги, которые отвечают всем современным требованиям: по две полосы движения в каждом направлении; мосты и путепроводы, разделяющие транспортные потоки; двухстороннее барьерное ограждение по оси проезжей части для исключения лобовых столкновений; сеточное заграждение от животных вдоль прилегающих лесных массивов; шумовые экраны перед жилыми застройками; световые информационные табло о дорожной ситуации и другие.

Завершив модернизацию могилевского и гомельского шоссе, реконструкцию на автодороге Р-23 Минск – Микашевичи белорусские дорожники сейчас ведут полномасштабные работы на автодороге М-6 Минск – Гродно, которая является важным транзитным коридором. Ее реконструкция осуществляется при финансовой поддержке Всемирного банка. Данный проект включает не только непосредственно дорожные работы, но и создание центра управления движением с целью повышения дорожной безопасности, вопросы развития придорожного сервиса, реконструкцию пограничного пункта пропуска «Брузги» на границе с Республикой Польша.

Совместно с Европейским банком реконструкции и развития ведется подготовка первого пилотного проекта в рамках государственно-частного партнерства по реконструкции участка автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин. ЕББР финансирует и реконструкцию участка автодороги Р-80, который входит в состав Второй кольцевой вокруг Минска. Модернизация этой автотрассы завершится в текущем году, и таким образом, она станет четырехполосной на всем протяжении.

Также с Европейским банком реконструкции и развития достигнута договоренность о финансировании восстановления мостовых сооружений. По итогам обследования определено 32 объекта на республиканских автомобильных дорогах, требующих незамедлительного проведения работ.

Кроме того, с участием Европейского инвестиционного банка идет подготовка проекта «Транспортное сообщение Беларуси», который включает в себя реконструкцию автомобильной дороги М-7/Е28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог).

В прошедшем году сеть платных дорог Беларуси расширена на 110 км, их общая протяженность составляет в настоящее время 1723,012 км. За год в республиканский бюджет от платных дорог поступило 107 млн 376,3 тыс. долларов США, что в полтора раза выше предыдущего годового объема.

С начала реализации Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог отремонтировано и реконструировано 3618,4 км местных дорог. В целом предусмотрено привести в надлежащее состояние не менее 7000 км местных дорог и около 2800 погонных метров мостов и путепроводов.

Среди основных задач – улучшение транспортно-эксплуатационного состояния республиканских автомобильных дорог и повышение их качественных показателей. Предусматривается реконструкция и возведение 409,7 км дорог (274,2 км по параметрам I категории) и 1006,6 погонных метров мостов; модернизация 609,7 км дорог с повышением их несущей способности до 11,5 т на ось. Определено, что в 2020 году не менее 1637,6 км республиканских автодорог будут эксплуатироваться с повышенным скоростным режимом.

 

– Учитывая географическое расположение Беларуси на пути следования грузов и пассажиров между Европейским союзом и странами Евразийского экономического союза, а также прохождение по территории страны международных автотранспортных коридоров, одним из показателей транзитной привлекательности является придорожный сервис. Каков сегодня уровень услуг, имеются ли новации в этой сфере?

– В настоящее время на автомобильных дорогах общего пользования действует около 500 АЗС, 75 гостиниц (включая мотели и кемпинги), 40 моечных пунктов, 90 охраняемых стоянок, более 500 предприятий торговли, порядка 600 пунктов общественного питания и 80 пунктов технической помощи. Основной тренд – развитие комплексных объектов. Имеется в виду обязательное требование по включению в состав автозаправочной станции пунктов торговли, питания и стоянки.

В настоящее время выполняются работы по созданию в дорожном хозяйстве Интеллектуальной транспортной системы. На первом этапе она будет внедрена на магистралях и дорогах I категории, в дальнейшем – на всей сети республиканских трасс. ИТС включает в себя ряд подсистем: мониторинг транспортных потоков, управление движением, информирование пользователей, динамическое взвешивание, электронный сбор и контроль платы за проезд, метеомониторинг, видеонаблюдение, связь и передача данных.

 

– В июне текущего года Беларусь станет местом проведения II Европейских игр, что подразумевает наплыв большого количества участников, болельщиков, туристов…

– Мы прекрасно осознаем, что именно с объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, гости начнут знакомство с республикой. В первую очередь внимание уделяется основным маршрутам движения – это дороги магистрального значения и ряд республиканских трасс. Особое внимание объектам придорожного сервиса, санитарным сооружениям для туристических групп, участкам выполнения строительных работ.

С 10 июня по 10 июля будут освобождены от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси водители транспортных средств с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны и буксируемые прицепы. Для указанной категории транспортных средств проезд в данный период будет осуществляться без заключения договора пользования платной автомобильной дорогой, без регистрации в системе BelToll и без установки на транспортное средство устройства электронной оплаты. Однако уже с 11 июля движение по платным дорогам страны будет осуществляться в обычном режиме, то есть обязательства по оплате с этого времени распространяются на транспортные средства с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, а также не более 3,5 тонны, если они зарегистрированы за пределами стран-членов Евразийского экономического союза.

Дорожное хозяйство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики республики, поскольку производственные, торговые и другие сферы непосредственно зависят от состояния и надежной работы автодорожной сети. Для суверенной Беларуси, имеющей тесные связи с соседями, автомобильные дороги – одно из основных национальных достояний.

 

Сеть белорусских автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 01 января 2019 г. составляет 86933 км, из них к республиканским относится 15924 км, к местным – 71009 км. 86,76% автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

 

Плотность сети автомобильных дорог общего пользования Беларуси составляет 418 км на 1000 кв. км территории и является одной из самых высоких среди стран-участниц СНГ.