Подготовка кадров "Обучение водительскому мастерству или маркетинг?"


 

Роман МУРАШОВ

Фото ООО «Скания-Русь»

В последнее время многие производители большегрузной техники стали открывать собственные фирменные курсы обучения водителей мастерству вождения. Что это: дань моде, способ продвижения на рынок или назревшая необходимость? Неужели водители-профессионалы, не год и не два проведшие за баранкой, должны вновь постигать азы управления грузовым автомобилем? Ни автошкола, ни опыт ничему их не научили? Или дело в чем-то другом? Нашим собеседником стал Евгений Галагур, начальник отдела продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь».

 

- Вы утверждаете, что программа обучения водителей Scania будет полезна как опытным водителям, так и новичкам. Хотелось бы уточнить, насколько опытным и насколько – новичкам, а также познакомиться с основным кругом изучаемых водителями предметов.

- Программа обучения в «Школе водительского мастерства Scania» будет полезна любому профессиональному водителю, который: впервые садится за руль автомобиля Scania;  переходит с одной категории грузовой техники Scania на другую; переходит на технику нового поколения Scania с предыдущего поколения; давно управляет автомобилем Scania, но хочет повысить эффективность вождения.

По итогам обучения – и это уже неоднократно подтверждено практикой наших клиентов-перевозчиков – расход топлива уменьшается на 5-12% (в зависимости от профессионального уровня водителя, вида техники, условий эксплуатации), снижаются затраты на ремонт, уменьшается риск неожиданных поломок узлов и агрегатов, а также простоев техники из-за этого. В конечном счете повышается остаточная стоимость техники. Также снижается риск возникновения ДТП, уменьшается вероятность производственных травм.

Опыт инструкторов Scania показывает, что зачастую начинающих водителей учить легче, чем опытных, у которых уже сложился стиль вождения, сформировались привычки и взгляды на процесс управления автомобилем. Водители с опытом зачастую считают, что знают достаточно, поэтому им нет необходимости учиться. Но если водитель пересел с отечественной техники на европейскую, его опыта и компетенций может оказаться недостаточно. Здесь задача инструктора: корректно убедить таких водителей в пользе обучения, заинтересовать их.

Исходя из транспортных задач, владелец компании-перевозчика может выбрать любой из пяти стандартных курсов для водителей Scania с теорией и практикой: «Экономичная эксплуатация автомобилей», «Особенности эксплуатации строительной техники», «Эксплуатация автобусов». Есть также углубленный теоретический курс «Эффективная эксплуатация» для самых продвинутых водителей и специалистов сервисной службы транспортных компаний.

Еще один вариант – это ноу-хау Scania – гибкий подход к обучению, когда под каждого клиента формируется индивидуальная программа в зависимости от того, какие транспортные средства находятся в его автопарке, транспортной задачи и места эксплуатации техники.

При этом даже стандартные курсы для водителей инструкторы адаптируют перед запуском в каждой компании. Для этого изучают особенности индивидуальные предприятия и делают предварительный анализ данных об эксплуатации автомобилей Scania в автопарке, используют показатели системы Scania FMS.

В курсах с теорией и практикой теоретическая часть включает знакомство с устройством автомобиля Scania и его особенностями по сравнению с другими марками аналогичной техники. Это особенно полезно водителям, в компаниях которых смешанные автопарки.

Практическая часть курса состоит из двух заездов водителя с инструктором по маршруту, где обычно эксплуатируется автомобиль. На первом заезде инструктор не вмешивается в работу водителя, а наблюдает за ним и анализирует итоговые показатели. Затем идет разбор ошибок первого заезда, после чего проводится повторный заезд.

Как правило, результаты второго заезда гораздо лучше, чем первого. Оценка водителя складывается на основе шести параметров: превышение скорости, режим холостого хода, движение накатом, движение с круиз-контролем, предвидение и движение по холмистой местности.

В рамках курса инструктор знакомит водителей с порталом клиента, куда в режиме онлайн выводятся показатели всех водителей, там же фиксируются ошибки и даются рекомендации по их устранению. После обучения работодатель или сотрудник, ответственный за работу с водителями, как правило, отслеживает соответствующие показатели и использует их для разработки программ повышения мотивации водителей. У водителя на бортовом компьютере в кабине автомобиля тоже выводятся оценки и подсказки.

Разработано специальное мобильное приложение Scania для смартфонов, чтобы каждый водитель мог отслеживать собственные результаты и добиваться их улучшения, соревнуясь с другими водителями, причем не только из своей компании, но из других, так как основным критерием для сравнения водителей является использование аналогичной техники и похожие условия ее эксплуатации.

Перед началом обучения на каждом автомобиле активируется расширенный пакет «Контроль» системы электронного мониторинга Scania FMS. Это необходимо, так как базовый бесплатный пакет «Мониторинг» Scania FMS, изначально установленный на всех автомобилях, не позволяет глубоко анализировать данные о работе водителя.

Перед обучением каждый водитель получает персональный магнитный ключ, связанный с системой FMS – для идентификации за рулем именно того автомобиля, которым он управляет в данный момент. Таким образом, показатели водителя всегда под контролем, даже если он работает на разных автомобилях из автопарка своей компании.  

В начале текущего года «Скания-Русь» запустила совершенно новую услугу «Коучинг» для владельцев автопарка Scania. Пилотные проекты по коучингу начались в 2017–2018 годах. В рамках коучинга инструктор сопровождает водителя в течение нескольких месяцев после обучения (от 2 до 4). Инструктор анализирует манеру вождения, обсуждает с водителем текущие недочеты и способы их устранения для повышения экономичности, эффективности, безопасности управления автомобилем. Такие обучающие сессии рекомендуется повторять раз в год, так как любые приобретенные навыки со временем ослабевают.

 

- Складывается неоднозначная ситуация: водителям, сертифицированным компетентными государственными структурами различных стран, не только же в России действует программа обучения водителей Scania, чтобы успешно работать на автомобилях произведенных вашей компанией, требуется дополнительное обучение. Не ставится ли таким образом под сомнение легитимность выданных водительских удостоверений, ведь люди проходили обучение, сдавали профессиональные экзамены?

- Здесь уместна аналогия с процессом подготовки летчиков и пилотов. Все они после обучения в профильных вузах умеют управлять самолетами разных типов, но когда приходят в ту или иную авиакомпании, то обязательно проходят курсы дополнительного обучения с упором на конкретную марку самолета, которым предстоит управлять. При этом квалификация этих специалистов не ставится под сомнение, просто им необходимы дополнительные знания и навыки, потому что каждый тип транспортного средства имеет свои особенности.

То же самое касается и грузовых автомобилей. Современная техника может быть сколь угодно совершенной, экономичной, технологичной, безопасной, но управляет ею человек. Поэтому именно водители – это основной ресурс транспортных компаний, так как от их квалификации напрямую зависит экономическая эффективность бизнеса.

 

- Или, быть может, автомобили Scania выбиваются из общего ряда, поскольку знаний обычного профессионального водителя для управления этими машинами недостаточно?

- Обычных знаний профессионального водителя вполне достаточно для управления техникой Scania – вопрос в том, насколько эффективно он будет справляться со своими задачами. Например, к нам часто поступают запросы от владельцев транспортных средств Scania о том, что их расход топлива превышает ожидаемый, указанный в спецификациях автомобиля. Как правило, анализ показывает, что это связано именно с неэффективным вождением. И в этом владелец транспортной компании может легко убедиться в системе мониторинга.

- Не получается ли, что ваши автомобили уже с конвейера имеют обременения – ведь если водителям нельзя ими воспользоваться без специального обучения, то как иначе?

- Если водитель имеет водительское удостоверение, подтверждающее право на управление данной категорией техники, то он сможет пользоваться моделями Scania и без специального обучения. Но вряд ли раскроет весь потенциал, заложенный инженерами в автомобиль, так как будет эксплуатировать его недостаточно эффективно.

 

- По утверждениям специалистов компании, главная цель обучения – экономия топлива и уменьшение выбросов в окружающую среду. Но не попытка ли это вернуть вчерашний день, ведь дизель – это уже двигатель из прошлого. Хотите заботиться об экологии и экономить топливо – переведите магистральные тягачи на газ, а развозки - на электричество. И маркетинговая стратегия не будет такой притянутой…

- Экономия топлива – одна из главных целей обучения, но не единственная. В числе основных целей улучшение экологических показателей при использовании техники, повышение уровня безопасности, производительности, увеличение срока безотказной работы автомобиля и в конечном счете повышение его остаточной стоимости.

Если говорить о внедрении современных технологий, то Scania выпускает технику с газовыми двигателями и проводит обучение водителей на такой технике. При участии Scania ведутся разработки по электрификации грузового транспорта, но никто пока не может точно сказать, как скоро на дорогах общего пользования в России появятся грузовики на электричестве. Пока еще готовых продуктов нет.  К тому же для повсеместного внедрения новых видов техники в стране должна появиться необходимая инфраструктура. В частности, среди клиентов Scania в России есть транспортные компании, желающие приобрести газовую технику, но не покупающие ее из-за отсутствия газовых заправок в своем регионе. А на удаленных территориях, к примеру, при лесозаготовках или добыче полезных ископаемых, в принципе невыгодно строить газовых автозаправки или электростанции для грузового транспорта.

Таким образом, полноценная альтернатива дизельному двигателю пока не появилась. Scania разрабатывает новые решения, вкладывает средства в новые технологии, но помимо этого нужно заботиться и об эффективной эксплуатации той техники, которая уже выпускается и сейчас используется в России.

 

- Хотелось бы познакомиться с экономической стороной вопроса обучения водителей: каковы размеры дополнительных вложений работодателей – владельцев парков техники Scania и какова может быть потенциальная выгода от этой программы в пересчете на одного работника для компании-эксплуатанта?

- У Scania в России есть фиксированный прайс-лист на базовые курсы для водителей, обучение стоит максимум 19 тысяч рублей, минимум - 6 тысяч рублей, в зависимости от размера группы (чем больше группа водителей, тем ниже стоимость). Также разработаны пакетные предложения, такие как «Scania Драйв», куда вместе с финансированием, страхованием, плановым техническим обслуживанием автомобиля и защитой силовой линии заложен доступ к системе мониторинга автопарка Scania FMS и обучение водителей. Экономия от комплексной покупки составляет до 7% от общей стоимости автомобиля и услуг.

Цена на «Коучинг» фиксированная – 3,2 тысячи рублей в месяц. В стоимость входит дистанционный мониторинг данных о вождении автомобиля и 4 очных сессии инструктора с водителем по итогам анализа этих данных.

Для расчета окупаемости вложений в обучение одного водителя в пересчете на год в «Скания-Русь» используется специальная программа. Приведу пример недавнего расчета для одной из транспортных компаний. Расчет был сделан для магистрального дизельного тягача Scania 4х2 со средним расходом топлива – 34 литра на 100 км. Если сократить средний расход топлива на 2 литра, то при средней цене топлива 45 руб./литр за год будет использовано топлива на 2,6 млн рублей, а экономия составит 162 тысячи рублей, при этом затраты на обучение и коучинг водителя – 40,4 тысячи рублей. При этом в компании 15 таких автомобилей, соответственно, экономия будет с каждого.

Рекомендованная цена 52,5 тысяч рублей подразумевает использование расширенного пакета Scania FMS в течение года – 1730 рублей, обучение водителя – 19 тысяч рублей, коучинг – 3,2 тысячи рублей в месяц в течение 4 месяцев. А так как в автопарке клиента 15 автомобилей Scania, курс обучения предоставляется со скидкой и составляет 12 тысяч рублей на одного водителя.