Автобусный парк "Sprinter даёт бой «Газелям»"


Такого жёсткого спарринга на наших дорогах ещё не было: русский Mercedes-Benz Sprinter замахнулся на маршруты, традиционно занятые «Газелями». Два «соотечественника» сошлись в споре за то, кто окажется эффективнее и прибыльнее. И если «немец», выпускаемый в подмосковной Коломне, возьмёт верх, незаменимая прежде «маршрутка» ГАЗ будет постепенно сдавать свои позиции. Первый удар по сопернику уже нанесён: 24 мая 2005 года ООО «ЕвоБус Русслэнд», компания концерна DaimlerChrysler, передала клиентам 29 автобусов Mercedes-Benz Sprinter 413 CDI.

 

Ломка стереотипов

Когда-то несокрушимый боксёр-тяжеловес Майк Тайсон считался непобедимым и наводил ужас на своих соперников. Он был настоящим мясником на ринге и избивал соперников, как хотел. Но прошло время, и против лома нашлась другая сила – Ленокс Льюис. В отличие от Эвандера Холлифилда, которому присудили победу с учётом откушенного уха, этот мастер ринга вчистую обыграл «бешеного Майка». Причём – не единожды.

Аналогичная ситуация складывается и на рынке пассажирских перевозок. Безоговорочная гегемония «Газелей», похоже, заканчивается. С одной стороны, на них навалился груз ответственности за тяжкие последствия в целом ряде автокатастроф. С другой стороны, на рынке появилась техника, способная отправить «Газели» в технический нокаут. Выпускаемый в Коломне Mercedes-Benz Sprinter пока берёт не числом, а качеством, высоким уровнем безопасности и низкими эксплуатационными затратами. Быть может, именно этого и не хватает самым массовым автобусам ГАЗа. Понятно, что списывать отечественную палочку-выручалочку с тысяч российских маршрутов ещё преждевременно. Но гонг уже прозвучал, и теперь ставки будут приниматься не только на «Газели».

Новый конкурент «Газели» слишком хорош для того, чтобы на его появление можно было закрыть глаза. Желающих играть в русскую рулетку, садясь в раздолбанную колымагу, у которой могут заклинить тормоза, выйти из строя рулевое управление или сорваться с крепления пассажирское сиденье, день ото дня становится всё меньше. Часто люди вынуждены рисковать, садясь в такую машину и доверяясь водителю, которому, быть может, и дрова возить не доверишь. Но когда появляется альтернатива в виде «Мерседеса» при той же стоимости проезда, пассажир выбирает лучшее.

 

Опыт, сын ошибок трудных…

Освоив в 2005 году серийное производство 18-местных автобусов Mercedes-Benz Sprinter (см. «АП» № 6,2005 г.), Автоколонна 1417 сделала серьёзную заявку на поставку рынку первоклассной пассажирской техники. И главное – речь идёт не о штучной сборке, а о ежегодном производстве сотен единиц техники. Не прошло и полугода, а вся предусмотренная планом производства автобусная рать уже была распродана вплоть до 31 декабря 2005 года. То ли ещё будет!

Интересно, что к идее использовать немецкий опыт переоборудования грузовых фургонов в пассажирские машины пришли не сразу. Прежде чем взяться за новые автомобили, на предприятии набили руку на трансформации старой техники. За опытом обратились к специалистам из Турции, которые на этом собаку съели. Но раскачка затянулась, и к началу работы над последним проектом в автохозяйстве переделали только 17 фургонов. Для этого сами закупали турецкие комплектующие и сами оформляли каждую машину в НАМИ. После согласования необходимых бумаг ставили автобусы на учёт в областной ГИБДД. Однако такой путь не мог быть перспективным, и в итоге руководство сошлось во мнении, что надо работать с новыми изделиями.

Известно, что коммерческая техника Mercedes-Benz отличается надёжностью и долговечностью. По оценкам специалистов, в наших условиях ресурс таких машин до капремонта – около 800 тыс. км. Естественно, при условии, что своевременно и в полном объёме будут выполняться все рекомендации производителя по эксплуатации и сервисному обслуживанию с использованием только оригинальных запчастей.

Учёного учить – только портить. Поэтому коломенцы не стали мудрить над технологией превращения грузового фургона в маршрутное такси повышенной вместимости, а целиком и полностью положились на опыт немецких коллег. К чему набивать синяки да шишки, когда можно воспользоваться готовым результатом?!

Автоколонна 1417 на хорошем счету не только в Коломенском районе, но и в ГУП МО «Мострансавто». Более того, она является своего рода образцово-показательным хозяйством, работу которого не стыдно представить и «ударникам капиталистического труда» из любой европейской страны. Именно поэтому предприятию в лице более крупного объединения ГУП МО «Мострансавто» было нетрудно договориться о партнёрстве с ООО «ЕвоБус Русслэнд». Автохозяйство предоставило свободные помещения и технический персонал, а компания сделала инвестиции в виде оборудования, инструментов и фургонов Mercedes-Benz Sprinter.

 

 

ООО «ЕвоБус Русслэнд»

Общество было основано в сентябре 1999 года с целью представить на российском рынке интересы концерна DaimlerChrysler в сфере продаж, гарантийного и сервисного обслуживания автобусов марок Mercedes-Benz и Setra. Параллельно ставилась задача организовать и поддерживать бесперебойные поставки оригинальных запасных частей с центрального склада в Москве. Компания представляет также марку OMNIplus, хорошо известную в Западной Европе. В 2004 году «ЕвоБус Русслэнд» продал в России 44 новых и 23 подержанных немецких автобуса, а также одно шасси Mercedes-Benz. Годовой оборот составил 13 млн €. Центральный офис компании находится в здании Московского дома DaimlerChrysler по адресу: ул. Большая Ордынка, дом 40. Президент ООО «ЕвоБус Русслэнд» – Клаус Бернхардт.

 

 

Ведение сделки между «Мострансавто» и ООО «ЕвоБус Русслэнд» на себя взяла компания «Интерлизинг» во главе с директором Кириллом Царёвым. Финансирование осуществляется через Международный банк Санкт-Петербурга. К сведению: в прошлом году «Интерлизинг» уже участвовал в сделке на поставку пяти автобусов Setra ComfortClass в Коломну. Сейчас все они успешно работают на трассе Москва – Рязань. А вот финансовое обеспечение контрактов в Северо-Западном регионе легло на плечи ООО «УралСиб Лизинг Санкт-Петербург». Лёд тронулся и, как всегда, сразу же привлёк к себе внимание.

Для работы в качестве маршрутного такси был выбран Sprinter 400-й, а не 300-й серии, поскольку он лучше соответствует характеру перевозок. Его собственная масса составляет2600 кг, а допустимая полная –4600 кг. Грузоподъёмность в2000 кгпозволяет перевозить 18 пассажиров с грузом. А у машины 300-й серии полная масса3200 кг, т. е. возможности меньше. К тому же у «старшей» версии и мосты другие, приспособленные к более серьёзным нагрузкам, и подвеска усиленная. К тому же не будем забывать про извечные две российские беды. Как известно, только дурак учится на своих ошибках. Умный учится на чужих и не совершает своих собственных.

 

 

ГУП МО «Мострансавто»

Государственное унитарное предприятие Московской области «Мострансавто» является основным пассажирским перевозчиком и исполнителем областной целевой программы Правительства Московской области по транспортному обслуживанию населения. Оно состоит из 48 филиалов и осуществляет пассажирские перевозки по 1219 автобусным маршрутам общей протяжённостью32248 км. Маршруты движения на территории Московской области охватывают 39 районов, 73 города, 108 посёлков городского типа и 5536 сельских поселений. Генеральный директор ГУП МО «Мострансавто» – Александр Николаевич Жижаев.

 

 

Передача техники

Согласно лучшим традициям, передачу заказчикам первой партии коломенских автобусов с маркировкой «Сделано в России» провели в торжественной обстановке. На церемонию вручения ключей от новеньких «маршруток» пригласили чиновников из аппарата губернатора Московской области, мэра г. Коломны и его заместителей, владельцев автотранспортных предприятий столичного и Северо-Западного регионов. Вместе с руководителями «ЕвоБус Русслэнд» и лизинговых компаний на торжество прибыли и зарубежные гости.

После торжественных речей и озвучивания приветственных адресов состоялась экскурсия по цехам сборочного производства. Во время неё было сообщено, что в этом году кроме 175 единиц Sprinter 413 CDI в базовой комплектации будут произведены несколько машин Sprinter 416 CDI, оборудованных кондиционерами. Обе версии – без привычной по «Газелям» сдвижной боковой двери. Разница в цене будет порядка 3-4 тыс. евро. Основное отличие – в более мощном дизельном моторе с отдачей в159 л. с. (на30 л. с. больше). В перспективе кроме 18-местной модификации в Коломне планируется сделать 14-, 16- и CAPut!’-местную версии. К концу года появятся опытные образцы моделей с мягкими сиденьями, имеющими спинку с регулируемым углом наклона, Vogel Eco 010. Они полностью отвечают нормам безопасности ECE R14, ECE R16, ECE R80. На этот год запланировано сертифицировать такую машину и получить на неё одобрение типа транспортного средства.

Но это – дело будущего. А пока 29 фургонов Mercedes-Benz Sprinter 413 CDI первой партии переданы клиентам. Из собранных 29 машин CAPut!’ переданы четырём автоколоннам «Мострансавто». Они будут работать в Балашихе, Дмитрове, Коломне и Мытищах. Ещё 10 автобусов забрали два автоперевозчика из Санкт-Петербурга – ООО «БалтикСтар» и ИП «Каретников». Но это только первые ласточки. Всего текущий контракт с тем же «Мострансавто» предусматривает поставку 36 автобусов коломенской сборки. У питерских компаний аппетит должен прийти во время еды: если «немец» русской сборки подтвердит выданные авансы, быть ему массовым «извозчиком» на маршрутах северной столицы.

Как мы уже говорили, год ещё не закончился, а все переделанные из фургонов автобусы уже распроданы. Более того, для новых заказчиков пришлось искать новую технику в Прибалтике, поскольку срок поставки из Германии оказался бы слишком долгим. А перевозчику ждать некогда: нужно зарабатывать деньги, пока конкуренты не окрепли. А амбиции Коломны достойны уважения: на 2006 год запланирован выпуск 250 российских Mercedes-Benz. На них распространяются такие же гарантийные обязательства, как на немецкий Sprinter: 1 год или 100 тыс. км пробега.

Авторы проекта утверждают, что нынешние показатели – не предел. На предприятии предусмотрено увеличение объёмов производства до 500 автобусов в год. При этом ни о какой прямой конкуренции с «Газелями» и речи быть не может. Зато у коломенских «Мерседесов» своя привлекательность: свой VIN-номер (Х89) и код российского производителя. А это, поверьте, дорогого стоит.

 

Ломать и строить

«Маршрутка» на базе Sprinter 413 CDI становится автобусом точно по такой же схеме, как и в Германии. Единственная разница – темпы здесь не такие, как в Дюссельдорфе, где собирают по 600 автобусов в день. Однако культура производства ничуть не хуже.

Сперва готовый автобус моют и ставят в цех разборки. Одновременно здесь находится по 4-5 машин. Ещё две запаркованы в соседнем боксе кузовных работ. Всё начинается с шаблона, который прикладывают к стенке фургона с характерной профильной выемкой. По этому лекалу прочерчивается линия разреза, и вскоре специалист приступает к «хирургическому вмешательству». Как только оконный проём вырезан, этот же человек скругляет острые кромки напильником. Затем он производит обезжиривание и грунтование краёв «амбразур». На этом первая часть переоборудования закончена.

Теперь машина поступает в соседний цех на зачистку, срезание колёсных арок и покраску обработанной поверхности. Здесь тоже всё делает специально обученный механик. Потом подготовленные автобусы возвращаются на исходную для сборки. Она подразумевает даже то, что не делается в Германии, а именно – утепление потолков и боковин. Затем осуществляется настил полов. Напольное покрытие поступает уже в готовом виде – распиленное по немецким лекалам. На очереди – вклеивание окон и установка кресел. Все сиденья, герметики, технология, разумеется, немецкие. Самодеятельность с заменой материалов и нарушением технологии здесь категорически запрещена, поскольку на повестке дня – безопасность пассажиров и репутация бренда. Даже если кого-то осенит великое открытие, упрощающее и удешевляющее сборку, без письменного разрешения немецкой стороны оно не имеет права на внедрение в жизнь. Хотя сами немцы теоретически допускают возможность замены нескольких импортных позиций отечественными. Но не сразу, а в перспективе. Например, допускается замена напольного покрытия и некоторых элементов салона. Только стоит ли овчинка выделки?

До начала серийной сборки «маршруток» двое коломенских специалистов стажировались в Дортмунде, на родине немецких Sprinter. Поднаторев, они передали свои знания и тонкости профессии коллегам. И результат «научного» подхода не заставил себя ждать. Если в начальный период на сборку одного автобуса уходило две недели, то сейчас она занимает всего три дня. Можно было бы управиться и за два, но нельзя: клей и герметик должны полностью высохнуть.

 

Автоколонна 1417

АК 1417 является крупнейшим филиалом ГУП МО «Мострансавто» и представляет собой единый, многоструктурный производственно-хозяйственный комплекс, работающий в круглосуточном режиме. Основная задача предприятия – транспортное обслуживание жителей и гостей г. Коломны и Коломенского района. Автобусные маршруты охватывают Рязанскую область, Озёрский, Воскресенский, Луховицкий и Зарайский районы. В автоколонне с парком более 300 автобусов трудится коллектив численностью 1056 человек. Маршрутная сеть протяжённостью1057 кмохватывает 276 населённых пунктов юго-восточного Подмосковья и обслуживается 37-ю маршрутами. Ежедневно на линию отправляются 186 автобусов, которыми перевозятся 82 тыс. пассажиров. Каждый день на работу выходят более 200 линейных водителей, около 120 кондукторов, и почти столько же ремонтников поддерживают технику в исправном состоянии. Директор Автоколонны 1417 – Николай Николаевич Сиделёв.

 

 

Производство 18-местной машины пока идёт в одну смену силами восьми человек. Но в перспективе возможен переход на двухсменный режим. Для сравнения: в период переделки подержанных немецких фургонов на этом участке было задействовано 14 человек, а в отдельные периоды численность персонала доходила до 20 специалистов. Сейчас с переоборудованием новых машин справляется оптимальное число людей, обеспечивающих надлежащую эффективность производства. На переоборудование одной машины закладывается 70 человекочасов. А уровень зарплаты на сборочном производстве в Коломне достойный – в среднем около 20 тыс. рублей.

Гости церемонии передачи первой партии машин спрашивали, намерен ли этот участок освоить новые модификации. На что представители компании ответили: торопиться с освоением новых модификаций для сборки в России никто не будет. Ведь, как известно, поспешишь – людей насмешишь. А в случае с бизнесом – ещё и деньги потеряешь…

 

Александр ТРОХАЧЁВ