Автосервис "Дом у дороги…"


 Опыт выживания авторизованной СТО в Беларуси

 

В конце 90-х годов прошлого столетия по белорусским дорогам шла бесконечная вереница автопоездов в направлении Москвы – с сигаретами, ветчиной, цветами и т. п. Чтобы выскочить на Е30 со второстепенной дороги, надо было обладать изрядным терпением и молниеносной реакцией. За последние годы основные транзитные дороги стали лучше, но благодаря «дружескому участию» белорусских дорожников, а затем и таможни, ориентированной на конфискат транзитных грузов, они опустели. Из окна моей квартиры хорошо видно минскую кольцевую дорогу. Теперь на балконе нужно выкурить как минимум полсигареты, чтобы увидеть хотя бы один автопоезд…

 

Руководитель "Технического центра Скания" в Беларуси Валерий Бурковский 

 

В прежнее (кстати, не самое плохое) время зарубежные производители грузовиков, заметив бурный рост восточно-европейских автоперевозчиков, стали уделять этим рынкам особое внимание. Неплохо продавалась новая и подержанная техника. Соответственно, было организовано немало авторизованных сервисных станций… А теперь им приходится попросту выживать в ожидании лучших времён. Поскольку белорусские перевозчики в созданных родным государством условиях более не в состоянии обновлять подвижной состав, авторизованным СТО приходится не столько обеспечивать гарантийный сервис новой техники, сколько обслуживать тягачи и полуприцепы, которым уже пришлось повидать на своём веку немало…

На сервисную станцию под Минском охотно пригоняют свои Scania брянские, смоленские и калининградские перевозчики

 

Сервисная станция Scania была создана в пяти километрах от минской кольцевой автодороги в начале 1998 года. Пришлось пережить все «взлёты и падения» белорусских перевозок. Бывали времена, что просто опускались руки и возникала мысль: а нужен ли авторизованный сервис вообще? Оказалось – нужен…

– Белорусский рынок международных автоперевозок, к сожалению, в последние годы сворачивается, – рассказывает руководитель «Технического центра Скания» Валерий Бурковский. – Наша задача заключается в том, чтобы сохранить тех клиентов, которые у нас были за это время и которым Scania поставила технику. Задача и в том, чтобы удержать их на нашем СТО и по возможности привлечь новых. Машины стареют, и потому, хочешь – не хочешь, мы подходим к новым услугам и меняем свою ценовую политику. Первым машинам, которые Scania продала белорусским перевозчикам, уже по 7-9 лет. И их надо качественно обслуживать.

"Козырная карта" компании - обслуживание "пожилых", но надёжных Scania 3-й серии (по очень привлекательному для отечественных перевозчиков прайсу, утверждённому в Сёдертелье)

 

 

В Беларуси сейчас перевозчикам тяжело. Все пытаются экономить на чём угодно. В первую очередь – на ремонте и обслуживании. Иностранцы удивляются: в европейском понимании расходы на ремонт и обслуживание – не более 4 %. Но у нас почему-то, когда перевозчики говорят об экономии, в первую очередь акцентируют внимание именно на этом маленьком секторе. Не на топливе, не на простоях, не на условиях лизинга… Экономят почему-то именно на ремонте и обслуживании, приобретая запасные части подешевле (зачастую неоригинальные, не самого высокого качества, а то и просто б/у). Принцип простой: сегодня починился очень дёшево, ушёл в рейс – и слава Богу. А через три или пять дней или пять месяцев опять починился… Опять недорого… Или: в этом году я перебрал тормозную систему, через год – опять, через год – опять. По сиюминутным затратам как будто получается неплохо. Лучше, чем сразу вынуть из кармана изрядную сумму и ездить пять лет, позабыв о тормозах. О худшем (например, немецком контроле) думать не хочется (а вдруг и на этот раз пронесёт?). Логика здесь, увы, проста и убедительна: белорусский перевозчик абсолютно не уверен в том, что через пять лет он вообще будет что-то возить.

Бывает и такое... В результате ДТП эта кабина "Topline" годится разве что для предприятий "Вторчермета". Но новую кабину уже привезли и уже устанавливают

 

Прежде СТО делала акцент на машинах 4-й серии. Однако около половины парка автомобилей Scania, имеющегося у белорусских перевозчиков, это машины 3-й серии, срок эксплуатации которых близок к критическому (их сняли с производства в 1996 году!!!). Эти тягачи, несмотря на свой немалый возраст, по-прежнему успешно и надёжно трудятся на европейских дорогах, но так как самой «молодой» из них 11 лет, а вопрос обновления парка на сегодня достаточно проблематичен, то спрос на ремонт и обслуживание Scania 3-й серии растёт. Поэтому минчане разработали для всех владельцев легендарных «троек» несколько специальных предложений по ремонту и обслуживанию. Приведу лишь небольшой перечень цен на услуги, действующий здесь.

 

Вид сервисных работ

Цена с НДС, €

Замена масла двигателя, масляного фильтра, очистка центрифуги

100

Смазка шасси

20,5

Заправка центральной смазки

34

Замена масла двигателя и смазка шасси

103

Замена топливных фильтров

29

Замена масла и масляного фильтра, топливных фильтров, центрифуги

120

Замена масла и масляного фильтра, топливных фильтров, очистка центрифуги, смазка шасси

131

Замена масла в КПП (с фильтром)

88

Замена масла в КПП (без фильтра)

59

Замена масла в главной передаче

55

Замена масла в КПП (без фильтра) и главной передаче

93

Замена масла в КПП (с фильтром) и в главной передаче

123

Замена масла в двигателе, масляного и топливного фильтров, замена масла и фильтров КПП, масла в главной передаче, смазка шасси

209

 

Технические возможности станции позволяют обслуживание на гидроподъёмниках 4 тягачей одновременно

 

Как ни странно, доля российских клиентов (в основном из приграничных регионов), обслуживающих свою технику на минской станции, несмотря на изрядное расстояние, стабильно увеличивается. Экономическая ситуация в области международных перевозок в России существенно отличается от ситуации в Беларуси. Объёмы перевозок растут, есть определённая уверенность в завтрашнем дне и желание работать на перспективу. И у российских перевозчиков уже возникла потребность в оригинальных запасных частях высокого качества: потому что рынок устойчив и прогнозируем, а время простоя стоит дороже, чем в Беларуси. Так что рисковать, устанавливая на машину узлы и агрегаты сомнительного качества, не хочется…

Ремонт и техническое обслуживание полуприцепов любых производителей соответствуют стандартам качества "Scania"

 

Scania вошла на российский рынок давно и успешно. Она является лидером по продажам грузовой техники. Действующих авторизованных сервисных станций уже около 20, не меньше строится и новых. Но успеть за потребностями активно растущего рынка крайне непросто. А поскольку не хватает сервисных мощностей, недёшевы и цены на сервисное обслуживание техники.

Тормозной диагностический центр "МАНА" - гордость станции

 

Именно это дало возможность минскому сервисному центру с надеждой смотреть в ближайшее будущее. Цены на обслуживание новой техники практически одинаковы во всей Европе. Но что касается видавших виды тягачей – здесь возможны варианты. Так, например, технический центр Scania в Минске смог добиться от Сёдертелье эксклюзивных цен на наиболее актуальные виды ремонтов и обслуживание автомобилей Scania 3-й серии.

На этом уникальном станке не только растачиваются тормозные барабаны, но и протачиваются тормозные диски

 

Как уже отмечалось ранее, тягачи и грузовики Scania 3-й серии зарекомендовали себя как надёжные и неприхотливые автомобили, отлично переносящие наши тяжёлые условия эксплуатации. Их всё ещё часто можно увидеть на дорогах Европы и Азии с российскими, польскими, белорусскими, литовскими, болгарскими, румынскими, венгерскими и немецкими номерными знаками. У многих пробег перевалил за 1 млн км. Естественно, в этой ситуации особой заботы требует «сердце» автомобиля – его силовой агрегат.

Спрос на такие услуги в последнее время вырос неимоверно. Минская авторизованная сервисная станция Scania полагается больше не на рекламу, а на собственную репутацию. Принцип здесь – проще пареной репы: если хотя бы один «транзитник» сделал «капиталку» двигателя – в течение полугода жди ещё два-три десятка его коллег. Водительский телеграф эффекимвнее любой рекламы.

На трёх постах быстро и качественно могут обслуживаться до трёх полуприцепов

 

Чем выигрывают минчане у своих коллег и почему россияне едут ремонтироваться в Минск? Простой пример: капитальный ремонт 11-литрового двигателя Scania 3-й серии без ремонта головки блока цилиндров с заменой поршней, прокладок двигателя, коренных и шатунных подшипников обойдётся здесь в 3500 €. В сопредельных государствах такие работы стоят значительно дороже. Примерно так же дело обстоит и с другими ремонтными работами и комплектующими. Вот лишь некоторые из них, пользующиеся наибольшей популярностью:

 

Наименование запчасти

Место установки

Цена с НДС,

Трещотка тормозной системы

Передняя ось, Scania 3 и 4 серии

198

Вал тормозного механизма

Передняя ось, Scania 3 и 4 серии

292

Трещотка тормозной системы

Задняя ось, Scania 3 и 4 серии

190

Вал тормозного механизма

Задняя ось Scania 3 и 4 серии

355

Топливная форсунка

4 серия, DSC 12 01/02

125

Насос-форсунка

4 серия, DC12/01PDE DC16/01PDE

460

Цилиндр подъёма/опускания кабины

4 серия

401

Насос подъёма/опускания кабины

4 серия

305

Диск сцепления

4 серия

355

Корзина сцепления

4 серия

515

Водяной насос системы охлаждения

4 серия

380

Кран управления тормозами прицепа

4 серия

275

Кран рабочей тормозной системы

4 серия

75

Кран главный тормозной

4 серия

390

 

Плюс ко всему этому – недюжинные возможности самого авторизованного сервисного центра: восемь оборудованных постов ремонта и обслуживания автопоездов, изрядное количество уникального оборудования, включая фирменный станок по расточке тормозных барабанов тягача и полуприцепа, проточке тормозных дисков), тормозной диагностический стенд Maha, склад запчастей стоимостью 350 тыс., €…

Так вот и выживают… Притом что транзит через территорию Беларуси сократился, заказы на ремонт и обслуживание от российских транспортников только прирастают.

Олег ЖАРКО,

фото автора