Безопасность "Игра с огнём"


 

На автомобильной дороге подобное чревато серьёзными последствиями. Но почему-то мы привычно играем в это, перевозя опасные грузы. Как шаловливые дети, которые случайно нашли спички возле канистры с бензином. А беда как раз возникает там, где для неё есть предпосылки… Обязательно возникает – рано или поздно…

 

Лето, осень и зима наступают ежегодно. И с этим что-то надо делать. Времена года не может отменить никто. Весна или есть, или её нет. Так же безрадостно дело обстоит и с летом. Не зависит оно от решений местного руководства – и всё тут! Можно, конечно, объявить врагом народа Росгидрометцентр… А толку? Глава Москвы ещё может как-то повлиять на родных метеорологов, но погоду рублём не накажешь, она предпочитает иную валюту…

Давайте попробуем всю эту схоластику возложить на свои плечи – плечи перевозчика.

Весна. Дороги в тумане, вечная угроза подтоплений, а видимость – ограниченна.

Лето. Жарко. Дорожное покрытие с ненавистью взирает на проезжающие по нему грузовые автомобили (качество дорог у нас далеко не всегда соответствует возложенным на них обязанностям). Асфальт плавится. Тяжело нагруженные автомобили едут…

О зиме и осени – и говорить нечего: болото – и всё тут… О российских дорогах уж который век легенды складываются («три загиба на версту!»). Но старые притчи – это всего лишь мечта по сравнению с нынешними реалиями.

Именно перегрев послужил причиной того, что часть бочек с опасным грузом взорвалась в этом чулке. Пострадали перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель, дорога, окружающая среда…

 

Большинство постгорбачёвских властей на территории Бывшей Великой Страны с большим уважением относится к автомобильным дорогам. Весной они берегут дороги от перевозчиков по причине паводка, летом – по причине жары, осенью – по причине ливней, а зимой – по причине зимы… Весна и лето играют здесь (будем откровенны: бывает, что и по объективным причинам) самую болезненную роль, ибо ездить по этим дорогам можно только в перерывах между весной, летом, осенью и зимой.

Приведённое ниже мнение белорусского перевозчика – повод задуматься для многих. Не только для чиновников транспортных ведомств, но и для МЧС. Чтобы было меньше работы у фирм, оказывающих ритуальные услуги...

 

Опасные грузы – опасны!

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 1 марта 2005 г. подписал постановление № 13 «О сезонных ограничениях в 2005 году массы и нагрузок на оси транспортных средств при их движении по республиканским автомобильным дорогам». У предприятий, занятых перевозкой опасных грузов, оно в очередной раз вызвало разочарование. Как и в прошлые годы, в летний период начнутся старые проблемы. Ведь данным постановлением в дневное время суток с 10 до 22 часов при дневной температуре воздуха выше +25 ˚С запрещается движение транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось более 6 т.

Никто не сомневается в том, что дороги необходимо беречь. Можно с пониманием относиться к введению ограничений и долго спорить о их целесообразности. Но сейчас хочется сказать о другом. Мне кажется, что незаслуженно обделены вниманием перевозки опасных грузов. Ограничения, установленные настоящим постановлением, не распространяются на транспортные средства, осуществляющие перевозки скоропортящихся грузов и перевозки, связанные с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Я думаю, что летние ограничения также не должны распространяться на транспортные средства, перевозящие опасные грузы.

С этим автопоездом, перевозившим сухие токсичные вещества тоже произошла беда на дороге в Беларуси. Символ, изображенный на пакетах, весьма красноречив: в прежние времена он «красовался» на флагах пиратских кораблей

 

Сторонники сохранения дорог наверняка выскажут свои опасения, что дополнительный транспортный поток приведёт к разрушению дорожного полотна. Но хотелось бы сразу уточнить: во-первых, опасные грузы от общего объёма грузоперевозок составляют незначительную часть; во-вторых, опасные грузы в силу природных свойств при перевозке могут послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов и нанести вред окружающей среде.

Каждое лето мы, как и другие перевозчики опасных грузов, сталкивались с многочисленными проблемами. В жаркие дни с 10 до 22 часов запрещено движение из-за ограничений. Около 22 часов начинает темнеть. А в тёмное время суток перевозка опасных грузов запрещена (и это правильно: риск дорожно-транспортных происшествий ночью многократно возрастает, а их последствия могут быть очень серьёзными). Для движения оставалось лишь время от рассвета до 10 часов, т. е. 4-5 часов в сутки. За этот короткий промежуток времени можно одолеть в лучшем случае около400 км. Получалось, что Беларусь транзитом за один день невозможно проехать.

Порой при перевозке опасного груза нашим автомобилем доходило до смешного. Оформив документы на погранпереходе в Бресте в 11 часов, водитель вынужден стоять и ждать следующего утра из-за жары. С рассвета до начала действия ограничения, с учётом заправки автомобиля топливом, даже до Минска добраться не получалось. Опять приходилось ждать следующего рассвета, но уже в окрестностях столицы. На следующее утро, доехав до базы, водителю необходимо получить документы и сделать небольшой ремонт или обслуживание автомобиля. В очередной раз ждёшь рассвета. И только на третий день появлялась возможность выехать за пределы страны.

В течение всего этого времени была ли у водителя возможность отдохнуть, чтобы перевозить опасный груз бодрым, свежим, отдохнувшим, способным реагировать на возможные препятствия на дороге? Вопрос риторический, ибо не было такой возможности. А не мог ли водитель нарушить соглашение ЕСТР, регламентирующее режим труда и отдыха водителя или водительского экипажа, направленное прежде всего на повышение безопасности перевозок? Мог… Как руководитель, я обязан препятствовать таким явлениям. И препятствую. Но мне ведь одновременно сложно сесть в салоны всех тягачей, принадлежащих нашей компании…

Хорошая получается «фора» для конкурентов белорусских перевозчиков, предпочитающих объезжать Беларусь! И это – на фоне разговоров о привлечении в страну транзита. Я считаю безнравственным ограничивать движение на платных участках дороги. Это напоминает мазохизм. Мучиться за свои деньги!

Кстати, единственной страной на пути из Европы в Россию, кроме Беларуси, где могут быть введены ограничения на движение грузовых автомобилей из-за жары, является Польша. Но там это делается крайне редко, при дневных температурах более +30 ˚С на протяжении нескольких дней подряд. При этом перечень транспортных средств, на которые не распространяются эти ограничения, больше белорусского. В него включены транспортные средства, перевозящие опасные грузы. Ни в России, ни в Украине, ни в странах Балтии таких ограничений нет.

От перегрева упаковки с жидкими токсичными веществами вздулись (благо, что не успели взорваться). Но товаром это теперь никак не назовешь

 

А так ли необходимо подвергать опасности участников дорожного движения, оставляя на солнцепёке фуры с опасными грузами? Температура под тентом в солнечный день подымается выше отметки +50 ˚С. При этом избыточное давление в ёмкостях достигает критических отметок. На любом аэрозольном баллончике (а это тоже опасный груз) написано: предохранять от прямых солнечных лучей, не допускать нагревания свыше +50 ˚С. Несмотря на высокие требования к таре для перевозки опасных грузов, никто не даст гарантий, что она выдержит такие критические условия! Надо ли испытывать судьбу, оставляя на солнце машины, перевозящие, к примеру, вещества, самовозгорающиеся при соприкосновении с воздухом, подвергать опасности здоровье людей и риску повреждения материальные ценности?

Есть специфичные опасные грузы, которые хранятся и перевозятся при температуре не выше +25 ˚С. При её повышении существует опасность непроизвольной неконтролируемой бурной реакции с выделением токсичных газов. Что делать водителю автомобиля, перевозящего такую мину замедленного действия, если выйдет из строя рефрижераторная установка? Ведь работники «Белдорцентра» или ГАИ не имеют законных оснований разрешить движение к месту ремонта.

Достаточно ли оборудованных в соответствии с Конвенцией ДОПОГ (ADR) паркингов на белорусских дорогах, где могут остановиться транспортные средства, перевозящие опасные грузы? В Правилах перевозки опасных грузов говорится, что стоянки автомобилей с опасными грузами выбираются с учётом того, чтобы они были не ближе125 метровот жилых зданий и не ближе50 метровот производственных строений и дорог общего пользования. При перевозке токсичных и инфекционных веществ по возможности не следует делать остановок транспортных единиц в населённых пунктах или в местах скопления людей. Согласно правилам, исключаются все площадки для отдыха вдоль дорог, стоянки в населённых пунктах вблизи жилых домов и производственных строений. А те, что подходят, всегда ли оборудованы пожарными гидрантами? И как быстро к ним прибудут машины МЧС в случае аварии или инцидента, учитывая удалённость многих из них?

С 1 января 2005 года Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 года вступили в силу новые Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь. Их положения прямо не запрещают перевозку опасных грузов в тёмное время суток. Но, согласно статье 226, маршруты перевозок опасных грузов классов 1, 3, 6.1, 6.2, 7, имеющих знаки опасности №№ 2.1, 2.3, согласовываются с подразделениями ГАИ МВД. А те не всегда разрешают движение ночью. Даже если не запрещается движение в тёмное время суток, ночная езда таит в себе много опасностей. Вероятность аварийных ситуаций ночью резко возрастает. Это связано с и с тем, что человек – не кошка, а потому в темноте видит значительно хуже, чем днём. Водитель находится в постоянном напряжении в ожидании внезапного препятствия, а это ускоряет утомление.

И снова – нарушение температурного режима. И снова – потери…

 

Сколько раз приходилось наблюдать картину, когда некоторые недальновидные водители оставляют свои грузовики без включённых габаритных огней прямо на проезжей части дороги, не выставляя знак аварийной остановки и подвергая опасности добросовестных участников дорожного движения. Да и физиология человека такова, что в ночное время большинству из нас свойственно спать. Днём на солнце в кабине машины полноценно отдохнуть практически невозможно. В итоге ближе к рассвету реакции снижаются, усталость накапливается и водители начинают засыпать за рулём. Это зачастую приводит к печальным последствиям. Если же авария происходит с участием автомобиля, перевозящего опасные грузы, – последствия просто катастрофичны. Представьте ситуацию: водитель засыпает, автопоезд с токсичным или инфекционным веществом «уходит» в реку. Даже если малая толика груза попадёт в воду, последствия будут ужасные. Статистика аварий на предприятиях транспорта такова, что пики аварийности приходятся на первые зимние месяцы и на лето – когда днём водители не могут нормально отдохнуть, а под утро засыпают.

Об этом говорит печальный опыт нашей западной соседки – Польши. Ещё несколько лет назад во время жары автомобили с опасными грузами стояли днём наряду с другими автомобилями на стоянках. Но несколько крупных ночных аварий с машинами, перевозившими опасные грузы, из-за засыпания водителя за рулём, повлёкших человеческие жертвы и загрязнение окружающей среды, изменили взгляды поляков. И вот уже несколько лет в Польше никто не запрещает движение транспортных средств с опасными грузами в жару! Неужели только свой горький опыт заставит нас задуматься о том, что жизнь и здоровье людей дороже, чем дороги, которые мы так оберегаем!

Когда происходят аварии с участием автопоездов, перевозящих опасные грузы, это становится проблемой не только перевозчика, отправителя и получателя, но и МВД, МЧС…

 

Хочется пожелать, чтобы Министерство транспорта вникло наконец-то в проблемы перевозки опасных грузов в летнее время и пересмотрело предложения в постановление Совмина, а может, и оперативно внесло изменения, которые позволят автомобилям с опасными грузами ехать в дневное время, даже когда тепло. Кроме этого, необходимо чётко сформулировать, что такое «дневная температура воздуха» и кто её определяет. А то на трассе некоторые дорожники и работники ГАИ понимают этот термин своеобразно. Они берут бытовые термометры, вешают на солнечной стороне здания или укладывают прямо на асфальт. И объявляют о превышении температуры 25-градусной отметки. Но таким образом замеренная температура далека от реальной.

 

Зураб ШАЛАМБЕРИДЗЕ,

менеджер отдела собственного транспорта СП «Райзинг»

 

Пляски шаманов или здравый расчёт?

 

Не будем утомлять читателя статистическими сводками, но, по данным Гидрометцентра Республики Беларусь (в белорусском корпункте «Автоперевозчика» они имеются), за последние четыре года в этой стране ни на одной основной автомагистрали подтопления не происходило. И превышения среднестатистических летних температур – тоже. Тем не менее ежегодно министр транспорта и коммуникаций подписывает приказ об ограничении движения по автомобильным дорогам «от» и «до». Разумеется, в целях сохранения этих самых дорог. То же самое происходит и летом – правда, уже не по причине весеннего паводка, а по причине того, что летом жарко.

Легко и приятно сидеть в мягком кресле напротив телевизора и рассуждать: «Так и надо!». Гораздо хуже на солнцепёке сидеть за баранкой тягача с цистерной, не иметь права тронуться с места и надеяться только на Провидение Божье (а вдруг да и не взорв         ётся?)…

Увы, из года в год, из сезона в сезон приказы об ограничении движения транспортных средств принимаются исключительно по календарю: в прошлом году такой приказ об ограничении движения принят, значит, и нынче подайте мне на подпись. Причём это происходит и в Беларуси, и в России, и в странах Балтии, и в Германии, и в Польше, и в Украине. Ни гидрометцентры, ни самые продвинутые шаманы, да и никто иной не вправе повлиять на принятие таких судьбоносных решений.

Впрочем, лгу: 14 апреля нынешнего года министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Михаил Боровой подписал приказ об отмене сезонных ограничений на проезд ТКТС по некоторым республиканским автодорогам (после того как подписал приказ об этих самых ограничениях, а затем убедился, что весна состоялась не критической, а плавно переходящей в лето).

Сезонные ограничения массы и нагрузок на оси транспортных средств при их движении по республиканским автомобильным дорогам введены на период с 25 марта по 1 мая. В перечне дорог, на которых вводятся весенние ограничения, максимально допустимая нагрузка на одиночную ось у автотранспортных средств должна составлять от 6 до 8 т. На дорогах, которые не вошли в данный перечень, максимально допустимая нагрузка на одиночную ось составляет 9 т. Ограничения не распространяются на транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, лекарственных препаратов, горючесмазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, а также грузов, связанных с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Дорожники считают, что отказ от временных ограничений может привести к значительным затратам на восстановление дорог, разрушенных тяжеловесными транспортными средствами: по экспертным оценкам, они могут превысить 85 млн долларов США. А к каким потерям может привести всего лишь один взрыв? Этого никто не считал. В соответствии с Конвенцией ADR (по-нашему – ДОПОГ), около 80 % всех перевозимых грузов являются опасными. Речь идёт не только о цистернах с керосином, но и о дамских дезодорантах, которые лишь при непосредственном употреблении являются безопасными, а при жаре имеют обыкновение взрываться.

По мнению аварийного комиссара Анатолия Шмелёва, главы представительства в Беларуси компании «Lars Krogius», которая, в свою очередь, является уполномоченным агентом небезызвестной «Lloyd’s Agency», беда ещё тихо дремлет. Серьёзные аварии уже были (см. фото), и были вызванные ими тяжёлые последствия. Но, видимо, их было недостаточно для того, чтобы наши власти наконец-то поняли, что в жаркое время останавливать технику, перевозящую опасные грузы, не просто халатность, но преступление.

В общем, пока гром не грянет – никто не перекрестится…

 

Олег ЖАРКО