Безопасность "Защита транспортных комплексов без секретов"


Проблемы безопасности продолжают интенсивно разрабатываться для различных направлений деятельности человека. Результаты исследований сформировались в виде законодательных актов на федеральном уровне. Эти законы определяют правовые основы в указанной области по отдельным направлениям деятельности человека. К одному из них относится безопасность транспорта как составная часть национальной безопасности РФ.

 

Свойства транспортных систем

Повышение скоростей транспортных средств, резкое увеличение их количества, реализация новых принципов движения, совершенствование энергетических установок и средств обеспечения доставки выдвигают на повестку дня необходимость разработки основных направлений повышения безопасности современных транспортных систем. При этом надо иметь в виду, что транспортный комплекс обладает особенностями, резко отличающими его от других сложных объектов. Отличительным свойством данной системы является перемещение в пространстве транспортных средств.

Транспортные комплексы (ТК) рассматривают как открытые человекомашинные системы. Они представляют собой совокупность совместно действующих элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и образующих единство транспортных средств (ТС), коммуникаций, транспортной инфраструктуры и трудовых ресурсов. Целостность этой системы заключается в том, что она не сводится к простой сумме свойств, её составляющих. Исключение одной из подсистем приводит к нарушению безопасности функционирования всего комплекса. Как видим, транспортный комплекс представляет собой организационно-техническую систему, элементы которой находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование ТК характеризуется техническими, информационными, законодательно-правовыми, экономическими и трудовыми связями.

Как и другие сложные организационно-технические системы, ТК обладают отличительными признаками, к которым относятся:

- иерархическая структура, включающая в себя большое число взаимосвязанных элементов (подсистем);

- наличие общей цели функционирования системы, которой подчинены конкретные задачи работы отдельных подсистем;

- наличие интенсивных потоков информации;

- функционирование в условиях воздействия случайных факторов, в том числе и факторов внешней среды;

- уязвимость при воздействии последних;

- наличие черт самоорганизации, т. е. способность приходить к новому устойчивому состоянию вследствие изменения своих свойств.

Феномен сложности для ТК заключается в том, что увеличение числа детерминированных объектов в системе или (и) числа степеней свободы, а также наличие памяти приводят к образованию мегасистемы. Им присущи свойства, характерные для объектов этого класса:

- слабопредсказуемость, поскольку никакое сколь угодно подробное знание каждого из элементов мегасистемы и поведения её в прошлом не позволяет точно предсказать её состояние в будущем;

- целенаправленность, т. к. любая мегасистема в определённых пределах в состоянии управлять своей энтропией при случайном воздействии и способна функционировать, преследуя определённые цели;

- самоорганизация, ведь рынок, в котором действует ТК, обеспечивает управление за счёт обратных связей, возникающих между его элементами.

 

Влияние факторов

Опыт эксплуатации ТК показывает, что учесть все факторы, отрицательно влияющие на безопасность систем, и исключить их неблагоприятное воздействие на человека и природу не удаётся вследствие случайной, объективной природы этих факторов. Даже выполнив все технические, организационные и другие мероприятия, нельзя утверждать, что будет исключён риск перехода системы в опасное состояние. Последний является неотъемлемым свойством любой сложной системы, и её абсолютная безопасность не может быть достигнута.

В таком случае необходимо чётко различать желаемый идеал (абсолютную безопасность), техническую возможность и экономическую целесообразность допустимого (реально достижимого сегодня) уровня безопасности. Поэтому следует говорить о разумно допустимом уровне опасности (риске), достижение которого часто требует непростых технических решений и существенных экономических затрат.

Основой для разработки всей системы понятий, связанных с безопасностью транспорта, является перечень функций и объём их выполнения. Причём совокупность функций может рассматриваться как главная цель. Определяющей целью работы транспортного комплекса является перевозка пассажиров и грузов с минимально возможными материальными, энергетическими и временными затратами по заданному маршруту. При этом понятие «перевозка» здесь включает в себя все операции от приёма объектов транспортировки в пункте отправления до выгрузки их в пункте назначения.

Под недопустимым изменением состояния следует понимать нанесение ущерба различной степени тяжести здоровью участников движения, окружающей среде посредством ряда факторов. Среди них – неблагоприятное воздействие окружающей среды, выход из строя оборудования ТС и вспомогательных средств обеспечения транспортировки. Кроме того, неправильные действия персонала ТС и управляющих кадров транспортных предприятий, воздействие грузов, функциональных систем и устройств, а также неудовлетворительные динамические свойства ТС.

Поэтому под безопасностью транспортного комплекса будем понимать динамически устойчивое состояние по обеспечению перевозки объектов транспортировки с минимально возможными материальными, энергетическими и временными затратами по заданному маршруту без допустимого изменения их состояния, состояния технических средств транспортного комплекса, обслуживающего персонала, окружающей среды и населения, находящегося в зоне влияния перевозочного процесса.

Изложенные особенности ТК как сложной организационно-технической системы позволили сформулировать направления развития общей теории безопасности, характерные для ТК: конструктивная безопасность ТС; безопасность движения ТС, сохранность объектов транспортировки, управления ТК и обслуживания ТС. Каждая из этих составляющих имеет свои специфические особенности и требует отдельного рассмотрения в рамках оценки безопасности ТК.

Конструктивная безопасность ТС характеризуется безопасностью корпусных конструкций, энергетической установки, систем и оборудования, комплексов обработки информации и управления. Повышение безопасности этих составляющих возможно при использовании систем и средств технического диагностирования и прогнозирования состояния и противоаварийных систем управления, а также информационной поддержки по эксплуатации оборудования ТС и борьбы за живучесть в аварийных ситуациях.

Современный уровень развития техники свидетельствует о возможности использования (по отдельности или в различных комбинациях) следующих принципиально отличных стратегий обеспечения безопасности ТК: безотказности, отказоустойчивости и безопасного поведения при аварии (борьбы за живучесть).

При этом следует иметь в виду, что характеристики надёжности определяют конструктивную безопасность только в период нормального функционирования ТС, в то время как характеристики живучести квалифицируют степень безопасности при аварийных ситуациях. Эта составляющая безопасности ТК проявят себя в основном уже на стадии разработки и производства ТС и его оборудования. Она обуславливается мероприятиями проектного характера, повышающими их уровень защиты.

Безопасность движения представляет собой интегральное понятие, а как объект рассмотрения является существенной составляющей в общей безопасности ТК. Она характеризуется безопасностью маршрута движения, объекта транспортировки, внешних воздействий на пути следования (время движения, метеорологические условия, состояние дорожного полотна, количество ТС на всём протяжении и т. д.), а также трудовых ресурсов (персонала ТС).

Маршрут движения определяется экологической безопасностью объектов транспортировки, условиями внешней обстановки и сроками их доставки, а его безопасность характеризуется оснащением информационными средствами состояния коммуникаций и их качеством.

Безопасность объекта транспортировки зависит от его вида и, соответственно, мер, принимаемых на ТС для его защиты от несанкционированного доступа (особенно если это экологически опасный объект) и, как следствие, возможной аварийной или катастрофической ситуации.

Что касается безопасности внешних воздействий на маршруте движения, то она определяется внешним природным влиянием, воздействием других ТС и их количеством на маршруте движения, которые являются случайными и могут прогнозироваться с какой-то вероятностью.

Следует отметить, что безопасность трудовых ресурсов определяется состоянием персонала ТС, компании и его знаниями по управлению ТС на маршруте движения. Она характеризуется наличием соответствующей политики по обеспечению персоналом требуемой квалификации, проведению его тренировок по предотвращению аварийных ситуаций и оснащённостью тренировочными средствами.

Безопасность объектов транспортировки в местах их дислокации характеризуется противопожарной безопасностью мест дислокации объектов транспортировки, безопасностью охраны объектов транспортировки от несанкционированного доступа, а также условиями их размещения.

Условия хранения определяются соответствующим размещением по нормам пожароопасности. Потери от них могут быть в определённых случаях не только значительными, но и катастрофическими, особенно при возникновении пожара. Поэтому размещение объектов транспортировки требует высокой квалификации обслуживающего персонала и применения систем информационной поддержки, в значительной степени упрощающих данную задачу и позволяющих снизить квалификацию работников. Взрывопожаробезопасность помещений представляется наиболее сложной составляющей безопасности транспортируемых объектов и наиболее ответственной, поскольку она требует капитальных затрат при строительстве мест дислокации объектов транспортировки (вокзалов или складов).

Организация охраны транспортируемых объектов требует применения соответствующих систем охранной сигнализации, совмещаемых с системами пожарной сигнализации, а также специальных мер по защите от террористических действий. Заметим, что безопасность условий размещения объектов перемещения определяет сохранность груза в месте его хранения или перевалки и комфортные условия для пассажиров в ожидании ТС.

Безопасность управления транспортными средствами ТК обусловливается безопасностью организационной структуры управления, технических средств, обеспечивающих ТО, отвечающих за управление ТК, а также безопасностью персонала.

Организационная структура управления обеспечивает высокую оперативность, надёжность и полноту контроля за ходом транспортировки; чёткую работу всех подразделений в бесперебойном транспортном процессе и правильную их соподчинённость. В связи с ростом сложности транспортного процесса существующая структура управления на транспорте не обеспечивает получения и переработки полной, достоверной информации о действительном состоянии транспорта на местах. Использование современных компьютерных технологий позволяет разрабатывать решения оперативных задач по обеспечению безопасности движения и передавать персоналу ТС.

 

Основы концепции

Для выработки концепции безопасности транспорта как целостной системы знания необходимо определение её идеологических оснований, т. е. системы взглядов, в которых оценивалось бы отношение людей к опасности и формировались критерии, показатели и параметры требуемого уровня безопасности.

При формировании концепции следует решить вопрос о критериях, показателях и параметрах соответствия реальной обстановки требованиям безопасности, о том, где, как, какими силами и средствами выявлять угрозы безопасности и организовывать деятельность по их предупреждению и локализации.

Принятые в настоящее время показатели уровня безопасности не позволяют разрабатывать достаточно обоснованные прогнозы по безопасности на транспорте. Сложно также оценивать эффективность конкретных мероприятий по её обеспечению. А рациональным образом распределять ресурсы, выделенные на её повышение, вообще проблематично. Поэтому в первую очередь необходимо определить основные научные и научно-организационные аспекты основных направлений безопасности транспортных комплексов: методологические, нормативные и организационные.

Выполнение исследований в представленных направлениях позволит разработать научно обоснованную для всех видов транспорта нормативную базу транспортного комплекса, включающую в себя: нормы проектирования систем ТК по критериям безопасности; нормативную базу регулирования безопасности риска на различных стадиях функционирования ТК; системы надзора, экспертизы и декларирования.

Формирование нормативной базы транспортного комплекса настоятельно требует создания независимого центра по анализу аварий и катастроф на транспорте, а также системы управления безопасностью (СУБ) ТК, которая позволит:

-        разработать политику транспортного комплекса в области безопасности и защиты окружающей среды и обеспечить ответственность и полномочия различных составляющих ТК в указанной сфере;

-        накопить статистические данные по особенностям развития аварийных ситуаций и назначить научно обоснованные критерии на параметры оперативного контроля ТК;

-        определить направления повышения профессиональной подготовки операторов на транспорте, а также более широкого внедрения тренажёров для обучения персонала на всех уровнях его функционирования, поскольку человеческий фактор в период развития аварийной ситуации может играть как положительную, так и отрицательную роль (локализуя или усугубляя аварийную ситуацию);

-        рассмотреть проблему безопасности ТК на качественно новой, межведомственной, основе и разработать расчётные методы определения показателей безопасности при проектировании, создании и эксплуатации транспортных систем, а также методы оценки реально достигнутого уровня безопасности.

 

Д. т. н., профессор О. БЕЛЫЙ,

д. т. н., профессор Д. СКОРОХОДОВ,

Институт проблем транспорта Российской Академии наук