Конкуренция "Кадры решают всё..."


В международных автоперевозках водитель – последнее и решающее звено. То самое звено, которое одна весьма интеллигентная дама на российском TV именует слабым звеном.

Ты – хозяин. Ты – директор. У тебя есть подвижной состав суммарной стоимостью в три миллиона так называемых условных денежных единиц, ремонтная база, которую вообще никак не оценишь. Да ещё груз стоимостью около 50 тыс. у. е. И тут водитель, которого ты взял на работу, которому приходится верить, соглашается на предложение «реальных пацанов». А дальше – так называемая недоставка, платить за которую – тебе…

Так что приходится думать не только о том, кого берёшь на работу, но и о том, как «повесить» часть ответственности на исполнителя…

 

Кого пущать, а кого нет?

Не от хорошей жизни белорусский минтранс «в целях совершенствования порядка допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства» 4 февраля2005 г. принял постановление № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 декабря2002 г. № 42» (далее – Инструкция № 7).

Этим постановлением в новой редакции изложена Инструкция по стажировке и допуску к самостоятельной работе водителя автомобильного транспортного средства, утверждённая постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 декабря2002 г. № 42 (далее – Инструкция № 42), которая с момента принятия постановления от 4 февраля № 7 будет называться «Инструкция о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства». Из названия слово «стажировка» исчезло. С чем это связано и в чём отличие инструкции № 7 от ранее действовавшей инструкции № 42?

На кого распространяется Инструкция?

Инструкция № 7 распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров или грузов. Целью инструкции № 7 является подготовка водителя автомобильного транспортного средства к самостоятельной работе путём совершенствования его профессиональных знаний и навыков управления автомобильным транспортным средством при перевозке пассажиров или грузов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и культуру обслуживания пассажиров.

Пунктом 4 Инструкции № 7 установлено, что лицо, нанимаемое на работу в качестве водителя автомобильного транспортного средства, а также водитель автомобильного транспортного средства – индивидуальный предприниматель должны пройти стажировку в соответствии с настоящей Инструкцией. Редакция данного пункта не содержит разных подходов к требованиям при приёме на работу водителей для перевозки пассажиров или грузов. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 15 Инструкции № 7, стажировка проводится с водителями следующих транспортных средств:

автобусов, предназначенных для городских и пригородных перевозок пассажиров;

автобусов, предназначенных для перевозок пассажиров для собственных нужд;

автобусов, предназначенных для междугородных и международных перевозок пассажиров, – по необходимости, по решению перевозчика;

автомобилей-такси.

Как видим, в отличие от ранее действовавшей редакции в Инструкции № 7 чёткой регламентации стажировки с водителями грузовых автомобилей не содержится.

Допуск к работе водителей автомобильных транспортных средств при выполнении международных перевозок пассажиров или грузов осуществляется после получения ими свидетельства об окончании курсов по выполнению международных перевозок пассажиров или грузов автомобильным транспортом.

 

Правила проведения стажировки

Остановимся подробнее на правилах проведения стажировки водителей.

Проведение стажировки водителя обеспечивается перевозчиком самостоятельно или на основании договоров с автотранспортными организациями или учебными организациями, осуществляющими подготовку водителей механических транспортных средств и имеющими возможности для проведения стажировки.

Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника автотранспортной организации или мастера производственного обучения вождению учебной организации, осуществляющей подготовку водителей механических транспортных средств.

Стажировка водителя должна производиться на типе (модели) автомобильного транспортного средства, на котором будет работать стажируемый водитель.

Стажировка водителя автобуса при выполнении городских, пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении проводится по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты, а водителя автомобиля-такси и водителей автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, – на участках или объектах их работы в соответствии с графиком работы водителя-наставника, проводящего стажировку.

При осуществлении стажировки автомобильным транспортным средством должен управлять стажёр. Водитель-наставник может отстранить водителя-стажёра от управления автомобильным транспортным средством при возникновении сложных дорожных условий для движения (гололёд, сильный снегопад, туман и т. д.), а также при выполнении первого рейса по маршруту в регулярном сообщении, сделав соответствующую запись в карточке стажировки.

 

Требования к водителям-наставникам и их обязанности

Водитель-наставник назначается приказом организации, осуществляющей стажировку. Он должен быть из числа водителей или мастеров производственного обучения вождению, качественно выполняющих производственные задания, имеющих опыт работы без дорожно-транспортных происшествий, способных воспитывать и обучать других водителей и не имеющих за последний год работы дисциплинарных взысканий и нарушений правил дорожного движения.

Водитель-наставник обязан:

знать нормативные правовые акты, регламентирующие требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов;

иметь стаж работы на типе (модели) автомобильного транспортного средства, на котором проводится стажировка, не менее трёх лет;

знать и уметь на практике показать приёмы безопасного управления автомобильным транспортным средством в различных условиях движения;

знать опасные для движения участки улиц и дорог на конкретном маршруте движения и обучить водителя-стажёра навыкам безопасного управления автомобильным транспортным средством на данных участках;

вести в соответствии с требованиями настоящей Инструкции учёт и оценку работы водителя-стажёра.

Оценка работы водителя-наставника осуществляется по результатам работы стажируемого им водителя в течение первого года самостоятельной работы.

Число водителей-наставников определяется организацией, осуществляющей стажировку, самостоятельно исходя из объема и продолжительности стажировки и специфики работы перевозчика или организации, осуществляющей стажировку.

Водитель-наставник должен вести учёт и оценку работы водителя-стажера в карточке стажировки водителя по утверждённой Инструкцией № 7 форме.

По результатам стажировки водитель-наставник даёт заключение о возможности допуска к работе водителя, прошедшего стажировку, с указанием типа (модели) автомобильного транспортного средства и маршрута, на котором он может работать.

 

 

                КАРТОЧКА

              стажировки водителя

 

   ______________________________________________ согласно приказу

        (фамилия, имя, отчество)

____________________________________________________________________

           (наименование организации)

от "__" _____________ 200_ г.           № _______________

с "__" ______________ 200_ г. направлен на стажировку в объеме _____

часов.

 

Удостоверение водителя ___________________ № _________

              (серия)

Водитель-наставник _________________________________________________

                 (фамилия, имя, отчество)

Приказ о назначении водителя-наставника №_______ от _______________

 

Заключение водителя-наставника:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________

   (подпись)

"__" ______________ 200_ г.

 

Заключение комиссии:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________

   (подпись)

___________________

___________________

"__" ______________ 200_ г.

 

                          Оборотная сторона

 

Число,
месяц

Маршрут
(объект
работы)

Тип (модель),
государственный
номер 
автомобильного
транспортного
средства 

Время
работы
с ____
до ___

Коли-
чество
часов
стажи-
ровки

Заме-
чания
по 
стажи-
ровке

Подпись
води-
теля-
настав-
ника 

Подпись
диспет-
чера 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление допуска водителя к самостоятельной работе

Для проверки профессиональной пригодности водителя автомобильного транспортного средства к самостоятельной работе приказом организации, осуществляющей стажировку, назначается комиссия по проверке пригодности водителя-стажёра к самостоятельной работе.

Решение о допуске к самостоятельной работе водителя принимается на основании заключений водителя-наставника и комиссии.

Для индивидуального предпринимателя основанием для допуска к самостоятельной работе водителя является положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки водителя, для юридических лиц – заключение комиссии и приказ руководителя юридического лица.

Если водитель, прошедший стажировку в полном объёме, не имеет достаточных навыков управления автомобильным транспортным средством, то ему могут предложить пройти дополнительную стажировку или отказать в работе водителем автомобильного транспортного средства.

 

Продолжительность стажировки

Инструкцией установлена продолжительность стажировки водителя автобуса и такси в зависимости от его квалификации и опыта работы. Причём стажировку должны проходить не только водители автобусов при выполнении коммерческих перевозок пассажиров, но и водители автобусов при выполнении перевозок для собственных нужд, например для перевозки работников своего предприятия к месту работы.

Водитель автобуса, имеющий удостоверение на право управления автомобильными транспортными средствами категорий "В", "Д"; "С", "Д" или "В", "С", "Д" и не работавший водителем автобуса, после стажировки должен работать не менее двух месяцев на регулярном маршруте (группе регулярных маршрутов), на котором (которых) он стажировался, не привлекаться к работе с 0 до 5 часов утра.

Во время стажировки и в первые 10 дней самостоятельной работы на регулярных городских и пригородных маршрутах к водителю автобуса не должны применяться меры воздействия за допущенные случаи опоздания прибытия на промежуточный или конечный пункт маршрута.

Водителю автомобиля-такси в течение первого месяца работы после стажировки может быть сокращено плановое задание.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА

(КАТЕГОРИЯ Д ИЛИ ДЕ)

Условия, определяющие   
продолжительность стажировки 
водителя автобуса    

Продолжительность стажировки
водителя автобуса, не менее
часов     

обслуживающего
городские и
пригородные
перевозки 

осуществляющего
перевозки для
собственных
нужд  

Не работал водителем автобуса  

112  

32   

Работал водителем автобуса менее 
одного года           

64  

16   

Не работал водителем автобуса в 
течение последнего года     

32  

8   

Не управлял автобусом      
соответствующего класса (М2 , 
М3)             

16  

8   

Работал водителем автобуса, но не
управлял маркой и моделью    
автобуса, на котором предстоит  
работать             

8  

8   

Работал водителем автобуса, но не
обслуживал городской, пригородный
или междугородный маршрут    
регулярного сообщения      

Один   
оборотный 
рейс по  
маршруту  

-   

В случаях, если не требуется   
стажировка по вышеуказанным   
условиям             

4  

4   

 М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

 

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ-ТАКСИ

(КАТЕГОРИЯ В)

Условия, определяющие продолжительность
стажировки водителя автомобиля-такси 

Продолжительность 
стажировки водителя
автомобиля-такси, не
менее часов  

Не работал водителем автомобиля-такси  

24    

Не работал водителем автомобиля-такси  
более одного года            

16    

Работал водителем автомобиля-такси, но не
управлял маркой и моделью автомобиля, на 
котором предстоит работать        

4    

Работал водителем автомобиля-такси, но не
обслуживал городской, пригородный или  
междугородный маршрут регулярного    
сообщения (в том числе экспрессный)   

Один оборотный  
рейс по маршруту  

В случаях, если не требуется стажировка по
вышеуказанным условиям          

2    

 

Ответственность

Ответственность за организацию стажировки возлагается на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, организующего проведение стажировки в соответствии с законодательством.

Водитель-наставник несёт ответственность за качество и полноту обучения водителя-стажёра, а также за объективность заключения о его пригодности к самостоятельной работе в соответствии с законодательством.

Водитель-стажёр несёт ответственность за несоблюдение установленного порядка прохождения стажировки в соответствии с законодательством.

Контроль за проведением перевозчиком стажировки водителя автомобильного транспортного средства в соответствии с требованиями настоящей Инструкции осуществляется Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

 

Светлана ИГНАТОВИЧ,

юрист