Международные перевозки "Палка о трёх концах"


Дёшево перевозить грузы между Молдовой и Беларусью уже некому

 

Между Беларусью и Молдовой давно сложилось тесное сотрудничество в области международного автомобильного сообщения. Взаимоотношения в сфере перевозок грузов и пассажиров регулируются двусторонним межправительственным соглашением, подписанным 11 лет назад. Но нынче возникли определённые проблемы…

 

А нужно ли нам это «одеяло»?

Не станем обращаться в прошлое и вспоминать, “какими были мы на старте”. Сопоставим цифры сегодняшние. В прошлом году транспортные операторы Молдовы доставили более 78 тыс. т грузов, совершив 5550 поездок в двустороннем и транзитном сообщении по территории Беларуси. “Актив” отечественных перевозчиков более чем скромен: 5787 т и 450 поездок. Подсчитаем – прослезимся. Молдавские коллеги выполняют почти 94 % двусторонних перевозок. Это – нонсенс в практике международных транспортных отношений.

Значительное расхождение в объёмах доставки грузов отчасти объясняется спецификой товарооборота между двумя странами. Овощи, фрукты, подсолнечное масло, сахар, соки, вина и прочие грузы из Молдовы в большинстве своём перевозятся автомобильным транспортом. Из Беларуси же лишь незначительная часть экспорта – лекарства, спички, керамическая плитка, бытовая техника – доставляется большегрузными машинами. Однако парадокс ситуации в том, что объёмы белорусского экспорта на 93 % (!) обеспечиваются молдавскими перевозчиками.

“Одеяло” рынка двусторонних автомобильных перевозок молдаване перетянули на себя, укутавшись им чуть ли не со всех сторон. В прошлом году они использовали более 90 % переданных Беларусью разрешений – двусторонних, транзитных и в/из третьих стран. Белорусы же задействовали лишь пятую часть выделенного.

Кто везёт, на том и едут – этот народный постулат, но с несколько отличающимся от изначального смыслом, в нашем случае как нельзя лучше характеризует диспаритет в соотношении поездок белорусских и молдавских перевозчиков. Мы не станем анализировать, почему “они” ездят, а “нам” в другую сторону. В конечном счёте, каждый перевозчик вправе самостоятельно определять приоритеты своей деятельности и направление движения собственного подвижного состава. А вот ситуация, в которой оказались молдавские коллеги в нынешнем году, представляет интерес.

На заседании белорусско-молдавской Смешанной комиссии по международному автомобильному сообщению, состоявшемся в середине апреля нынешнего года, молдавской стороне было сообщено, что в соответствии с изменившимся национальным законодательством Беларуси с текущего года необходимым условием при определении количества разрешений является соблюдение паритета поездок отечественных и иностранных перевозчиков. Таким образом, молдаванам на2005 г. выделили 20 % прошлогоднего объёма двусторонних, транзитных и разрешений в/из третьих стран с оплатой и без оплаты сбора. Предложенного количества разрешений им хватит только на три месяца.

Ни увещевания о том, что данное существенное уменьшение ставит под угрозу двусторонние торгово-экономические взаимоотношения, что оно скажется на ассортименте и объёмах молдавской продукции для нужд населения Беларуси, а также грозит срывом задания по наращиванию экспорта белорусских товаров в Молдову; ни аргумент о сохранении молдавской стороной прошлогоднего объёма разрешений для белорусов; ни реальное обоснование (исходя из таможенной статистики) необходимости для молдавских перевозчиков количества разрешений, предварительно определённого на прошлогоднем заседании Смешанной комиссии; ни противоречие возникшей ситуации положениям двустороннего межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении – ничто не сыграло в пользу молдавской стороны. Как говорится, получите и распишитесь.

Как говаривал Ходжа Насреддин, скажем сто раз “халва” – во рту слаще не станет. Думается, транспортникам Молдовы не перебили вкус горечи обещания белорусской стороны внести на рассмотрение проект постановления о выделении дополнительного количества разрешений для перевозчиков.

Зри в корень. Пожалуй, этим изречением Козьмы Пруткова можно охарактеризовать кивок молдаванам – мол, увеличение количества разрешений для ваших перевозчиков зависит от объёмов доставки грузов белорусскими перевозчиками в/из Молдовы. Позвольте, а кто мешает белорусам наращивать грузоперевозки?! Напротив, милости просят: вот вам молдавские разрешения на блюдечке с голубой каёмочкой. Ан нет, не лежит у нас душа к этому направлению…

        

Кто “оседлает” молдавский рынок?

Анализировать, оценивать, определяться в выводах – удел соответствующих специалистов предназначенных на то структур. Не берёмся вступать в дискуссию с белорусским Минфином, который при подготовке проекта постановления Совмина о количестве разрешений на проезд автотранспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь на2005 г. высказывал замечания по соблюдению паритета при определении количества разрешений для белорусских и иностранных перевозчиков (в том числе и молдавских). Не принимая во внимание данные таможенной статистики и обоснование необходимости согласования для молдавских перевозчиков количества разрешений, определённого протоколом прошлогоднего заседания Смешанной комиссии, министерство финансов настояло на уменьшении количества разрешений.

Бесспорно, необходимо защищать интересы отечественного перевозчика. Никто не ставит под сомнение, что основой принятого решения служит существующий закон. Однако не получится ли так, что палка, вставляемая в колесо иностранного перевозчика, обратным концом затронет колесо отечественного большегруза?..

По Молдове на 1 марта текущего года белорусские перевозчики использовали 26 (!) двусторонних/транзитных разрешений – в два с половиной раза меньше, чем 2004-м и 5 разрешений в/из третьих стран. Если исходить из данных статистики, то опасения по обозначенному вопросу как бы напрасны. Возможно. И тем не менее: почему отечественный подвижной состав как чёрт ладана сторонится некогда братской (да и сейчас в общем-то не чужой) республики?

– Не берусь судить за всех, но у крупных “международников” нет финансовых интересов к молдавскому рынку, потому как возить фактически нечего, – пояснил представитель достаточно известной в кругу автоперевозчиков транспортной компании. – В основном это сезонные поездки, когда идёт заготовка овощей и фруктов. Поэтому ездят в основном фуры мелких автохозяйств да частники. Это одна сторона дела. Другая же заключается в том, что путь перевозчика лежит через Украину, а местные таможенные органы не в меру “внимательны” к тем, кто везёт, к примеру, молдавские вина и овощи-фрукты. Суть, думаю, пояснять не надо. Третья проблема – дороги. По украинским трассам идти – машину гробить.

Другие суждения. В Молдове, как правило, нет обратной загрузки и постоянных клиентов; довольно сложная криминогенная обстановка; нередки проблемы с платежами и расчётами; продукция скоропортящаяся, а значит – спецтранспорт, санитарный контроль. Словом, кому нужны лишние проблемы?

Это позиция практиков.

Чиновники же, зависимые от мнения крупных отечественных перевозчиков, не выезжая в кожаных креслах дальше стен собственных кабинетов, считают, что перевозчикам проще “сбить лёгкую деньгу” на проторенной дорожке из России в Германию и обратно, нежели осваивать новые направления. По их мнению, использование молдавских разрешений на перевозках между Беларусью и Молдовой – удел в первую очередь индивидуальных предпринимателей. У них, мол, более низкая налоговая нагрузка, да и “экологичность” транспорта далеко не европейская.

Оставим суть сказанного без комментариев. Отметим лишь: не вы ли, господа-товарищи, долго измывались, а потом всё-таки зарезали ту курицу, которая несла золотые яйца? В нынешней неконкурентной ситуации на белорусском рынке международных транспортных услуг иных “индивидуалов” уж нет, а те – далече (в России, Прибалтике, Польше).

 

«Ату их, мелких!..»

Вы когда-нибудь наблюдали совместную прогулку дога и карликового пинчера? Дог весом в центнер (а то и полтора), исполненный чувства собственного достоинства, гуляет в парке, иногда поднимая ногу. Карликовый же пинчер, который росточком едва достаёт до щиколотки дога, захлёбывается собственным лаем. У нас же – ситуация прямо противоложная: лает дог, а пинчер просто мудро и молча сбежал в края иные… В списочном составе белорусских перевозчиков, у которых за период с 1 января2004 г. по 31 марта2005 г. страной отправления значилась Молдова, – 40 фирм и “ипэшников”. Половина из них – представители Брестского региона.

Если в 1998 году Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков обеспечивала TIR-карнетами 3720 перевозчиков, то в 2005 – чуть менее 1200. На местном рынке остались исключительно крупные компании. А поскольку они крупные, им приходится содержать огромный обслуживающий персонал. Расходы и налоги – несусветные. Посему копеечные ставки перевозок на Молдову их никоим образом не устраивают. Они привыкли к более комфортным и дорогостоящим перевозкам в Германию, Италию, Испанию, Францию… Ранее эти перевозки осуществляли и мелкие фирмы. Но «биг мэнов» не устраивала конкуренция со стороны мелких и средних транспортных компаний. Те были готовы ехать за копейки, а в Молдову можно было ездить не на Евро-4, а на допотопном КамАЗе.

Если учесть, что основное ядро этого «коллектива» – члены правления БАМАП, БАМЭ, члены коллегии местного минтранса (нередко – одним и тем же местом на всех стульях сразу), то и добиваться принятия благоприятного решения по устранению мелкотравчатых конкурентов им не очень сложно. Правда, есть нюанс: если сидишь не на одном стуле, может однажды и защемить (попробуйте сами – не понравится)…

Перевозчиков, у которых до пяти машин, сегодня в БАМАП числится чуть более 1 %. А в 1998 году их было 38 %. А ведь это был именно тот наиболее мобильный малый и средний бизнес, который существенно отличается своей шустростью от «монстров» перевозок. Теперь его фактически не стало – он ушёл в Россию, Литву, Польшу, Украину. Там он платит налоги и там осуществляет перевозки за те деньги, на которые ни в коем случае не согласен крупный перевозчик.

А те самые «монстры отечественных перевозок», сидя сегодня за столом переговоров, пытаются винить молдаван в том, что оставшиеся в живых белорусские международные автоперевозчики не желают ездить задёшево и рядом. Самое простое решение принято: коль наши доблестные перевозчики в Молдову не желают ездить – так и вам у нас не бывать. И совсем неважно, что белорусам (не всем, а лишь тем, кому это позволяет заработная плата) теперь придётся жевать дорогие греческие и испанские фрукты и овощи, пить дорогие красные виноградные вина (если учесть последствия аварии на ЧАЭС), а дешёвые и качественные продукты из Молдовы – увы!..

А если ещё и белорусский президент узнает, что экспортные товары теперь не на чем вывозить, – вам точно недолго осталось сидеть в своих кожаных креслах, господа хорошие…

Алексей КУХАРЕВИЧ