Связь "Навигация по карману"


Ставшая популярной в последнее время навигационная техника продолжает завоёвывать воображение новых её поклонников, среди которых не только путешественники, рыболовы и охотники, но и представители бизнеса разного уровня в сфере охраны, перевозок всеми видами транспорта, предприятий доставки, экстренных служб, такси и многих других областей. И здесь возникает вопрос: могут ли представители столь разноплановых направлений обойтись одним и тем же оборудованием и программным обеспечением? Ответ очевиден – конечно же, нет.

 

Проблема выбора

Вот тут и начинается самое интересное – поиск необходимой системы, максимально удовлетворяющей потребностям предприятия и согласующейся с размерами его «кармана».

Часто стакиваешься с ситуацией, когда руководитель организации (или другое уполномоченное им лицо), услышав или прочитав в популярном издании о положительном опыте применения новых навигационных технологий, желает «скопировать» удачное техническое решение на собственном предприятии. Однако при этом зачастую не делается скидка на «национальные особенности» (особенности функционирования собственного предприятия), и вместо положительного получается в лучшем случае нулевой эффект.

Иллюстрацией непродуманных действий может послужить такой (часто встречающийся на практике) подход к выбору системы. Обращается представитель предприятия с просьбой осветить какой-то вариант построения системы. Начинаешь осторожно интересоваться, а почему заинтересовал именно он, и получаешь ответ вроде: «Хочу знать, где автомобили и что делают водители». Объясняешь, что цены могут существенно варьироваться в зависимости от варианта построения системы, который, в свою очередь, определяется её назначением и функциональной наполненностью. При этом обращаешь внимание, что для систем реального времени (позволяющих «посмотреть», где именно сейчас находится автомобиль) немаловажной расходной статьёй будут эксплуатационные расходы на обслуживание каналов связи, по которым информация о местоположении будет поступать с борта транспортного средства на центр слежения. В ходе дальнейшего общения выясняется, что цель приобретения системы, контроль целевого использования транспорта, может быть достигнута более дешёвыми средствами – установкой так называемых «чёрных ящиков», позволяющих записывать информацию о всех перемещениях автомобиля и обрабатывать её после возвращения машины из рейса, и соответствующего программного обеспечения. При этом экономятся средства на приобретение системы (в 1,5-2 раза) и отсутствуют эксплуатационные расходы.

Во избежание такого сценария развития событий прежде чем приобщаться к высоким космическим технологиям необходимо определить, зачем это, собственно говоря, надо.

 

Придерживаясь рекомендаций

Можно сформулировать несколько рекомендаций, не претендуя на истину в последней инстанции, а лишь обращая внимание на необходимость взвешенного подхода к выбору навигационного оборудования.

Охрана автомобиля. Здесь, несомненно, должна использоваться система реального времени (on-line). При этом устанавливаемое оборудование, помимо навигационных функций, должно позволять подключать охранные датчики и исполнительные устройства, быть малогабаритным и устойчивым к воздействию электромагнитных помех. Последнее необходимо для того, чтобы нельзя было какой-нибудь старой электробритвой «заглушить» охранную систему, превратив ее в дорогостоящего, но немого свидетеля угона, который всё «видит», но… ничего не может «сказать».

Кроме того, тщательный подход к выбору системы связи обеспечит в дальнейшем возможность как можно дольше и как можно дальше отслеживать угнанный автомобиль. Если охраняемая техника дорогая и нет сплошного «покрытия» сотовыми сетями связи, имеет смысл рассмотреть варианты использования спутниковых систем связи для передачи информации о местонахождении объекта охраны.

И хорошо бы сразу позаботиться о создании собственной или использовании предоставляемой какой-либо фирмой системы быстрого реагирования по факту угона и организации взаимодействия с силовыми структурами в данном вопросе.

Экстренные службы, службы доставки, такси и т. п. В данных случаях также следует остановить свой выбор на системах «реального времени». Он определяется необходимостью получения оперативной информации о местоположении каждого транспортного средства из парка автомобилей, работающих на линии, для оптимального обслуживания поступающих заказов (вызовов). При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы программное обеспечение лучшим образом подходило к решению производственных задач, а зона обслуживания используемой системы связи позволяла максимально перекрывать места возможного нахождения транспортных средств предприятия.

Международные и междугородные перевозки. Здесь существует несколько вариантов: можно применять оборудование послерейсового контроля типа «чёрный ящик» или, если требуется эпизодический контроль местоположения автомобиля, использовать систему «реального времени». При выборе последней следует обратить внимание на то, чтобы бортовое оборудование имело возможность накопления данных по типу «чёрного ящика». Это позволит, с одной стороны, выполнять эпизодический контроль в режиме «on-line», не затрачивая больших средств на оплату связи, а с другой стороны – получать детальную путевую информацию после возвращения машины из рейса.

Региональные перевозки. В этом случае, как правило, для полного контроля за целевым использованием транспорта и сохранностью грузов можно ограничиться системами типа «чёрный ящик», функционирующими в режиме послерейсовой обработки навигационной информации. Установка подобной системы обходится предприятию в 1,5-2 раза дешевле и не потребует последующих эксплуатационных расходов. Однако и в этом случае не стоит торопиться. Лучше потратить определённое время на изучение возможностей и выбор бортового оборудования и программного обеспечения. Следует обратить внимание на то, чтобы бортовое оборудование позволяло:

- накапливать путевую информацию в течение требуемого периода времени;

- достаточно быстро, надёжно и с минимальными неудобствами переносить её в центр обработки;

- записывать при необходимости показания бортовых датчиков.

При этом программное обеспечение должно обладать наибольшим спектром необходимых функций, позволяющих обрабатывать, сортировать, накапливать и хранить полученные сведения, формировать необходимые отчёты и представлять другую производственную информацию в удобном и доступном виде.

Следует обратить внимание и на техническую поддержку, предлагаемую поставщиком системы, возможность её наращивания, а также сопряжения оборудования "реального времени" и "чёрных ящиков". Ведь не исключается вариант, когда одна часть (например, наиболее дорогостоящая) подвижного состава оборудуется онлайновыми комплектами, а другая – "чёрными ящиками". При этом желательно, чтобы программное обеспечение было единым и позволяло работать со всеми типами бортового оборудования.

Приведённые рекомендации, конечно, не могут претендовать на полный охват всех возможных вариантов и ситуаций, с учётом всего многообразия автопредприятий, схем построения систем навигации и связи, но лишь иллюстрируют необходимость системного подхода к выбору подходящего бортового оборудования и программного обеспечения. Это позволит сделать по карману высокие космические технологии любой автотранспортной организации, заинтересованной в контроле целевого использования подвижного состава, повышении дисциплинированности водителей и оптимизации работы организации в целом.

 

Александр ВНУКОВ