Таможня "Под конвоем"


В последнее время всё больше перевозчиков сталкиваются с извечной в наших местах проблемой: доставить груз в Россию необходимо, но обходится это гораздо дороже, чем предусмотрено контрактом: процедуру перевозки существенно удорожают «люди с государственными полномочиями». То ли законы неточно пишутся, то ли они неверно читаются – международному автоперевозчику от этого не легче: из-за неадекватного понимания существующих предписаний проблемы возникают именно у него.

 

В нарушение сложившихся законов жанра начнём всё не с начала, а с окончания. То есть: вначале – юридическое пояснение, а потом – собственно проблемы перевозчиков.

 

1. Таможенное сопровождение – сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите (статья 87 ТК РФ).

2. Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случае:

1) непредставления обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 Таможенного Кодекса;

2) перевозки отдельных видов товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими в соответствии с Таможенным Кодексом;

3) недоставки перевозчиком хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;

4) обратного вывоза ошибочно поставленных в Российскую Федерацию товаров или товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен, если место фактического пересечения указанными товарами таможенной границы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;

5) перевозки товаров в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 80 Таможенного Кодекса;

6) перевозки товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

7) Таможенные органы могут только в исключительных случаях (ст. 23 Конвенции МДП) требовать, чтобы при проезде по территории их стран дорожных транспортных средств или контейнеров, составов транспортных средств или контейнеров сопровождения за счёт перевозчика (Превышение предполагаемых платежей за перемещаемый товар на транспортном средстве над суммой гарантии книжки МДП, которая составляет 50 тыс. долларов).

За таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 3 ст. 87 Таможенного Кодекса РФ).

Таможенное оформление сопровождаемых товаров и транспортных средств производится в таможенном органе назначения в приоритетном порядке (п. 8 приказа ГТК РФ от 03.10.2000 г. № 897).

Решение о таможенном сопровождении в случае перемещения товаров, транспортных средств и документов на них в соответствии с процедурой МДП таможенный орган принимает в особых случаях в соответствии со ст. 23 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжек МДП (Конвенция МДП, 1975) и на основании актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле и нормативных правовых актов ГТК России (п. 11 приказа ГТК РФ от 03.10.2000 г. № 897).

Решение о таможенном сопровождении принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) либо заместитель начальника таможенного органа на основании заявки должностного лица таможенного органа Российской Федерации путём наложения письменной резолюции не позднее суток со дня подачи заявки (п. 13 приказа ГТК РФ от 03.10.2000 г. № 897).

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачивает перевозчик или любое иное заинтересованное лицо после принятия начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника таможенного органа соответствующего решения, но до начала организации таможенного сопровождения (п. 46 приказа ГТК РФ от 03.10.2000 г. № 897). В настоящее время ставки за таможенное сопровождение определены Федеральным законом 139-ФЗ от 11.11.04 г.

Ставки сборов за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного транспорта уплачиваются до50 километровв размере 2 тыс. рублей, от 51 до100 км– 3 тыс. рублей, от 101 до200 км– 4 тыс. рублей. На расстояние свыше200 кмсборы составляют 1 тыс. рублей за каждые100 кмпути, но не менее 6 тыс. рублей. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются таможенному органу, принявшему решение о таможенном сопровождении и организовавшему его.

В случае таможенного сопровождения таможенным нарядом, созданным в соответствии с п. 20 настоящего Положения, таможенные сборы за таможенное сопровождение может уплачивать получатель товаров или любое иное заинтересованное лицо таможенному органу назначения (п. 47 приказа ГТК РФ от 03.10.2000 г. № 897).

При оформлении документов на сопровождаемые товары и транспортные средства должностное лицо таможенного органа отправления на соответствующих отрывных листах книжки МДП, а также на документах, необходимых для таможенных целей и для таможенного контроля (транспортные, товаросопроводительные документы, счета-фактуры, счета-проформы и т. д.), проставляет штамп:

                -------------------------¬

 

¦ ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ¦

¦ _______________ ТАМОЖНИ ¦

"___" __________    г.

L--------------------------

 

При перевозке товаров с применением процедуры МДП указанный штамп проставляют, а сумму таможенных сборов и номер предписания указывают на оборотной стороне отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП (п. 30 приказа ГТК РФ от 03.10.2000 г. № 897). В случаях когда перевозчику не представляется письменного доказательства причин организации сопровождения, таможенным органам рекомендуется по просьбе перевозчика вписывать в графу 5 “разное” на корешке № 1 книжки МДП слово “Сопровождение” с последующим кратким указанием причин, послуживших основанием для требования такого сопровождения (комментарии к статье 23 Конвенции МДП).

 

Проблемы, возникающие у перевозчика при организации таможенного сопровождения

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 87 ТК РФ таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенном контролем, в том числе и перемещаемых по процедуре МДП. Такое право ему дано законом. Но по непонятным причинам таможенный орган, приняв такое решение, пытается его не выполнять, а перевозчику навязывает различными методами услуги “С.В.Т.С.-Сопровождение”, нарушая тем самым Таможенный кодекс, являющийся федеральным законом, и нормативные документы. При организации сопровождения коммерческая организация ЗАО “С.В.Т.С.-Сопровождение” заключает с таможней договор поручительства и таким образом выступает одной из мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при таможенном транзите (ст. 86 ТК РФ) – обеспечением уплаты таможенных платежей (распоряжение ГТК России от 29.10.03 № 596-р). Обеспечение таможенных платежей является для товара, перемещаемого по процедуре МДП, дополнительной мерой обеспечения, что противоречит:

- ст. 4 Конвенции МДП: “Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях”;

- п. 1 письма ГТК России от 13.06.02 № 01-06/23242. “В соответствии со статьей 4 конвенции МДП, 1975, таможенные органы не могут требовать в отношении товаров и транспортных средств, перевозимых по процедуре МДП, применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей”.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, находящихся под таможенном контролем и перемещаемых по процедуре МДП, уплачивает перевозчик или любое заинтересованное лицо таможенному органу в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 87 ТКРФ). Но перевозчик за навязанное в данном случае сопровождение оплачивает сумму большую, чем определено Федеральным законом 139-ФЗ от 11.11.04 г., и не в кассу таможни, а коммерческой структуре: нарушается требование п. 3 ст. 87 ТК РФ.

3. При организации такого сопровождения сопровождение товаров и транспортных средств не осуществляется должностными лицами таможенных органов, что является невыполнением требований:

- п. 1 ст. 87 ТК РФ: “Таможенное сопровождение – сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите”;

- п. 1 приказа ГТК РФ от 03.08.2000 г. № 897: “Таможенное сопровождение товаров, транспортных средств и документов на них – это мера по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перемещении товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем, при использовании которой должностные лица таможенных органов Российской Федерации сопровождают перевозимые товары, транспортные средства и документы на них на основании решения таможенного органа Российской Федерации (далее – таможенное сопровождение). Таможенное сопровождение производят специально подготовленные должностные лица таможенных органов, в обязанности которых входит таможенное сопровождение;

- п. 16.2 приказа ГТК РФ от 08.09.03 г. № 973: “Таможенное сопровождение осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при ВТТ или МТТ товаров. Порядок таможенного сопровождения определяется Кодексом и правовыми актами ГТК России”.

4. Таможенный орган вместо организации “сопровождения” вынуждает перевозчика использовать услуги ЗАО “С.В.Т.С.-Сопровождение” руководствуясь письмами ГТК России и ЦТУ, не прошедшими государственной регистрации в минюсте, что является нарушением Федерального закона:

- п. 2 ст. 5 ТК РФ: “Нормативно правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации, официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

Данная проблема уже поднималась вице-президентом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Евгением Судаковым в журнале «Таможня» № 1-2 от 25.01.2005 г., но, как говорится, а воз и ныне там...

 

Игорь АСТРОВ