Тест-драйв "Safety on Tour – экстрим во благо безопасности"


ЗАО “ДаймлерКрайслер Автомобили РУС” ежегодно устраивает тест-драйвы по безопасному вождению. Но на этот раз впервые в России оно провело уникальную программу Safety on Tour – тренинг по управлению малотоннажными автомобилями Mercedes-Benz. Тест-драйв был организован на объектах полигона ГУП НИЦИАМТ в подмосковном Дмитрове.

 

Целых три дня, с 8 по 10 июня 2005 года, на федеральном объекте по испытаниям и доводке автомобильной техники было по-особому жарко. На разных участках специальных дорог в мастерстве управления серийными автомобилями Mercedes-Benz малой грузоподъёмности тренировались около 100 человек. Среди них были представители ведущих российских СМИ, клиенты, партнёры и сотрудники дилерских предприятий ЗАО “ДаймлерКрайслер Автомобили РУС”. Гости выполняли задания различной степени сложности и активно делились полученными впечатлениями. Ну где, как не на полигоне, пустить машину в управляемый занос и заставить работать бортовую электронику с полной нагрузкой?!

Те, кто выкроили время для поездки в Дмитров на тест-драйв, нисколько об этом не пожалели. Участники программы получили действительно уникальную возможность испытать системы безопасности за рулём моделей Viano, Vito и Sprinter. Для собравшихся это были своего рода ускоренные однодневные курсы безопасного вождения. Каждый смог испытать себя и технику в спровоцированных критических ситуациях, а также пройти курс подготовки профессионалов по безопасной транспортировке груза в малотоннажных автомобилях. Кроме того, каждый желающий получил индивидуальную консультацию инструкторов DaimlerChrysler AG и провёл по специальной трассе инкассаторский броневик.

Уместно сказать, что программа Safety on Tour была разработана около года назад в Германии как специальный курс для клиентов, в котором все упражнения максимально приближены к реальным ситуациям. В программу включены три специальных курса: “Физика движения”, “Безопасность груза для профессионала” и “Системы безопасности”. К слову, на данный момент на родине Mercedes-Benz существует несколько различных курсов безопасного вождения, в которых принимают участие около 20 тыс. клиентов концерна. Для нас же это явление пока малораспространённое. Однако подобные курсы в перспективе должны стать такой же нормой, как сдача на “права”.

Кстати, с декабря 2004 года введены в действие новые типы малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz в фиксированной комплектации. Они охватывают все модельные ряды: Vaneo, Viano, Vito, Vario и Sprinter, причём во всех основных вариантах исполнений (минивэн, микроавтобус, фургон и шасси). Что же такое фиксированная комплектация? Это универсальный способ, позволяющий решить транспортные задачи большинства клиентов. Яснее выражаясь, стоимость новых типов малотоннажников Mercedes-Benz определена, исходя из ситуации на рынке. Она ниже розничной цены и тем самым уже привлекательнее. Ещё один плюс – возможность заказать ряд платных опций из специально подобранного списка. Время доставки таких машин существенно ниже сроков доставки автомобилей, заказанных традиционным способом. Секрет оперативности прост: многие малотоннажники уже находятся на свободном складе. Автомобили Vito, Vario и Sprinter в фиксированной комплектации выходят под названием “Специальная версия”, а Viano – под названием “Особая серия”. Вот их-то и тестировали на полигоне.

Немецкие специалисты объяснили, что безопасность DaimlerChrysler, по их глубокому убеждению, начинается с конструкции автомобиля, но не заканчивается исключительно технической стороной. Профессионалы из Штутгарта исходят из комплексного решения вопросов защиты участников дорожного движения и обеспечения безопасности окружающих. По их мнению, управление автомобилем должно быть настолько комфортным для водителя, чтобы это реально способствовало обеспечению безопасности всех находящихся в нём пассажиров, а также сохранности перевозимого груза. И потому один из пунктов программы Safety on Tour был направлен на управление машиной, оснащённой системой ESP, в условиях заноса. Понадобилось несколько минут для того, чтобы наглядно убедиться в эффективности электронной системы стабилизации движения, и несколько часов для того, чтобы на собственном опыте ощутить её преимущества. При этом инструкторы обратили внимание гостей на то, что наличие электроники не должно искушать водителя недооценивать опасность. И это резонно, ведь физические законы движения автомобиля никакие “умные” устройства отменить не в состоянии.

Оснащённый ESP автомобиль исправляет ошибку водителя при явной угрозе заноса. Во время движения блок управления сравнивает фактическое поведение машины с заданными значениями. И если действия водителя не совпадают с реакцией автомобиля, в считанные доли секунды электроника корректирует поведение техники. В зависимости от ситуации, она изменяет крутящий момент двигателя или целенаправленно затормаживает одно или несколько колёс. В итоге человек сохраняет контроль над техникой.

На участке базальтовой плитки, обильно политой водой, предстояло пройти испытания на эффективность противобуксовочной системы ASR. Здесь же отрабатывалось движение с использованием тормозного ассистента BAS и системы электронного распределения тормозного усилия EBV. А на другом участке предстояло пройти “змейку” на скорости, провоцирующей снос задней оси. Однако электронные системы не дали машинам вылететь за пределы трассы, опасно накрениться или завертеться в неуправляемом заносе. Конечно, при желании можно было заставить автомобиль сильно отклониться от заданной траектории или “пуститься в пляс”. Но, как говорится, сдуру можно и язык сломать…

Что же касается всей программы, то к исходу активной части однодневного практического тренинга многие чувствовали себя увереннее. А кто-то откровенно вздыхал о том, что на его собственной легковой машине нет таких систем безопасности, которые на автомобилях Mercedes-Benz стали серийными.

 

Александр КАЛУГИН