Выставки "Зеркало души, или Знакомые всё лица"


Автомобильная выставка, традиционно приуроченная к ежегодному собранию Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (а в этом году она была юбилейной, 10-й), вызвала у этих самых перевозчиков неоднозначные чувства. С одной стороны, была налицо попытка организаторов создать у присутствующих ощущение праздника (духовой оркестр, выступления артистов, певцов и танцоров), с другой – выставка, как зеркало, отразила непростую ситуацию, возникшую в отрасли международных перевозок в республике.

 

Те, кто регулярно посещал эту выставку, наверняка заметил, что даже у «завсегдатаев» экспонатов становится год от года всё меньше. Даже МАЗ, патриотично награждённый дипломом БАМАП «за вклад в…» и т. д. и т. п., традиционно выставлявший грузовики и прицепную технику в количествах, дававших возможность получить достаточно полное представление о гамме выпускаемой заводом техники, на сей раз ограничился всего четырьмя экспонатами, два из которых – автобусы.

Туристический автобус МАЗ-251 – до сих пор единственный…


Арка заднего колеса 251-го лайнера – привлекательно и нестандартно. Но насколько такое решение функционально?

 

Ну что ж, автобусы так автобусы. Безусловно, автобусная тема для Минского автомобильного сейчас важна, как никогда: этот брэнд ныне является чуть ли не символом процветания государства. Всего год с небольшим назад столичный автогигант продемонстрировал миру вначале малый автобус «восьмиметрового» класса, а затем и международный лайнер. Обе машины были представлены на нынешней выставке. Интерес к обеим был, и немалый. Но носил он скорее «ознакомительно-любопытствующий» характер, особенно по отношению к лайнеру МАЗ-251. Если «восьмиметровик» уже пошёл в мелкосерийное производство и купить его можно (правда, с одной оговоркой – предварительно заключив контракт, поскольку план производства формируется именно исходя из количества контрактов), то с лайнером, похоже, дело обстоит немного серьёзнее. Понятно, что такие машины в крупную серию не пойдут, поскольку потребность в них гораздо ниже, чем в малых автобусах, да и стоимость покупок несоизмерима (цена 256-го составляет около 40 тыс. долларов, лайнер обойдётся будущему покупателю примерно в 200 тыс. долларов). Однако выставочный 251-й особого оптимизма у гостей выставки не вызвал. Внимательный взгляд на боковину автобуса почему-то наводил на мысль, что он побывал в ДТП и был не очень качественно восстановлен: блики боковины весьма далеки от правильных геометрических линий. Обратили на себя внимание и задние колёсные арки. При всей оригинальности замысла (такое решение, безусловно, улучшает общий дизайн автобуса) их функциональность вызывает сомнения. Что с арками случится зимой, когда зазор (на удивление мизерный) между ними и колёсами начнет забиваться льдом? Ответить на этот вопрос помогут только серьёзные испытания. Несколько расстроило и наличие трещин в шпаклёванных стыках пластиковых панелей. Для машины такого возраста и пробега появление трещин, пожалуй, несколько преждевременно (независимо от причин)…

Cтенд «Scania” – всего две машины. Но одна из них – из новой R-серии

 

Разумеется, в процессе подготовки производства «детские болезни» пластиковых панелей будут устранены, но всё-таки выставочный образец должен быть визитной карточкой возможностей производителя и его передовых технологий. Может быть, причина появления испытательной машины на выставке в том, что «выставочной» просто не существует? В августе прошлого года выпуск первой опытной партии был запланирован на первый квартал нынешнего года. Защита собственных интересов – дело неплохое, особенно на законодательном уровне. Но «благодаря» отмене временного ввоза подвижного состава, пролоббированной руководством РУП «ПО МАЗ» на правительственном уровне, фактически нереальной стала покупка «бэушного» автобуса из Европы. Многие туроператоры (далеко не все они были мелкими и слабыми) были вынуждены уйти с отечественного рынка – им не на чем возить туристов. В «наземном туризме» остались наивные патриоты, которые были согласны купить новый отечественный лайнер. Но… Взамен подержанного «иностранца» даже патриотично настроенным туроператорам ничего путного по сей день не предложено. Одного «собранного на колене» лайнера с надписью «Испытания», который в основном занят на парадах и выставках, на всех туроператоров как-то маловато… И, наверное, прежде чем что-то предлагать и заставлять это приобретать, его следует иметь в наличии…

Председатель БАМАП Н. И. Боровой со вступительным словом перед открытием выставки

 

МАЗ, правда, уж который год жалуется на отсутствие инвестиций (дайте деньги – дадим машину). Это напоминает репертуар Остапа Бендера… Иностранные производители сначала тебя инвестируют транспортным средством, а потом уж терпеливо ждут, бедолаги, когда ж ты наконец рассчитаешься…

Кроме МАЗа и МАЗ-MAN, производители грузовой техники были представлены на бамаповской тусовке мировыми брэндами: грузовыми автомобилями Scania, Volvo, IVECO, DAF, прицепной техникой Krone и Schmitz. Те из посетителей, которые пришли на выставку пораньше, до официального открытия, не могли не заметить, что почти на всех машинах были «небелорусские» (российские и литовские) номерные знаки. Секрет прост: не все перевозчики «прекратили своё существование». Наличие «соседских» номеров и логотипов весьма символично отражает положение дел в отрасли – массовый «исход» перевозчика из родной страны. Всего за год количество белорусских автомобильных перевозчиков, задействованных в процедуре МДП, уменьшилось с 3700 до 1400 (хотя и эта официально оглашённая цифра вызывает некоторые сомнения). Причины этого невесёлого явления открыто, а зачастую и нелицеприятно, были высказаны на собрании: и отмена временного ввоза, и проблемы с выдачей разрешений, и старение подвижного состава.

Нечастый гость на белорусских выставках – «DAF”

 

Давно мы не видели на выставках БАМАП грузовики DAF. На этот раз предприятие «Центратехсервис» экспонировало сразу три машины этой довольно редкой у нашего перевозчика марки: автовоз на базе  «региональника» CF и два варианта «флагмана» фирмы – магистрального тягача XF (опять-таки с литовскими номерами).

Маршрутное такси от «Сифтранс»: пока опытный образец. В будущем – посмотрим…

 

Ещё одна, действительно новинка, правда, не имеющая отношения к международным грузоперевозкам – опытный образец маршрутного такси от минского предприятия «Сифтранс». Машина создана на базе микроавтобуса Peugeot Boxer. Предусмотрены два варианта планировки – с обычными сиденьями и первым рядом, развёрнутым спиной по направлению движения. Число перевозимых пассажиров – 16. Что интересно: в задней части кузова предусмотрена площадка для трёх стоящих пассажиров, оборудованная поручнями. Это решение актуально для непродолжительных поездок. Площадку для стоящих пассажиров можно вполне успешно использовать для размещения багажа на более продолжительных маршрутах – например типа «город – аэропорт», где, как правило, пассажир имеет при себе объёмную дорожную сумку (а иногда и не одну). В этом случае её не нужно держать на коленях, прижимая ухо соседа к боковому стеклу. В ближайшее время будет завершена сертификация новой машины, и тогда уже можно будет говорить о её востребованности пассажирскими перевозчиками. Притом что параметры автобуса, что называется, «на уровне», многие, вероятно, предпочтут всё-таки «Газель». Причина – довольно высокая стоимость. Если «Газель»-маршрутку можно купить за 17 тыс. долларов, то ориентировочная цена маршрутки «Сифтранс» – около 30 тысяч. Правда, и эта цифра ощутимо меньше, чем цена 18-местного Sprinter (даже российской сборки), за который придется выложить 44 тыс. евро. Плюсы, безусловно, имеются: мощность двигателя101 л. с.,12 лдизтоплива на100 кмпо городскому циклу, система ABS в стандартном исполнении, планировка салона – по желанию заказчика. Найдёт ли она своего покупателя – покажет время.

100-кубовый «МЕГА-трейлер» Schmitz на шинах размерностью 455/40-R22,5, которые позволяют использовать стандартную ось с большим диаметром тормозных дисков. Тягач для этого прицепа должен иметь седло высотой950 мм

 

А если говорить по большому счёту, то смотреть-то было не на что. Лёгкая грусть витала в воздухе над площадкой с выставленной техникой. Если ситуация в отрасли в ближайшее время радикально не изменится, вряд ли и Scania новой R-серии, и красавец DAF XF найдут сколько-нибудь значительное число покупателей из Беларуси.

Салон опытной «маршрутки». В его задней части – площадка для стоящих пассажиров, оборудованная поручнями. На протяженных маршрутах ее вполне можно использовать под багаж

 

Фейерверки и победные марши военного оркестра, пляски гибких юных танцовщиц – это, конечно, здорово. Но вряд ли этого достаточно для светлого будущего белорусских международных автоперевозчиков…

 

Александр ТОВПИК,

фото автора